Ольга Марьина
Викторина «Знатоки птиц». Зимующие птицы. Старшая группа
▼ Скачать + Заказать документы
Викторина «Знатоки птиц»
Тема: Зимующие птицы.
Старшая группа. ГБОУ Школа № 935 Москва.
Воспитатель : Марьина Ольга Васильевна, Комарова Ольга Александровна.
Музыкальный руководитель: Соколова Александра Владимировна.
Цель: Уточнить знания о зимующих птицах. Воспитывать у детей любовь к птицам и к родной природе. Учить разгадывать голоса птиц и творить чудеса- кормить и помогать зимой птицам.
Публикация «Викторина „Знатоки птиц“, Зимующие птицы, Старшая группа» размещена в разделах
- В мире животных. Викторины, интеллектуальные игры
- Викторины. Сценарии викторин и интеллектуальных игр
- Зима. Сценарии развлечений
- Зимние праздники
- Зимующие птицы
- Зимующие птицы. Викторины, интеллектуальные игры
- Птицы. Викторины, интеллектуальные игры
- Старшая группа
- Экологические викторины. Знатоки природы
- Темочки
Предварительная работа: Изготовление поделок и рисунков и кормушек для птиц с воспитателями и родителями «Зимующие птицы». Чтение книг и просмотр фильмов по тематике «Птицы зимой».
Материалы и оборудование: Аудиозапись голоса птиц. Иллюстрации и картинки зимующих птиц. Схемы птиц.
Ход
Воспитатель:
Приветствуем сегодня всех
Мы рады встрече с вами
И не случайно в этот зал
Всех вместе мы собрали
Детей сегодня позвала игра
И пусть она пройдет активно и нескучно!
В викторине «Знатоки птиц» участвует 3 команды.
1) Команда «Быстрые», ваш девиз?
«Очень быстрые синицы, нам на месте не сидится!»
2) Команда «Дружные», ваш девиз?
«Эти птицы-воробьи дружбой крепкою сильны!»
3) Команда «Смелые, ваш девиз?
«Смелость снегирей зовет в холодный зимний перелёт!»
Команды, занимайте свои места.
Для начала нашей игры нам надо пригласить жюри. (вызываются члены жюри)
Ребята, вы уже много знаете о зимующих птицах, и, думаю, что вы отлично справитесь со всеми заданиями, которые мы приготовили для вас. Вы готовы к первому заданию?
Первое задание – разминка.
В ней вы должны будете отгадать загадки. Загадки по очереди одной, второй и третьей командам. За каждый правильный ответ команда получает один балл и один магнит на доске.
1) Я по дереву стучу,
Червяка добыть хочу
Хоть и скрылся под корой,
Все равно он будет мой. (Дятел)
2) Непоседа пестрая,
Птица длиннохвостая,
Птицы говорливая,
Самая болтливая! (Сорока)
3) Каждый год я к вам лечу,
Зимовать у вас хочу.
Ведь еще красней зимой
Ярко-красный галстук мой. (Снегирь)
Молодцы, с первым заданием справились, а вот и второе задание для нашей разминки.
Выкладываются три картинки, по очереди для каждой команды.
Назовите этих птиц и скажите, что их объединяет, почему они вместе?
Жюри оглашает итоги разминки, выставляет магниты командам.
II. К детям выходит Зима
• Зима:
Здравствуй, небо голубое!
Здравствуй, солнце золотое,
Здравствуй, вольный ветерок,
Здравствуй, беленький снежок!
Здравствуйте, детишки, девчонки и мальчишки,
Здравствуйте, я всем скажу, всех я вас приветствую!
А я зимушка-зима! Весела я и бела.
К вам я в гости пришла.
С морозами трескучими
Со снегами сыпучими, с ветрами вьюжными.
• Зима: Вы меня любите?. Я знаю! Есть у меня волшебное зеркало. Вижу я в нем, как вы зиме радуетесь, как в снежки играете, на горках катаетесь…. Но не поняла я, здесь-то вы что делаете? (проходит, смотрит на картинки)
А., да это же мои друзья-птицы? Они мне хорошо знакомы.
