Динара Денисова
Выявление особенностей социальных отношений у учащихся с недоразвитием интеллекта
▼ Скачать + Заказать документы
Необходимость изучения личности ребенка на всех этапах развития определяется тем, что структура личности складывается постепенно, а входящие в нее составляющие в большей мере определяют успехи и трудности ребенка в обучении, особенности его поведения в различных ситуациях.
Дипломное исследование, ориентированное на сравнительный анализ особенностей системы социальных отношений подростков с недоразвитием интеллекта и их нормально развивающихся сверстников, проводилось в два этапа.
Публикация «Выявление особенностей социальных отношений у учащихся с недоразвитием интеллекта» размещена в разделах
1 этап исследования - Анализ результатов выполнения методики исследования ценностных ориентации подростков с интеллектуальной недостаточностью как системы отношений, возникающих в процессе их социального развития. Необходимо отметить различия диагностических показателей у изучаемой и контрольной групп подростков (нормально развивающиеся сверстники). Эти различия отмечаются как по показателям отношений к основным видам деятельности, так и в отношении к социальным группам людей
В сфере ценностных ориентации подростков необходимо отметить отношение к основным видам деятельности, которые обусловливают динамику развития когнитивных и социальных качеств личности, а так же её направленность. Одним из основных видов деятельности подростков является учебная деятельность, однако, диагностируемое отношение к ней подростков с интеллектуальной недостаточностью имеет скрытый отрицательный знак, тогда как у нормально развивающихся подростков доминирует положительное отношение к учебной деятельности (табл. 1, 2). Как показывают результаты диагностики, данное отношение обусловлено не только трудностями в обучении у подростков с интеллектуальной недостаточностью, несформированностью познавательных интересов, но и нарушенностью эмоциональных взаимоотношений с преподавателями, деструктивностью других взаимоотношений, возникающих в процессе учебной деятельности.
Неуспешность в учебной деятельности, трудности, возникающие в деятельности, низкая эмоциональность отношений с взрослыми в школе влияет на значимость для подростков педагогических воздействий, как агентов социального развития. Поэтому, вполне закономерным является диагностируемое нами формальное или негативное отношение подростков с интеллектуальной недостаточностью к педагогическим воздействиям взрослых, которые не приобретают для них своей значимости, конструктивной направленности, а значит, обладают малой действенностью. Подростки данной группы, впрочем, как и их нормально развивающиеся сверстники, мало ориентируются на мнение педагогов школы, их выборы характеризуются ми низкой эмоциональностью отношений с ними. Тем не менее, более 60% нормально развивающихся подростков связывают своё ближайшее будущее, своё социальное и профессиональное становление с дальнейшим обучением, тогда как в группе подростков с нарушенным интеллектом таких выборов всего лишь 27% (табл. 1).
Следующий разряд отношений, который требует своего рассмотрения - это отношения к окружающим людям, позволяющие выявить у подростков основные приоритеты в построении взаимоотношений с окружающими, референтные социальные группы, их роль в социальном развитии подростков.
Диагностика отношений подростков с интеллектуальной недос-таточностью к ближайшему окружению выявила более высокую ре-ферентность всех взрослых людей ближайшего окружения, в том числе и взрослых в семье, которые остались в сфере предпочтений подростков данной группы. У нормально развивающихся подростков диагностируется меньшая зависимость от влияний взрослых, большая самостоятельность в выборе предпочтений, определении ближайших перспектив. Данные показатели могут свидетельствовать о задержанности процессов индивидуализации и автономии у подростков с нарушенным интеллектом, их пока еще высокой зависимости от взрослых. Эта пока ещё сильная позиция взрослых в сфере предпочтений подростков с нарушенным интеллектом обеспечивает и большую выраженность социально значимых интересов по сравнению с нормально развивающимися сверстниками, у которых большую значимость приобретают традиции подростковой группы, ориентации на мнение референтных сверстников, групповую субкультуру. Согласно данным исследования, нормально развивающиеся подростки чаще отдают предпочтение занятиям, «не требующим серьёзных усилий, но дающим ощущение свободы, отдыха», чаще посещают кафе, бары, дискотеки, занимаются личными занятиями и увлечениями
Подростки с нарушенным интеллектом чаще занимаются домашними делами, работают на приусадебных участках, увлекаются коллекционированием музыкальных записей, просиживают у телевизора. Тем не менее, как и их нормально развивающиеся сверстники, подростки с нарушенным интеллектом большую часть времени проводят со сверстниками, общение с ними является наиболее актуальной сферой их предпочтенийТаким образом, исследование ценностных ориентации подростков с интеллектуальной недостаточностью свидетельствуют о деформациях ценностного компонента личности данной категории детей, деформации их социальных связей, незрелости системы внутренней регуляции поведения. Данные образования личности и должны, на наш взгляд, являться объектом психокоррекционных воздействий в системе психолого-педагогической работы с умственно отсталыми подростками.