Лучший педагог года

Виды речевых нарушений

Светлана Ильина
Виды речевых нарушений
▼ Скачать + Заказать документы

Основные виды речевых нарушений.

Каждый ребёнок индивидуален. Один уже в год с небольшим тараторит без умолку. Другой предпочитает молчать, до трёх лет – таков его индивидуальный темп развития. Современные психологи выделяют два самых распространённых типа нормально развивающихся детей.

«Говоруны» отличаются повышенной активностью и интересом к окружающему миру. Они очень любят разговаривать, что-то рассказывать, задавать вопросы. Такие дети легко осваиваются в новой обстановке, знакомятся с новыми людьми, часто имеют задатки лидера.

Публикация «Виды речевых нарушений» размещена в разделах

Иногда «говоруны» начинают говорить намного раньше, чем другие дети. Самое главное для них – это слышать правильную речь, всё остальное они «сделают» сами.

«Молчуны» склонны к созерцательности. Для них важна спокойная надёжная обстановка, в которой они могут неторопливо «созревать». Любая перемена требует от них времени для адаптации. «Молчунам» очень важно, чтобы их понимали.

Они могут заговорить поздно, но практически сразу чисто. Постарайтесь внимательнее реагировать на все вопросы малыша, поддерживайте с ним контакт, чтобы при необходимости вовремя помочь. В противном случае «молчун» может замкнуться в себе.

Однако если ваш «молчун» не заговорил к 2-3 годам, немедленно обращайтесь к специалисту. Логопед поставит точный диагноз: общее недоразвитие речи, алалия, аутизм и т. д. Родителей чаще пугают эти непонятные для них слова. Что же они обозначают?

Дислалия.

Один из самых распространённых дефектов речи. Если у ребёнка хороший слух, достаточный запас слов, если он правильно строит предложения и согласовывает в них слова, если его речь чёткая, несмазанная, но имеет дефектное произношение звуков такое нарушение речи называется дислалией

По количеству нарушенных звуков дислалия делится на простую и сложную.

К простым относятся нарушения, при которых дефектно произносятся один звук (например, р) или группа однородных по артикуляции (произношению) звуков (например, свистящие с, з, ц).

Если нарушено произношение звуков разных групп (например, свистящих и шипящих ш, ж, ч, ц) – это сложная дислалия.

Дизартрия.

Дизартрия – нарушение произностильной стороны речи, обусловленное недостаточной работой нервов, обеспечивающих связь речевого аппарата с центральной нервной системой, то есть недостаточной иннервацией.

При дизартрии страдают практически все группы звуков, а не произношение отдельных звуков, как при дислалии. Речь у такого ребёнка характеризуется нечётки, смазанным звукопроизношением, также наблюдается нарушение голосообразования и изменения темпа речи, ритма и интонации. Тяжёлое нарушение речи и общей моторики задерживает психическое и эмоционально-волевое развитие ребёнка.

Выделяют так называемую стёртую форму дизартрии. Дети со стёртыми формами дизартрии не отличаются резко от сверстников. Дефекты произношения заметны, но их часто со сложной дислалией. Однако при исправлении их логопеды встречаются с большими трудностями.

Ринолалия.

Ринолалия – это нарушение тембра голоса (он приобретает носовой оттенок) и звукопроизношения, обусловленное анатомо-физиологическими дефектами речевого аппарата.

Ринолалия бывает открытая и закрытая. При открытой ринолалии струя воздуха во время речи проходит через нос, а не через рот. Это бывает при расщеплении твёрдого и мягкого нёба (так называемая в народе «волчья пасть», травме ротовой и носовой полости, параличе мягкого нёба.

При закрытой ринолалии закрыт проход воздуха в нос. Причиной её бывают разращения в носу, в том числе аденоиды, полипы, искривления носового хода.

Заикание.

Заикание – это нарушение темпа, ритма, плавности речи, вызываемое судорогами мышц речевого аппарата. При заикании в речи наблюдают вынужденные остановки или повторения отдельных звуков и слогов.

Возникает заикание в возрасте от 2 до 5 лет.

Будьте внимательны! Не пропустите первые признаки заикания. Сразу же обращайтесь к специалисту, если ваш малыш:

• употребляет перед отдельными словами лишние звуки (а, и);

• повторяет первые слоги или слова в начале фразы;

• делает вынужденные остановки в середине слова в начале фразы;

• затрудняется перед началом речи.

