Мария Куприянова
Формы взаимодействия с родителями в условиях инклюзивного образования
▼ Скачать + Заказать документы
Актуальность:
В последние годы количество детей с ОВЗ, посещающих дошкольные образовательные учреждения увеличивается, перед педагогами встает вопрос о поиске новых форм психолого-педагогического взаимодействия с семьями воспитывающих детей с ОВЗ.
Семья с ребенком ОВЗ находится в ином положении в обществе, чем семья здорового ребенка. Это накладывает отпечаток на процесс его воспитания. Специфика отношений с таким ребенком может усугубить его недоразвитие. Поэтому каждой семье необходима психолого-педагогическая помощь, которая должна быть направлена на коррекцию ресурсов в семье, обеспечить эффективные подходы по воспитанию, обучению и развитию ребенка с ОВЗ.
Публикация «Формы взаимодействия с родителями в условиях инклюзивного образования» размещена в разделах
Цель:
поддержка и помощь родителям детей с особыми потребностями; создание благоприятного психоэмоционального климата в семьях детей с ОВЗ, формирование положительных установок в сознании родителей.
Условия организации тесного взаимодействия педагогов с родителями ребёнка.
1. ОБЕСПЕЧИТЬ регулярное взаимодействие родителей детей с ОВЗ с педагогами дошкольного учреждения (воспитателями, психологом, узкими специалистами).
2. ИНФОРМИРОВАТЬ родители имеют право получать всю интересующую их информацию о своём ребёнке (знакомиться с индивидуальной программой развития, посещать занятия и т. д.
3. ОБУЧАТЬ обучить родителей педагогическим технологиям сотрудничества со своим ребёнком, приёмам и методам его коррекционного обучения и воспитания.
Коллективные формы работы
Родительские собрания.
Дни открытых дверей.
В беседах с родителями дошкольников большое внимание уделяется освещению вопросов, связанных с организацией жизни детей в условиях специального детского сада. Родители должны знать режим работы в группе, требования к детям на протяжении всего времени пребывания в детском саду. Особое значение придается выполнению родителями следующих правил :— единство требований родителей и ДОУ к ребенку;— контроль за выполнением домашних заданий;— активное участие во всех мероприятиях, проводимых для родителей в детском саду.
Индивидуальные формы работы
Индивидуальные беседы и консультации проводятся с целью формирования представлений у родителей правильных и полноценных особенностях и перспективах развития их ребенка. Подобные мероприятия позволяют родителям найти ответы у специалиста на волнующие их вопросы. Основную нагрузку при осуществлении этой формы работы несет психолог. Он использует эту форму работы для установления тесных контактов с близкими проблемного ребенка. Психолог изучает особенности внутрисемейной атмосферы, определяет характер родительско-детских отношений. Одновременно родителям сообщаются требования-рекомендации по выполнению ортопедического, речевого, коммуникативного режимов, режимов охраны зрения и остаточного слуха, развития интеллектуальных способностей.
Индивидуальные формы работы
Индивидуальные беседы и консультации
проводятся с целью формирования представлений у родителей правильных и полноценных особенностях и перспективах развития их ребенка. Подобные мероприятия позволяют родителям найти ответы у специалиста на волнующие их вопросы. Основную нагрузку при осуществлении этой формы работы несет психолог. Он использует эту форму работы для установления тесных контактов с близкими проблемного ребенка. Психолог изучает особенности внутрисемейной атмосферы, определяет характер родительско-детских отношений. Одновременно родителям сообщаются требования-рекомендации по выполнению ортопедического, речевого, коммуникативного режимов, режимов охраны зрения и остаточного слуха, развития интеллектуальных способностей.
Выполнение домашних заданий с детьми.
Эта форма работы является одной из наиболее продуктивных в плане привлечения родителей к участию в коррекционно-развиваюшем процессе, а также в процессе усвоения ими элементарных дефектологических приемов. Дефектолог, логопед или воспитатель дают еженедельные задания ребенку для совместного выполнения с родителями в воскресные дни. Задания даются в специальных тетрадях. Подобная форма работы стимулирует ответственность родителей, заставляет их организовать собственное время для контактов с ребенком.
Индивидуальные занятия с ребенком в присутствии родителей
проводятся с целью демонстрации отдельных приемов работы с конкретным ребенком. Подобные занятия позволяют не только ознакомить, но и научить родителей ребенка элементарным методическим приемам, необходимым для коррекции его нарушений. Одновременно этот процесс способствует развитию у родителей интереса к ребенку и его возможностям. Он также способствует повышению психолого-педагогической грамотности родителей.
Вывод:
Организованное таким образом взаимодействие с родителями воспитанников с ограниченными возможностями и с различными нарушениями позволяет достичь поставленных целей эффективного обучения и воспитания «особых» детей.