Акматова Айнура Асанкуловна
Консультация для молодых педагогов «Важность работы воспитателя в ДОУ»
▼ Скачать + Заказать документы
Детский сад — это первое учреждение, куда родитель, взяв за руку, приводит своего ребенка. И воспитатель детского сада должен поддержать ребенка, оказавшегося в новых условиях, став ему другом и старшим партнером, чтобы затем развить в нем самостоятельность, привить ответственность, субъектное отношение к деятельности. Это позволит, в будущем, вырастить в нем равного партнера, полноценного члена общества с активной жизненной позицией.
Публикация «Консультация для молодых педагогов „Важность работы воспитателя в ДОУ“» размещена в разделах
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Консультации для родителей
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» октябрь 2023
В период дошкольного возраста у ребенка непрерывно обновляются знания об устройстве мира, он развивает свой словарный запас, перенимает культурно-исторический опыт. Первым социальным институтом в жизни ребенка является семья. Именно из общения с близкими взрослыми ребенок получает свои первые знания. Вторым социальным институтом в жизни ребенка является детский сад. Когда ребенок приходит в ДОУ у него возникает представления о новом мире соц. отношений, где царят другие нормы, чем в близком окружении. В этот момент наступает начало подготовки к будущей взрослой (социальной) жизни.
Основная функция ДОУ, как социально-образовательного учреждения, оказывать педагогическую помощь и поддержку семьям своих воспитанников, а также компенсирование проблемы в их поведении и развитии. Такая помощь возможна при доверии, сотрудничестве и взаимодействии родителей и сотрудников учреждения. Одна из основных задач ДОУ - вовлечь ребенка в процесс обучения, подготовить его к школе. Он общается с другими детьми, учится с ними взаимодействовать, усваивает правила общения. В этом плане ДОУ играет незаменимую роль. Это первое общественное учреждение, куда попадает ребенок.
Воспитатель ДОУ занимается организацией всестороннего развития ребёнка, уделяя внимание в равной мере физической, психологической и нравственной стороне становления личности. Подготавливая детей к школе, воспитатель стремится заложить элементарные навыки и умения писать, считать, рисовать, петь. Именно в этом возрасте важной задачей воспитателя ДОУ становится умение разглядеть скрытые таланты ребёнка и сообщить о них родителям. Важным также является привить верное отношение к труду, научить принципам общения, развивать такт, отзывчивость и способность к сопереживанию.
Исходя из того факта, что воспитатель должен научить ребёнка основным принципам окружающего мира, его личность должна отличаться завидной безупречностью. Образованность и эрудиция помогут создать образец для подражания для своих маленьких подопечных. Работая с детьми, воспитатель занимается непосредственной организацией их жизни в условиях определённого ДОУ, выполняя все предусмотренные мероприятия. Для успешной работы необходимо хорошо разбираться в возрастной психологии детей, педагогике, быть знакомым с основными принципами организации воспитания. Среди личностных качеств, наиболее важными являются внимательность, терпеливость, наблюдательность, находчивость и, конечно же, любовь к детям.
Современный образовательный процесс характеризуется значительными изменениями, как в содержательном, так и смысловом аспектах. Если раньше педагог и учащиеся находились по разные стороны в образовательной системе, представляя собой передающую и принимающую стороны, то сегодня в образовательном процессе ценится сотрудничество, способность педагога не только научить, но и увлечь, заинтересовать воспитанников, взрастить в них зерна будущего созидателя.
Особенности педагогической деятельности в значительной степени проявляются в ее созидательном аспекте. С помощью творческих усилий воспитатель пробуждает потенциальные возможности воспитанников, создавая условия для развития и совершенствования их личности. Содержание образования играет важную роль, так как этого напрямую зависит развитие человека.