Профилактика заикания.

• Речь окружающих должна быть не торопливой, плавной, правильной и отчётливой. Следует ограничить малыша от контактов с заикающимися.

• Отрицательно сказывается на состоянии речи ребёнка неблагоприятная обстановка в семье, скандалы и конфликты.

• Следите за ребёнком! Избегайте психических и физических травм (особенно головы).

• Нельзя перегружать ребё нка информацией: читать много книг, не соответствующих возрасту, разрешать части и долго смотреть телевизионные передачи. Умеренно посещайте театр и цирк, не перегружая ребёнка избыточными впечатлениями. Особенно вредная такая нагрузка в период выздоровления после перенесённого заболевания.

• Не пытайтесь сделать из ребёнка вундеркинда! Не опережайте его развитие!

• Не читайте страшные сказки на ночь! Не запугивайте ребёнка Бабой-Ягой, лешим и другими сказочными персонажами.

• Не наказывайте ребёнка чрезмерно строго, не бейте, не оставляйте в виде наказания в тёмном помещении! Если малыш провинился, можно заставить его посидеть спокойно на стуле, лишить лакомства или участия в любимой игре.

Алалия.

Алалия – полное или частичное отсутствие речи у детей (до 3 – 5 лет) при хорошем физическом слухе, обусловленное недоразвитием или поражением речевых областей в левом полушарии коры головного мозга, наступившем во внутриутробном или раннем развитии ребёнка.

Существует два вида подобного нарушения : моторная алалия и сенсорная. При моторной алалии ребёнок понимает обращённую к нему речь, но не умеет её воспроизводить.

При сенсорной алалии главным в структуре дефекта является нарушении восприятия и понимания чужой речи. У детей с сенсорной алалией наблюдается явление эхолалии – автоматического повторения чужих слов. Вместо ответа на вопрос ребёнок повторяет сам вопрос.

Будьте внимательны! Немедленно обращайтесь к специалисту, если ваш малыш:

• не реагирует на обращённую к нему речь, даже если его называют по имени, но замечает другие, даже очень тихие звуки;

• в отличие от слабослышащего ребёнка не прислушивается, не пытается понять сказанное по губам, не прибегает к мимике и жестам для выражения своих мыслей.

Мутизм.

Мутизм – прекращение речевого общения с окружающими вследствие психической травмы. Такой диагноз ставится малышу, который вполне может и умеет говорить и тем не менее молчит.

Мутизм встречается общий, при котором от ребёнка нельзя добиться ни слова, и избирательный, когда малыш отказывается разговаривать в знак протеста в каком-нибудь определённом месте (например, в детском саду) или с определённым человеком.

Избирательный мутизм чаще всего проходит без лечения. Надо только понять, почему замолчал ребёнок. Лучшие средства – нежность и доброта. Конечно в каждом случае нужна консультация специалиста.

Детский аутизм.

Детский аутизм – болезненное состояние психики, при котором ребёнок полностью уходит в свои переживания, отстраняясь от внешнего мира. У такого ребё нка отсутствуют элементарные бытовые навыки: он не умеет самостоятельно есть, умываться, одеваться и, конечно же, молчит.

Данное заболевание возникает преимущественно у мальчиков в возрасте 1,5 – 2 лет.

Будьте внимательны! У детей страдающих аутизмом есть несколько отличительных особенностей:

• они легко возбудимы, порой агрессивны;

• разыгравшись, часами могут бегать по одному и тому же маршруту: от двери до стола, от стола на диван, с дивана к двери;

• иногда ребёнок предпочитает определённый вид продуктов, что совершенно не связано с его вкусовыми качествами (йогурт с этикеткой определённого цвета) и отказывается от любой другой предложенной пищи;

с первых месяцев жизни малыш избегает взаимодействия со взрослыми: не приближается к матери, не протягивает призывно ручки;

• для таких детей характерно чувство опасности. Их страхи порой неоправданны: малыш может бояться настольной лампы или чёрных ботинок. При этом совершенно не страшится ни высоты, ни собак.

Общее недоразвитие речи.

Общее недоразвитие речи (ОНР) – системное нарушение речевой сферы (звуковой стороны речи, фонематических процессов, лексики, грамматического строя речи) у детей с нормальным слухом и относительно сохранным интеллектом. У детей данной группы в большей или меньшей степени оказываются нарушенными произношение и различение звуков, словарный запас отстаёт от нормы, страдают словообразование и словоизменение, связная речь не развита.

