Лариса Сосновских
Семинар-практикум для молодых педагогов «Общение воспитателя с родителями воспитанников». Часть 2
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: Повысить эффективность делового, профессионального и личностного общения воспитателей.
Психологическое сопровождение молодого специалиста – это формирование будущего профессионала педагогической деятельности. Очень важно помочь молодому специалисту адаптироваться к новым условиям труда и образу жизни, чтобы у него не возникало чувство неудовлетворенности собой, чтобы его старт был уверенным, стремительным, удачным и результативным. Молодые специалисты, поступающие в дошкольные учреждения, часто испытывают потребность в общении, более глубоком знании психологии дошкольников, методик дошкольного воспитания, освоению ими новых педагогических технологий.
Публикация «Семинар-практикум для молодых педагогов „Общение воспитателя с родителями воспитанников“, Часть 2» размещена в разделах
- Родительские собрания в детском саду
- Семинар, практикум
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» январь 2022
Если вовремя не помочь и не подержать молодого педагога в такой ситуации, а просто “отпустить в свободное плавание”, то после первых недель душевного подъёма и эйфории неминуемо начнутся конфликты: у него могут появиться сомнения в собственной состоятельности как в профессиональной, так и в личностной.
Особенностью труда начинающих педагогов является то, что они с первого дня работы имеют те же самые обязанности и несут ту же ответственность, что и воспитатели с многолетним стажем, а родители и коллеги по работе ожидают от них столь же безупречного профессионализма.
I. Практическая часть.
Педагог-психолог.
-Добрый день, уважаемые коллеги! Сегодня, предлагаю вам продолжить обсуждение большой и важной темы:"Общение воспитателей с родителями воспитанников".
-Хотелось бы узнать, каковы же ваши ожидания от сегодняшней встречи (ответы педагогов).Давайте же вспомним правила эффективного общения.(ответы участников)
Правила построения эффективного общения.
Педагог-психолог.
Самые универсальные – это:
1. Улыбка.
2. Имя собеседника.
3. Комплимент.
-С помощью этих универсальных правил вы сможете расположить к себе собеседника. А теперь перейдем к практическим заданиям:
1. Упражнение. «Этюд».
Участники выбирают один из листов (розовый или зеленый).
Те, кто принял розовый, продолжают фразу «В последнее время меня на работе радовало.», а те, кто вытащил зеленый, продолжают предложение: «в последнее время меня на работе огорчало.». Листы прикрепляют на доску. Затем обсуждаем полученную информацию.
В последнее время у вас возникают трудности при передаче информации родителям о поведении их ребёнка.
2. Притча «Страшный сон» (5мин)
Однажды Император увидел страшный сон, будто у него выпали один за другим все зубы. В сильном волнении он призвал к себе толкователя снов. Тот выслушал его озабоченно и сказал:
«Повелитель, я должен сообщить тебе печальную весть. Ты потеряешь одного за другим всех своих близких».
Эти слова вызвали гнев Императора. Он велел бросить в тюрьму несчастного и призвать другого толкователя, который, выслушав сон, сказал:
«Я счастлив сообщить тебе радостную весть - ты переживешь всех своих родных».
Властелин был обрадован и щедро наградил его за это предсказание. Придворные очень удивились. «Ведь ты сказал ему то же самое, что и твой бедный предшественник, так почему же он был наказан, а ты вознагражден?» - спрашивали они. На что последовал ответ:
«Мы оба одинаково истолковали сон. Но все зависит не только от того, что сказать, но и от того как сказать»:.
Вопросы для обсуждения:
-В чем, на ваш взгляд, разница в толковании первого и второго мудреца?
-Исходя из собственного опыта, скажите, как чаще всего вы представляете родителям информацию о проблемном поведении их ребенка – как первый или второй толкователь?
-Будет ли меньше конфликтов, если сообщать родителям негативную информацию о ребенке, используя способ второго толкователя? Почему?
Педагоги, работающие с детьми, вынужден время от времени, общаясь с родителями, передавать им информацию о ребенке, носящую негативный характер. Такого рода информация, в дальнейшем может стать началом сотрудничества между ними, так и началом затяжного конфликта. Во многом зависит от формы, манеры, от стиля ее подачи педагогом.
Конечно, негативная информация должна быть сообщена родителям, пришедшим на встречу с ним. Для рассказа родителям о поведении ребенка, вызвавшем недовольство педагога, можно использовать «принцип сэндвича»: хорошая информация о ребенке должна предшествовать плохой, а завершения беседы проходит тоже на «хорошей ноте».
Первая часть разговора готовит эмоциональный фон для принятие второй, в процессе которой педагог говорит только о поступке, а не о личности ребенка, не обобщает информацию, не ставит «диагноза».