Дошкольное образование обладает особой важностью, так как именно в этот период закладываются основы личности. В плане психического развития дошкольный возраст характеризуется как время «фактического складывания личности ребенка». То есть это особое время в жизни человека, когда закладываются основы формирования всесторонне развитой личности. Дошкольный период детства является временем знакомства ребенка с человеческой действительностью. В этом возрасте ребенок начинает осознанно воспринимать окружающий мир, осваивая различные его формы и проявления.
Главной особенностью роста и развития дошкольника является стремительное качественное развитие его личности. То есть в структуре личности появляются новые механизмы и процессы: дети учатся воспринимать различные стороны явлений и событий, различать целое и части, анализировать связи между разными сторонами объекта и многому другому. В этом отношении дошкольный возраст проявляет себя как время активного познания, приобретения полезного опыта в социальной жизни, общении, осознания самого себя.
Социальная потребность определяет развитие новых тенденций образования и воспитания. Воспитательный процесс в современном ДОУ должен соответствовать педагогическим задачам сегодняшнего дня. Эти задачи заключаются не только в передаче воспитанникам определенных знаний, умений и навыков, но и в развитии способностей ребенка уметь взаимодействовать с другими людьми, с природой, со всем социумом и в дальнейшем успешно реализовывать себя в обществе. Целью такого учебно- воспитательного процесса выступает гармоничный, нравственный, духовно-развитый человек, умеющий не только вписаться в окружающий мир, но и активно действовать в нем, быть субъектом своей жизнедеятельности, стратегом своей собственной судьбы.
Сегодня проблема способности педагогов творчески реагировать на многие вопросы и задачи воспитательного процесса рассматривается в работах таких авторов, как Б. С. Гершунский, В. И. Загвязинский, В. А. Кан-Калик, В. В. Краевский, Н. В. Кузьмина, Н. Д. Никандров, В. А. Сластенин и др.
Воспитатель-педагог как «самобытная творческая личность», отличающаяся гуманистической ценностной ориентацией собственного бытия, высокой коммуникативной и рефлексивной культурой; профессионала, способного создавать условия для развития личности ребенка, системно видеть педагогическую реальность, применять современные воспитательные технологии. К личности воспитателя предъявляются определенные требования, он должен обладать знаниями и навыками, а также определенными личностными качествами. Среди них можно выделить главные качества и второстепенные. Без наличия главных качеств невозможно стать высококвалифицированным педагогом, и к ним относятся прежде всего любовь к детям, к самой воспитательной деятельности, наличие специальных педагогических знаний, высокий уровень интеллекта и общей культуры и нравственности, широкая эрудиция, педагогическая интуиция, а также владение различными методами обучения и воспитания детей. Соответствие второстепенным требованиям не обязательно для воспитателя, но способствует более эффективному воспитанию и обучению детей. К второстепенным качествам можно отнести: коммуникативность, веселый нрав, доброжелательность, преобладание положительного настроения, хороший вкус и др. Сочетание главных и второстепенных качеств составляет уникальную и своеобразную личность воспитателя.
Главная роль личности воспитателя дошкольного учреждения обусловлена, прежде всего, его ответственностью перед возрастными особенностями обучаемых, учет которых обязателен и необходим как ни в какой другой ситуации обучения; он обусловлен трудностями игровой формы обучения, соответствующей ведущему виду деятельности ребенка в период дошкольного детства, а также целью и содержанием развивающего и воспитывающего обучения. Воспитатель дошкольного образовательного учреждения должен быть гуманистически ориентированным на развитие личности ребенка различными средствами.
Кроме того, воспитатель дошкольного образовательного учреждения должен владеть определенными знаниями: методологическими - знание общих принципов изучения педагогических явлений, закономерностей социализации воспитания и обучения; теоретическими - знание целей, принципов, содержания, методов и форм педагогической деятельности и закономерностей формирования и развития личности ребенка дошкольного возраста; методическими - знание методик воспитания и обучения детей дошкольного возраста; технологическими (знание способов и приемов воспитания и обучения детей дошкольного возраста).
Спасибо за внимание!