Выделяют три уровня ОНР у детей.

1-й уровень ОНР – характеризуется либо полным отсутствием речи, либо наличием лишь её элементов (так называемые «безречевые дети»).

Активный словарь таких детей состоит из небольшого числа звукоподражающих и звуковых комплексов (лепетных слов, которые часто сопровождаются жестами: «ту-ту» – поезд, «ляля» – кукла. Значительная ограниченность активного словаря проявляется в том, что одним и тем же лепетным словом ребё нок обозначает несколько понятий: «биби» – машина, самолёт, пароход, грузовик.

Вместо названий действий дети часто употребляют названия предметов и наоборот: «туй» (стул) – сидеть; «пать» (спать) – кровать.

Фразовая речь отсутствует. Деть используют однословные слова – предложения: «Дай» означает «Дай куклу» или что-либо другое.

Звукопроизношение характеризуется смазанностью, невозможностью произношения многих звуков.

Слоговая структура сильно нарушена. В речи дети преобладают 1-2 –сложные слова. Сложная слоговая структура сокращается: «аба» – собака, «алет» – самолёт.

2-уровень ОНР – дети используют более развёрнутые речевые средства. Однако недоразвитие речи выражено ещё очень резко. В материнстве этот уровень характеризуется как «начатки общеупотребительной речи».

В речи детей появляются довольное большое количество слов (существительных, глаголов, прилагательных, появляются некоторые числительные и наречия, предлоги). Но используемые слова достаточно искажены («лябоко» – яблоко, «обуйчик» – огурчик).

Отличительной чертой является присутствие в речи детей двух, трёхсловной фразы («Кадас ледит аепка» – Карандаш лежит в коробке). Однако связи между словами предложения ещё грамматически не оформлены, что проявляется в большом количестве аграмматизмов.

Предлоги чаще всего опускаются, но иногда появляются простые и лепетные варианты («Ника ези а той» – Книга лежит на столе).

В речи детей нарушается согласование глагола и существительного («мачик сидят» – мальчик сидит, «иса безал» – лиса бежала, прилагательного с существительным («касный зезда» – красная звезда). Формы существительных, прилагательных и глаголов среднего рода отсутствуют или искажаются. Словообразование на этой ступени речевого недоразвития отсутствуют.

Звукопроизношение грубо нарушено. Может страдать произношение и различение до 16 – 20 звуков.

Слоговая структура слов в речи детей так же нарушена. Трудности встречаются в словах, состоящих из двух – трёх и более слогов. Дети нарушают их последовательность, переставляют, опускают, добавляют слоги («вимедь» – медведь, «лисепед – велосипед»).

Рассказ по картинке или серии сюжетных картинок, который характеризует состояние связной речи, строится примитивно. Чаще всего сводится к перечислению увиденных событий и предметов.

3-й уровень ОНР – характеризуется развёрнутой разговорной фразой, отсутствуют грубые отклонения в развитии различных сторон речи. Имеющиеся нарушения речи детей касаются в основном сложных (по значению и оформлению) речевых единиц. Порой только с помощью специальных тестов можно определить отклонение в речевом развитии ребёнка.

Такие дети пользуются в основном простыми предложениями, а так же некоторыми видами сложных. При этом структура их может нарушаться : отсутствие главных или второстепенных членов предложения («Папа забивает картину» – Папа прибивает гвоздь для картины).

Для этого уровня ОНР характерно значительно меньше количество ошибок, связанных с изменением слов по родам, числам, падежам, лицам и т. п. Но они всё же есть: неправильно употребляются формы множественного числа существительных («вёдры» – вёдра, «ухи» – уши, смешиваются падежные окончания существительных мужского и женского рода («лежит тапка», неправильно согласуются существительные с прилагательными («красная солнце», числительные с существительными («пять ёлки») и др.

По-прежнему недостаточно понимание и употребление сложных предметов, которые упрощаются: например, предлог из-за употребляется как из («из стола» вместо «из-за стола»). Словарных запас на первый взгляд кажется достаточным, но при обследовании может выясниться незнание таких частей тела, как локоть, веки, переносица; лексических значений слов «озеро», «ручей», «бретельки».