Воспитатель:
Конечно, Зимушка-зима, ведь эти птицы и тебе и нам хорошо известны, правда, ребята? Мы их часто встречаем во дворах, в парке, да и в детском саду на участке, они прилетают к кормушке.
Ребенок
В гости первый день недели
К нам вороны прилетели
А во вторник, посмотри,
Прилетели снегири.
Ребенок
Три вороны были в среду,
Мы не ждали их к обеду,
А в четверг со всех краев
Стая жадных воробьев
Ребенок
В пятницу в столовой нашей
Голубь лакомился кашей.
Налетело семь сорок.
• Зима: как называются птицы, которые остались с нами зимовать?
Дети: Зимующие птицы.
• Зима: (смотрит на кукушку) А только вот эту птицу я что-то никогда не встречала.
Ведущая:
Это кукушка. Ребята, давайте объясним Зимушке-зиме, почему она никогда не видела кукушку. Кто готов – поднимите, пожалуйста, руку. Зимушка, выбирай, кого из ребят ты послушаешь. (ребенок говорит, что кукушка перелётная птица и на зиму улетает в теплые края).
Зима: Да-да, слышала я от своей сестры Весны, что с её приходом к вам прилетят другие птицы. Я их никогда не видела… Так значит, это перелётные птицы!
Зима: Почему же перелетные птицы улетают отсюда на зиму? Почему я их никогда не видела?
Ведущая:
Ребята, поднимите руку, кто знает, почему перелетные птицы улетают на зиму, в теплые края?
Дети: Зимой нет насекомых, перелетным птицам нечего есть. Вот они и улетают в жаркие страны.
Ведущая:
Зимушка-зима, сейчас ребята познакомят тебя с некоторыми перелётными птицами. Посмотрите на волшебную дорожку и догадайтесь, какая картинка лишняя, какой птицы зима никогда не видела?
Выставляются картинки к игре «Четвертый лишний».
Первая дорожка – для первой команды. Вторая – для второй. Третья – для третьей.
Дети: Лишняя картинка вот эта, здесь ласточка. Ласточка зимой улетает. Все птицы зимующие, а ласточка нет. (Таким же образом еще три «дорожки»).
Зима: Спасибо, ребята, теперь я знаю, как эти птицы называются.
• Я, Зима – красавица, щедра на искристые снежинки, обильные снега, метели, да не хлебосольна, не могу угостить ни сочными овощами, ни сладкими фруктами, ни ягодами. Вот и улетают от меня перелетные птицы в теплые края.
Ведущая:
Да, какие все-таки бывают разные птицы! Дети, прочитайте нам стихотворение об этом!
Бывают птицы разными :
Одни боятся вьюг
И улетают на зиму
На добрый, тёплый юг.
Жюри подводит итоги
Воспитатель:
Молодцы, ребята.
Улетают в теплые края, Другие – те народ иной:
В мороз над лесом кружат,
Для них разлука с родиной
Страшнее лютой стужи.
по результатам игры
Зимушка-зима, а почему
а остаются с тобой и с К их пёрышкам взъерошенным
Не пристают снежинки,
Они и под порошами
Резвятся для разминки.
«четвертый лишний».
зимующие птицы не
нами зимовать.
Зима: Зимующие птицы могут даже зимой найти себе корм. Это очень смелые птички.
Ведущая:
А наши ребята вместе со своими родителями многое узнали о зимующих птицах и хотят нам об этом рассказать.
Детские рассказы о птицах.
Зима: Вот молодцы, очень интересно. Давайте поиграем в игру «Снегири», будем все доверчивыми и весёлыми снегирями.
Игра «Снегири».
Вот на ветке, посмотри (Руками, как крылышками, хлопают себя по бокам.)
В красных майках снегири (Руками показывают грудку).
Распустили перышки (Делают мелкие потряхивающие движения рук)
Греются на солнышке (Опущенных вдоль тела)
Головой вертят (Повороты головой влево-вправо два раза).
Улететь хотят (Бегут по кругу, взмахивая руками)
Кыш! Кыш! Улетели! (Разбегаются по группе, продолжая взмахивать)
За метелью! За метелью! (Руками, как крыльями.)