А третий этап включает выявления сильных сторон ребенка, что может стать опорой для поиска конструктивных решений проблемы. В беседе можно использовать такие выражения, как «Давайте подумаем, как можно заинтересовать ребенка».
Как я вам и обещала на предыдущем занятии переходим к решению педагогических ситуаций :
3. Решение педагогических ситуаций (работа в группах)
"—Я предлагаю вам конфликтную ситуацию, а вы должны найти из неё выход".
—Родители приводят явно недолеченного ребёнка в детский сад без медицинской справки и требуют, чтобы вы приняли ребёнка, т. к. им просто некуда деть ребёнка. Вам необходимо вежливо, тактично объяснить родителям, что вы не можете принять такого ребёнка;
— Мама жалуется воспитателю, что её ребёнок приходит с прогулки в грязной одежде;
— Мама приходит к воспитателю за советом: у нас в семье появился второй ребёнок. Как помочь старшему ребенку адаптироваться к появлению малыша?
—Воспитанники группы избегают общения с одним из детей.
Как Вы отреагируете (как поступите, что сделаете, что скажете в данной ситуации и почему)
Обсуждение ситуаций в группах с добавлением каждого из участников своих решений.
4. Упражнение «Общение с родителем -это»
Группа делится на две команды, и в течение 10—15 минут каждая подгруппа выполняет следующее задание: первая — перечисляет критерии эффективного общения с родителями, используя первые буквы первого слова словосочетания «общение с родителем».
Например:
общение:
«о» — обаяние педагога,
«б» — безусловное принятие родителя таким, как он есть, и т. д.
Вторая подгруппа перечисляет критерии, используя первые буквы второго слова — «родителем».
«р» —рассудительность,
«о» — обаяние педагога,
«д» —доброжелательность,
«и» —искренность,
«т» —тактичность и т. д.
Затем команды по очереди зачитывают составленные ими списки критериев, остальные участники могут по желанию дополнять предложенный перечень.
5. Работа по подгруппам.
"Самый приятный родитель в общении".
"Самый трудный родитель в общении"
-Нужно ли искать контакт с трудным родителем?
Воспитателю важно научиться общаться с родителями так, чтобы, избегать позиции «обвинителя», негативной оценки ребенка. Грамотное использование приемов педагогического общения позволит воспитателям и родителям избежать возникновения сложных ситуаций и объединить усилия в их важном и общем деле – воспитании детей.
6.Упражнение"Личность педагога"(в малых группах по 4 человека).
По группам предлагается составить портрет идеального педагога. Результатом обсуждения должен стать список качеств,которые, по мнению группы,являются неотъемлемыми для характеристики идеального педагога. Спорные качества,формулировки,определения выносятся для обсуждения всей группой.
Примерные качества:
гибкость;
стремление к самоактуализации;
доброжелательность;
умение брать ответственность на себя;
коммуникабельность;
направленность на личность другого человека;
принятие себя;
уважение чужого мнения;
организаторские способности;
умение видеть на несколько шагов вперёд;
креативность;
эмпатийность;и т. д.
Итогом групповой дискуссии является список качеств идеального педагога,удовлетворяющий всех участников. Последним шагом дискуссии может стать либо ранжирование,либо выделение трёх наиболее значимых с точки зрения профессии качест личности.
-На этом сегодняшнее занятие подошло к концу, в конце нашей встречи я вам предлагаю послушать метафору общения.
7. Метафора общения.
Один человек заблудился в лесу, и хотя он направлялся по нескольким тропинкам, каждый раз надеясь, что они выведут его из леса, все они приводили его обратно в то же место, откуда он начинал.
Еще оставалось несколько тропинок, по которым можно было попробовать пойти, и человек, усталый и голодный, присел, чтобы обдумать, какую из тропинок теперь выбрать. Когда он размышлял над своим решением, он увидел, как к нему идет другой путешественник. Он крикнул ему: «Вы можете мне помочь? Я заблудился». Тот вздохнул с облегчением: «Я тоже заблудился». Когда они рассказали друг другу о том, что с ними случилось, им стало ясно, что они уже прошли по многим тропинкам. Они могли помочь друг другу избежать неверных тропинок, которыми кто-то из них уже прошел. Скоро они смеялись над своими злоключениями и, забыв об усталости и голоде, вместе шли по лесу.
Педагог-психолог : «—Жизнь похожа на лес; иногда мы теряемся и не знаем, что делать, но если мы будем делиться своими переживаниями и опытом, путешествие станет не таким уж плохим и мы будем иногда находить лучшие тропинки, лучшие пути». Желаю вам всегда понимать себя и других. Удачи всем!
8. Подведение итогов. Рефлексия впечатлений участников.