Нередки ошибки в словообразовании. Ребёнок неправильно образует уменьшительно-ласкательные формы существительных («стулик» – стульчик, относительные прилагательные («кожевый» – кожаный, «деевевая» – деревянная, притяжательные прилагательные («медведим хвост» – медвежий хвост, глаголы с приставками («зашивает пуговицу» – пришивает пуговицу).

Звуковая сторона речи детей существенно лучше по сравнению с предыдущими уровнями ОНР. Остаются лишь нарушения некоторых сложных звуков (например, р и л). Слоговая структура слова воспроизводится правильно, кроме сложного слогового состава: «аквария» – аквариум, «милицианер» – милиционер.

При пересказе (связанная речь) дети могут переставлять местами части рассказа, пропускать важные элементы сюжета, обеднять содержание.

Страдают звуковой анализ и синтез. Ребёнок с трудом выделяет первый и последний звук в слове, подбирает картинки на заданный звук. Это впоследствии будет служить препятствием для овладения грамотой.

1. Е. Н. Краузе «Логопедия», Санкт-Петербург, КОРОНА, 2006 г.

2. Т. Б. Филичаева, Н. Н. Чевелева, Г. В. Чиркина «Основы логопедии», Москва, «Просвещение», 1989 г.

Публикации по теме:

Логопедическая ритмика как средство профилактики речевых нарушений у детей младшего дошкольного возрастаЛогопедическая ритмика как средство профилактики речевых нарушений у детей младшего дошкольного возраста Участники: родители и дети. Цель: - познакомить родителей с особенностями логоритмических занятий, проводимых в младшей группе МДОУ «Детский.

Дифференциальная диагностика тяжёлых речевых нарушений Дифференциальная диагностика тяжёлых речевых нарушений. Разграничение сходных нарушений. Работа специалиста предполагает два основных направления:.

Использование нейропсихологических технологий в коррекции речевых нарушений у детей дошкольного возрастаИспользование нейропсихологических технологий в коррекции речевых нарушений у детей дошкольного возраста Использование нейропсихологичеких технологий в коррекции речевых нарушений у детей дошкольного возраста Современная логопедия богата огромным.

Картотека речевых игр с музыкальными инструментамиКартотека речевых игр с музыкальными инструментами Картотека речевых игр с музыкальными инструментами 1. Речевая игра с музыкальными инструментами «Осенняя сказка» Тихо ходит по дорожке.

Конспект занятия по профилактике речевых нарушений «Путешествие в сказочный лес» для средней группыКонспект занятия по профилактике речевых нарушений «Путешествие в сказочный лес» для средней группы Подготовила: Будникова Т. В. Образовательная область: физическое развитие (совместное проведение занятия логопедом и учителем физ. культуры).

Коррекция речевых нарушений у детей с ОНР в рамках одной лексической темы с использованием мультимедийной презентации Коррекция речевых нарушений у детей с ОНР в рамках одной лексической темы с помощью мультимедийной презентации. Логопедическая работа,.

О небходимости преодоления речевых нарушений у детей дошкольного возрастаО небходимости преодоления речевых нарушений у детей дошкольного возраста Консультация для педагогов и родителей В последнее время значительно увеличилось количество детей, имеющих различные отклонения как в физическом,.

Познавательные игры с использованием Bee-boot робот-пчелки в коррекции речевых нарушений у детей с ОВЗПознавательные игры с использованием Bee-boot робот-пчелки в коррекции речевых нарушений у детей с ОВЗ Игры имеют большое значение в умственном, нравственном, физическом и эстетическом воспитании детей, и это не исключает ту категорию детей,.

Рекомендации педагогам «Использование скороговорок в коррекции речевых нарушений у детей дошкольного возраста» Ребенок усваивает родной язык, прежде всего подражая живой разговорной речи окружающих его людей. Русский народный фольклор дает прекрасные.

Дидактические пособия «Виды бумаги. Виды ткани»Дидактические пособия «Виды бумаги. Виды ткани» Создание предметно-развивающей среды: Дидактические пособия «Виды бумаги», «Виды ткани» Доброе время, гости мои! Блуждая по страницам.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Виды речевых нарушений
Опубликовано: 15 декабря 2023 в 13:34
+6Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Виды речевых нарушений» (включая файлы) размещена пользователем Светлана Ильина в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД