Наталия Склярова
Развитие эмоций дошкольников в процессе театрально-игровой деятельности
▼ Скачать + Заказать документы
Развитие эмоциональности и творчества через театрально-игровую деятельность
.
Мы, взрослые, хотим видеть детей счастливыми, улыбающимися, умеющими общаться с окружающими, добрыми и чуткими к другим людям, радующимися своим, даже самым маленьким достижениям, проявляющими творчество и инициативу. Я уверена, что для развития творческих способностей ребёнка и гармоничной личности в целом огромные возможности даёт театрализованная деятельность. По утверждению многих педагогов психологов (А. Н. Леонтьев, Л. П. Стрелкова, М. Я. Якобсон, Б. М. Теплов) на основе театрализованной деятельности можно реализовать практически все задачи воспитания, развития и обучения.
Публикация «Развитие эмоций дошкольников в процессе театрально-игровой деятельности» размещена в разделах
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Театр. Театрализованная деятельность
- Эмоции. Развитие эмоциональной сферы у детей
- Темочки
Театрализованную деятельность можно рассматривать как мощный инструмент открытия и шлифовки многих человеческих способностей, и в первую очередь способности познать себя, окружающий мир, коррекции негативных состояний и проявлений, а так же развитию навыков общения с другими людьми. Общение – основное условие развития ребёнка, важнейший фактор формирования личности, один из главных видов деятельности человека. Главной формой общения считаю игру, которая является ведущей деятельностью ребёнка. В игре дети учатся достойно проигрывать, в игре, формируется самооценка. Общение в игре ставит каждого на своё место. Дети развивают свои организаторские способности, укрепляют возможные качества лидера, привыкают к совместным действиям, приобретают навыки честного соревнования, учатся подчиняться законам коллектива, находя своё место в нём. В театральной игре все участники равны. Каждый проявляет свою инициативу, свои желания и представления. Но от каждого требуется умение согласовывать свои действия с действиями других участников, с определёнными правилами.
Можно смело утверждать, что театрализованная деятельность является источником развития чувств, глубоких переживаний и открытий ребёнка, приобщает его к духовным ценностям, развивает эмоциональную сферу ребёнка, заставляет его сочувствовать персонажам, сопереживать разыгрываемым событиям. Педагог и психолог Б. М. Теплов отмечал: «В процессе этого сопереживания создаются определённые отношения и моральные оценки, имеющие несравненно большую принудительную силу, чем оценки, просто сообщаемые и усваиваемые». Таким образом, театрализованная деятельность – важнейшее средство развития у детей эмпатии – способности распознать эмоциональное состояние человека по мимике, жестам, интонации, умения ставить себя на его место в различных ситуациях, находить адекватные способы содействия. А В. А. Сухомлинский писал: «Глухой к другим людям – останется глухим к самому себе: ему будет недоступно самое главное в самовоспитании – эмоциональная оценка собственных поступков».
Театрализованная деятельность позволяет формировать социальные навыки поведения благодаря тому, что каждое литературное произведение или сказка для детей дошкольного возраста всегда имеют нравственную направленность – учат дружбе, добру, честности, смелости и т. д. Благодаря сказке ребёнок познаёт мир не только умом, но и сердцем. И не только познаёт, но и выражает собственное отношение к добру и злу. Любимые герои становятся образцами для подражания и отождествления. Театрально- игровая деятельность позволяет ребёнку решать многие проблемные ситуации непосредственно от лица какого-нибудь персонажа. Это помогает преодолевать робость, неуверенность в себе, застенчивость. Таким образом, театрализованная деятельность помогает всесторонне развивать ребёнка.
И самое главное, что хотелось бы отметить, театрализованные игры всегда радуют ребятишек и пользуются у них большой любовью. Дети видят окружающий мир через образы, краски и звуки. Ребята смеются, когда весело персонажам, грустят вместе с ними, могут плакать над неудачами любимого героя и готовы прийти к нему на помощь. Театрализованные игры – это зрелищность, радость, праздник, где должно быть много музыки, которая подчёркивает характер героев и основную мысль театрализованной игры. Под музыку маленьким артистам легче имитировать движения персонажей, совершенствуется координация, вырабатывается чувство ритма. Движения сопровождаются репликами, пением, что в свою очередь повышает активность рече - двигательного анализатора, «балансирует» процессы возбуждения и торможения. От игры к игре дети лучше запоминают тексты, овладевают средствами выразительности, постепенно активизируют свой словарь, совершенствуют звуковую культуру речи, интонационный строй. Исполняемая роль, произносимые реплики, ставят ребёнка перед необходимостью, изъяснятся ясно, чётко, понятно. У него улучшается диалогическая речь, её грамматический строй, вырабатывается выразительная публичная речь. У ребят появляется чувство ответственности за успех. Таким образом, театральные игры – один из самых эффективных способов коррекционного воздействия на детей, в котором ярко проявляется принцип обучения – учить играя.
В своей работе по развитию творческих способностей через театрально- игровую деятельность я поставила основную цель: создать условия развития особо неравнодушного, активно преобразующего отношения ребёнка к миру, эстетического отношения, в котором переплетаются качества нравственности, эстетического и эмоционального начала, его образного мышления. И следующие задачи:
• развивать устойчивый интерес к театрально - игровой деятельности;
• совершенствовать исполнительские умения детей в создании художественных образов, используя игровые, песенные и танцевальные импровизации;
• побуждать к импровизации на тему знакомых сказок средствами мимики, пантомимы, выразительных движений и интонаций;
• развивать память, мышление, воображение, внимание;
• воспитывать гуманные чувства и стремление быть отзывчивым к взрослым и сверстникам;
• развивать способность свободно и раскрепощённо держаться при выступлении перед публикой;
• знакомить с разными видами театров – би-ба-бо, настольным, теневым, пальчиковым, театром марионеток;
• активизировать и расширять словарный запас, совершенствовать грамматический строй, связную речь, ее темп и выразительность;
• поддерживать желание детей активно участвовать в праздниках и развлечениях.
Реализовать эти задачи можно лишь с учётом специфичности, импровизационности при условии организации театрально-игровой среды, как самоценной и свободной творческой деятельность дошкольников. Стараюсь привлекать родителей к изготовлению костюмов, поделок, декораций, масок и других реквизитов, а так же участию в спектаклях со своими детьми и организации праздников и развлечений.
Мои дети – думающие, сообразительные, обладающие воображением, что не менее важно, чем умение писать и читать для будущих школьников. Мне нравится, когда у ребятишек «горят глаза», когда они «впитывают» всю предоставленную информацию. И я чувствую огромную отдачу, когда мои воспитанники отвечают своими неповторимыми улыбками на мою, и делятся теплом и искренностью своих таких маленьких, но уже таких прекрасных душ.