Получи документы

Важность инклюзивного образования детей дошкольного возраста

Ольга Филина
Важность инклюзивного образования детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы

ВАЖНОСТЬ ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Филина Ольга Юрьевна

Педагог дополнительного образования Муниципального бюджетного учреждения дополнительного образования «Центр внешкольной работы» города Кинешмы. E-mail :oufilina2013@yandex.ru

Публикация «Важность инклюзивного образования детей дошкольного возраста» размещена в разделах

На сегодняшний день не является секретом тот факт, что все больше стало появляться на свет детей с особыми образовательными потребностями. Мнения по образованию, воспитанию, развитию таких детей сильно разнятся в обществе.

С одной стороны, официальные науки (дефектология, логопедия, специальная педагогика и психология, медицина и др.) занимающиеся образованием, воспитанием, развитием детей с особыми образовательными потребностями говорят не только о возможности, но и о необходимости, важности включения детей в массовое образование через инклюзивные подходы.

С другой стороны есть социальное мнение. Не все родители нормально развивающихся детей положительно относятся к тому, что в группу, которую посещает их ребенок, будет включен другой ребенок – с особыми образовательными потребностями. Не редко можно услышать от таких родителей мнение о том, что теперь воспитатели и другие сотрудники дошкольного образовательного учреждения будут больше времени и внимания уделять этому ребенку, тогда как все остальные, нормально развивающиеся дети, недополучат внимания во всех образовательных и воспитательных моментах. Не стоит забывать еще и о самих детях данной группы образовательного дошкольного учреждения, детях нормально развивающихся. Они тоже не готовы, в большей своей степени, принять в свою команду ребенка не такого, как они сами. И в этом их нельзя обвинять, им надо помочь научиться воспринимать людей такими, какие они есть. Очень важно именно в дошкольном возрасте объяснить ребенку, что все мы разные. Кто-то может хорошо петь, а кому-то простое речевое общение дается с трудом; кто-то может хорошо рисовать, а кому-то сложно удерживать в руках карандаш; кто-то очень быстро бегает, ловко играет в мяч, а у кого-то простые шаги вызывают затруднения; кто-то может легко сочинять сказки, рассказы, решать простые задачки в уме, а кому-то сложно составить рассказ даже при помощи наглядного материала.

Социальный фактор во все времена играл большую роль во взаимоотношениях людей во всех сферах деятельности. Общество привыкло за многие десятилетия к тому, что дети с особыми образовательными потребностями обучались отдельно от детей с нормой в развитии. И даже во вне образовательной сферы дети редко встречались для прямых контактов, взаимодействий. Не устраивались массовые праздники, где могли бы контактировать дети с нормальным развитием и дети с особыми образовательными потребностями. На детских площадках редко можно было увидеть игру детей с разным уровнем развития (как психического, так и физического). А как следствие, нет взаимодействия, нет возможности приобретения опыта для такого взаимодействия. Это касается и взрослых и детей, и тех и других надо учить взаимодействовать с людьми разными.

Что касается социальной составляющей в данном вопросе, то тут все более или менее понятно, озвучена причина отрицательного настроения и возможные пути преодоления таких настроений.

А вот что касается официальной инклюзии, системы и возможности образования и воспитания детей с особыми образовательными потребностями в дошкольных образовательных учреждениях, то тут много неясностей. Но обо всем по порядку.

Есть законодательная база, которая на сегодняшний день прописывает все пути обучения, воспитания и развития детей с особыми образовательными потребностями. Разрабатываются примерные адаптированные программы для обучения, воспитания и развития таких детей, причем, не только по видам, но и по тяжести этих нарушений.

Все вновь строящиеся образовательные учреждения строятся с учетом создания доступной, комфортной среды для детей с особенными образовательными потребностями. На первый взгляд все это выглядит хорошо и оптимистично, но….

По мнению педагогов, специалистов, родителей, законодательная база дает большой шаг на развитие инклюзивного образования в будущем (и это хорошо, это очень нужно и важно, но часто не учитывает сегодняшних условий и возможностей дошкольных образовательных учреждений, настроений социума.

В отличие от вновь строящихся зданий дошкольных образовательных учреждений, те, что были построены много лет назад, не приспособлены сегодня к приему особенных воспитанников. Если есть возможность создать пандусы, это уже хорошо, но как быть с предоставлением и переоборудованием элементарных туалетов, комнат для гигиенических процедур. Не стоит забывать и о необходимости создания условий в группах дошкольных образовательных учреждений. Их планировка, оснащенность как предметной среды, так и дидактическими материалами, сегодня мало где готова принять детей с особыми образовательными потребностями.

Примерных адаптированных программ на сегодня не много, но они есть, это важно. Но у педагогов дошкольных учреждений появляется проблема уже на уровне составления индивидуальных программ для каждого особенного ребенка. Инклюзия – дело относительно новое для нашей страны, методисты (если они и есть в дошкольной образовательной организации) не всегда могут ответить на все вопросы по составлению таких программ. Ситуация сильно осложняется и тем, что нет необходимых специалистов, которые должны в первую очередь работать с детьми с особыми образовательными потребностями, и уже в свою очередь давать рекомендации по взаимодействию в разных сферах жизнедеятельности особенного ребенка педагогам, воспитателям, другим сотрудникам учреждения а так же родителям и лицам их заменяющих. А ведь еще необходимо и самих педагогов, воспитателей, других сотрудников дошкольного образовательного учреждения, а так же родителей особых детей обучать взаимодействию с такими детьми. Необходимо организовывать курсы по переподготовке кадров, а еще лучше предоставлять возможность получения необходимого дефектологического образования всем сотрудникам учреждения. Важно и родителей обучать на собраниях, форумах, семинарах. Причем не только тогда, когда они подросли и пришли на первую ступень образования, то есть в дошкольное образовательное учреждение, а уже на стадии постановки диагноза их ребенку. Потому что многие родители не имеют педагогического образования и поэтому просто упускаются многие сенситивные периоды в развитии и так с нарушением развивающихся детей.

Рассмотрев инклюзию с точки зрения законодательной базы, создания условий для обучения, воспитания и развития детей с особыми образовательными потребностями, наличия примерных адаптированных образовательных программ, осознания необходимости обучения и специальных кадров для работы с особенными детьми и обучения родителей нельзя забывать и о самих особенных детях.

Естественно, ребенок развивается во многом по подражанию: сверстникам, взрослым, именно поэтому так важно дать ему возможность расти и развиваться не только среди детей с аналогичными потребностями, но и в среде детей развивающихся нормально. Если это не сильные или множественные нарушения в развитии, которые не только препятствуют нормальному развитию, общению, но и создают большие проблемы в повседневной, бытовой жизни, то такой ребенок будет гораздо продуктивнее развиваться в кругу сверстников, развивающихся нормально. Да, с опозданием во времени, да, с нарушениями в восприятии и осознании многих важных жизненных правил и аспектов, но он будет осваивать эту жизнь более полноценно, красочно, нежели развиваясь в среде детей со схожими проблемами.

Наши, взрослые проблемы, будь то по созданию среды, по составлению программ, подбору материалов и так далее – это наши взрослые проблемы и не надо их даже частично перекладывать на плечи маленьких детей. Только мы с вами, взрослые, все общество в целом, можем создать условия для развития всех детей, какими бы они не были.

Это наши дети. Наше будущее.

Публикации по теме:

Деятельность (сопровождение) педагога-психолога в условиях инклюзивного образования [i]Деятельность (сопровождение) педагога-психолога в условиях инклюзивного образования[/i]1. Современное состояние инклюзивного образования.

Формы взаимодействия с родителями в условиях инклюзивного образования Актуальность: В последние годы количество детей с ОВЗ, посещающих дошкольные образовательные учреждения увеличивается, перед педагогами.

Из опыта работы ДОУ в рамках инклюзивного образования детей с нарушением интеллекта МБДОУ №104является «базовой» пилотной площадкой по реализации инклюзивного образования с 2015 года. В настоящее время численный состав.

Неделя инклюзивного образования «Разные возможности — равные права» В соответствии с приказом Министерства образования, науки и молодёжи Республики Крым № 693 от 23.03.2018 г. и приказом управления образования,.

Организация инклюзивного образования детей дошкольного возраста с ОВЗ в г. Чебоксары на современном этапе Организация инклюзивного образования детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья в городе Чебоксары на современном.

Организация инклюзивного образования в ДОУ В современном обществе мы все чаще слышим термин «инклюзивное образование». О детях с ограниченными возможностями здоровья мы часто говорим.

Отчёт о проведении Недели инклюзивного образованияОтчёт о проведении Недели инклюзивного образования В соответствии с приказом Министерства образования, науки и молодежи Республики Крым 23.03.2018г. № 693 ,Управления образования,молодежи.

Практика инклюзивного образования и воспитания детей с РАС в ДОУ ПРАКТИКА ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ И ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ С РАС в ДОУ Белоусова Людмила Юрьевна Воспитатель МБДОУ детский сад № 209 г. Ульяновск.

Родительская компетентность в условиях инклюзивного образования дошкольников Одна из наиболее важных характеристик инклюзивного образовательного пространства – множественность субъектов, которыми являются дети с особыми.

Консультация «Восемь принципов инклюзивного образования» Восемь принципов инклюзивного образования: 1. Ценность человека не зависит от его способностей и достижений; 2. Каждый человек способен.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Важность инклюзивного образования детей дошкольного возраста
Опубликовано: 18 ноября 2018 в 09:16
+22Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Важность инклюзивного образования детей дошкольного возраста» (включая файлы) размещена пользователем Ольга Филина (УИ 277101) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Календарь
21 декабря 2024 суббота
Конспекты предновогодних творческих занятий.

Приглашаем принять в творческом конкурсе новогодних поделок
Добавьте фото на новогодний конкурс
22 декабря 2024 воскресенье
Благодарим тех, кто подарил нам жизнь.
Поздравляем энергетиков с профессиональным праздником!



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД