Ольга Филина
Важность инклюзивного образования детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
ВАЖНОСТЬ ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Филина Ольга Юрьевна
Педагог дополнительного образования Муниципального бюджетного учреждения дополнительного образования «Центр внешкольной работы» города Кинешмы. E-mail :oufilina2013@yandex.ru
Публикация «Важность инклюзивного образования детей дошкольного возраста» размещена в разделах
На сегодняшний день не является секретом тот факт, что все больше стало появляться на свет детей с особыми образовательными потребностями. Мнения по образованию, воспитанию, развитию таких детей сильно разнятся в обществе.
С одной стороны, официальные науки (дефектология, логопедия, специальная педагогика и психология, медицина и др.) занимающиеся образованием, воспитанием, развитием детей с особыми образовательными потребностями говорят не только о возможности, но и о необходимости, важности включения детей в массовое образование через инклюзивные подходы.
С другой стороны есть социальное мнение. Не все родители нормально развивающихся детей положительно относятся к тому, что в группу, которую посещает их ребенок, будет включен другой ребенок – с особыми образовательными потребностями. Не редко можно услышать от таких родителей мнение о том, что теперь воспитатели и другие сотрудники дошкольного образовательного учреждения будут больше времени и внимания уделять этому ребенку, тогда как все остальные, нормально развивающиеся дети, недополучат внимания во всех образовательных и воспитательных моментах. Не стоит забывать еще и о самих детях данной группы образовательного дошкольного учреждения, детях нормально развивающихся. Они тоже не готовы, в большей своей степени, принять в свою команду ребенка не такого, как они сами. И в этом их нельзя обвинять, им надо помочь научиться воспринимать людей такими, какие они есть. Очень важно именно в дошкольном возрасте объяснить ребенку, что все мы разные. Кто-то может хорошо петь, а кому-то простое речевое общение дается с трудом; кто-то может хорошо рисовать, а кому-то сложно удерживать в руках карандаш; кто-то очень быстро бегает, ловко играет в мяч, а у кого-то простые шаги вызывают затруднения; кто-то может легко сочинять сказки, рассказы, решать простые задачки в уме, а кому-то сложно составить рассказ даже при помощи наглядного материала.
Социальный фактор во все времена играл большую роль во взаимоотношениях людей во всех сферах деятельности. Общество привыкло за многие десятилетия к тому, что дети с особыми образовательными потребностями обучались отдельно от детей с нормой в развитии. И даже во вне образовательной сферы дети редко встречались для прямых контактов, взаимодействий. Не устраивались массовые праздники, где могли бы контактировать дети с нормальным развитием и дети с особыми образовательными потребностями. На детских площадках редко можно было увидеть игру детей с разным уровнем развития (как психического, так и физического). А как следствие, нет взаимодействия, нет возможности приобретения опыта для такого взаимодействия. Это касается и взрослых и детей, и тех и других надо учить взаимодействовать с людьми разными.
Что касается социальной составляющей в данном вопросе, то тут все более или менее понятно, озвучена причина отрицательного настроения и возможные пути преодоления таких настроений.
А вот что касается официальной инклюзии, системы и возможности образования и воспитания детей с особыми образовательными потребностями в дошкольных образовательных учреждениях, то тут много неясностей. Но обо всем по порядку.
Есть законодательная база, которая на сегодняшний день прописывает все пути обучения, воспитания и развития детей с особыми образовательными потребностями. Разрабатываются примерные адаптированные программы для обучения, воспитания и развития таких детей, причем, не только по видам, но и по тяжести этих нарушений.
Все вновь строящиеся образовательные учреждения строятся с учетом создания доступной, комфортной среды для детей с особенными образовательными потребностями. На первый взгляд все это выглядит хорошо и оптимистично, но….
По мнению педагогов, специалистов, родителей, законодательная база дает большой шаг на развитие инклюзивного образования в будущем (и это хорошо, это очень нужно и важно, но часто не учитывает сегодняшних условий и возможностей дошкольных образовательных учреждений, настроений социума.
В отличие от вновь строящихся зданий дошкольных образовательных учреждений, те, что были построены много лет назад, не приспособлены сегодня к приему особенных воспитанников. Если есть возможность создать пандусы, это уже хорошо, но как быть с предоставлением и переоборудованием элементарных туалетов, комнат для гигиенических процедур. Не стоит забывать и о необходимости создания условий в группах дошкольных образовательных учреждений. Их планировка, оснащенность как предметной среды, так и дидактическими материалами, сегодня мало где готова принять детей с особыми образовательными потребностями.
Примерных адаптированных программ на сегодня не много, но они есть, это важно. Но у педагогов дошкольных учреждений появляется проблема уже на уровне составления индивидуальных программ для каждого особенного ребенка. Инклюзия – дело относительно новое для нашей страны, методисты (если они и есть в дошкольной образовательной организации) не всегда могут ответить на все вопросы по составлению таких программ. Ситуация сильно осложняется и тем, что нет необходимых специалистов, которые должны в первую очередь работать с детьми с особыми образовательными потребностями, и уже в свою очередь давать рекомендации по взаимодействию в разных сферах жизнедеятельности особенного ребенка педагогам, воспитателям, другим сотрудникам учреждения а так же родителям и лицам их заменяющих. А ведь еще необходимо и самих педагогов, воспитателей, других сотрудников дошкольного образовательного учреждения, а так же родителей особых детей обучать взаимодействию с такими детьми. Необходимо организовывать курсы по переподготовке кадров, а еще лучше предоставлять возможность получения необходимого дефектологического образования всем сотрудникам учреждения. Важно и родителей обучать на собраниях, форумах, семинарах. Причем не только тогда, когда они подросли и пришли на первую ступень образования, то есть в дошкольное образовательное учреждение, а уже на стадии постановки диагноза их ребенку. Потому что многие родители не имеют педагогического образования и поэтому просто упускаются многие сенситивные периоды в развитии и так с нарушением развивающихся детей.
Рассмотрев инклюзию с точки зрения законодательной базы, создания условий для обучения, воспитания и развития детей с особыми образовательными потребностями, наличия примерных адаптированных образовательных программ, осознания необходимости обучения и специальных кадров для работы с особенными детьми и обучения родителей нельзя забывать и о самих особенных детях.
Естественно, ребенок развивается во многом по подражанию: сверстникам, взрослым, именно поэтому так важно дать ему возможность расти и развиваться не только среди детей с аналогичными потребностями, но и в среде детей развивающихся нормально. Если это не сильные или множественные нарушения в развитии, которые не только препятствуют нормальному развитию, общению, но и создают большие проблемы в повседневной, бытовой жизни, то такой ребенок будет гораздо продуктивнее развиваться в кругу сверстников, развивающихся нормально. Да, с опозданием во времени, да, с нарушениями в восприятии и осознании многих важных жизненных правил и аспектов, но он будет осваивать эту жизнь более полноценно, красочно, нежели развиваясь в среде детей со схожими проблемами.
Наши, взрослые проблемы, будь то по созданию среды, по составлению программ, подбору материалов и так далее – это наши взрослые проблемы и не надо их даже частично перекладывать на плечи маленьких детей. Только мы с вами, взрослые, все общество в целом, можем создать условия для развития всех детей, какими бы они не были.
Это наши дети. Наше будущее.