(2 раза и улетают на стульчики).
• Зима: Вы догадались, почему снегири – мои любимые птицы? Когда появляются у нас снегири?
Дети: Снегири прилетают к нам только зимой. Они зовутся снегирями потому, что появляются вместе со снегом.)
Ведущая:
Зимушка-зима, посмотри, эти работы наши ребята вместе с родителями сделали. Наши дети любят птиц и хотят знать о них больше.
Задание №3. Узнай птицу по голосу. (для каждой команды по две птицы, дети называют птиц и выставляют картинки).
Задание №4. Игра «Да-Нет». По очереди для каждой команды.
Воспитатель:
Ребята, ваша задача состоит в том, чтобы задать как можно больше умных вопросов, используя нашу помогалочку. (выставляю схему и перевернутые картинки птиц). На эти вопросы я смогу отвечать только «да» или «нет». По результатам ответов вам надо будет угадать птицу, посоветоваться между собой и поручить только одному из вас назвать её.
Физкультминутка. Игра «Синицы».
Скачет шустрая синица, (прыжки на месте на двух ногах)
Ей на месте не сидится, (прыжки на месте на левой ноге)
Прыг-скок, прыг-скок, (прыжки на месте на правой ноге)
Завертелась, как волчок. (кружимся на месте)
Вот присела на минутку, (присели)
Почесала клювом грудку, (встали, наклоны головы влево-вправо)
И с дорожки – на плетень (прыжки на месте на левой ноге)
Тири-тири, (прыжки на месте на правой ноге)
Тень-тень-тень! (прыжки на месте на двух ногах)
Музыкальная пауза. Танец птиц.
Задание №5. Разрезные картинки (для каждого ребёнка). Какая команда быстрее?
Задание №6. Игра «Кому что?».
Воспитатель:
Обращает внимание на схемы «Клюв - птицы» (3 схемы)
Посмотрите на эти клювы (Схема).
• Какой этот клюв?
Дети: длинный, толстый.
• У кого такой клюв?
Дети: Такой клюв у дятла.
• Этот клюв покороче, но потолще.
• У кого такой клюв?
Дети: У вороны, у ворона, галок.
• Короткий, широкий клюв (показывает на схему) у каких птиц?
Дети: У снегиря, воробья, синицы.
• Корма зимой мало. Трудно птицам зимовать, птицам нужно помогать. Поместим рядом с птичками картинки с кормом. Чтобы не ошибиться, смотрите на клюв птицы.
Дети берут по одной картинке с кормом и кладут к какой-либо схеме (по 5 человек).
• Воспитатель: Почему для дятла положили такой корм?
Дети: Дятел длинным клювом достаёт насекомых под корой дерева. Достаёт клювом семечки из шишек.
• личинок дятел сам достанет из-под коры, а на кормушку в лесу или в парке мы можем положить ему шишки.
• Воспитатель: Посмотрите: Для ворон, галок вы положили остатки пищи: кусок хлеба, яблока, пакет от молока. Почему?
Дети: Таким клювом птица может разбросать мусор и найти что-то вкусненькое.
• Воспитатель: Что мы положили птичкам с коротким клювом?
Дети: Ягоды рябины любят снегири, свиристели. Семена дыни, арбуза, тыквы, семечки подсолнуха любят снегири. Пшено и хлебные крошки любят воробьи. Голуби тоже любят. А еще здесь сало, какая птичка любит сало (синица).
III. Стихотворение «Покормите птиц зимой.»
Ребенок:
Покормите птиц зимой.
Пусть со всех концов,
К вам слетятся, как домой,
Стайки на крыльцо.
Не богаты их корма.
Горсть зерна нужна,
Горсть одна –
и не страшна
Будет им зима!
Ребенок:
Сколько гибнет их — не счесть,
Видеть тяжело.
А ведь в нашем сердце есть
И для птиц тепло.
Ребенок:
Разве можно забывать:
Улететь могли,
А остались зимовать
Заодно с людьми.
Приучите птиц в мороз
К своему окну,
Чтоб без песен не пришлось
Нам встречать весну.
Воспитатель подводит итоги викторины, объявляет победителей, вручает призы.