МААМ-картинки

Организация инклюзивного образования детей дошкольного возраста с ОВЗ в г. Чебоксары на современном этапе

Алла Кузьмина
Организация инклюзивного образования детей дошкольного возраста с ОВЗ в г. Чебоксары на современном этапе
▼ Скачать + Заказать документы

Организация инклюзивного образования детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья в городе Чебоксары на современном этапе

Инклюзивное образование - одно из приоритетных направлений общей системы образования и является логическим продолжением интегрированного образования, которое в Российской Федерации получило распространение в 90-е годы прошлого века. В то время были созданы новые виды дошкольных образовательных учреждений с целью интеграции детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) в образовательную систему : ДОУ компенсирующей и комбинированной направленности.

Публикация «Организация инклюзивного образования детей дошкольного возраста с ОВЗ в г, Чебоксары на современном этапе» размещена в разделах

В 2002 году Министерством образования Российской Федерации было инициировано развитие вариативных форм дошкольного образования на основе кратковременного пребывания воспитанников в детском саду.

В рамках этого начали работу Консультативные пункты, Службы ранней помощи, Лекотеки, группы «Особый ребенок», предусматривающие образовательную интеграцию детей с ОВЗ. С 2009 года эта практика широко вошла и в систему дошкольного образования города Чебоксары.

В настоящее время основным Федеральным законом, определяющим принципы государственной политики в области образования, является Закон «Об образовании в Российской Федерации» (№ 273-ФЗ от 29.12.2012 г., в котором закреплены положения о совместном обучении детей с ограниченными возможностями здоровья и детей, не имеющих таких ограничений.

Особенности организации образовательной деятельности для детей с ОВЗ отражает «Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам дошкольного образования» (приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 30.08.2013 г. № 1014, в котором сказано:

«В группах компенсирующей направленности осуществляется реализация адаптированной образовательной программы дошкольного образования для детей с ограниченными возможностями здоровья с учетом особенностей их психофизического развития, индивидуальных возможностей, обеспечивающей коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию воспитанников с ограниченными возможностями здоровья.

В группах комбинированной направленности осуществляется совместное образование здоровых детей и детей с ограниченными возможностями здоровья в соответствии с образовательной программой дошкольного образования, адаптированной для детей с ограниченными возможностями здоровья с учетом особенностей их психофизического развития, индивидуальных возможностей, обеспечивающей коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию воспитанников с ограниченными возможностями здоровья».

Важным документом, регулирующим отношения в сфере образования является Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования («Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования», приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. N 1155, в котором учитываются «индивидуальные потребности ребенка, связанные с его жизненной ситуацией и состоянием здоровья, определяющие особые условия получения им образования (далее - особые образовательные потребности, индивидуальные потребности отдельных категорий детей, в том числе с ограниченными возможностями здоровья».

При реализации инклюзивного образования необходимо учитывать номенклатуру должностей педагогических работников («Об утверждении номенклатуры должностей педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность, должностей руководителей образовательных организаций», постановление правительства РФ от 8 августа 2013г. № 613) и профессиональный стандарт (Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ от 18.10.2013 № 544н).

Большая роль в решении вопросов организации инклюзивного образования детей дошкольного возраста принадлежит мультидисциплинарной команде специалистов территориальной психолого-медико-педагогической комиссии города Чебоксары (в соответствии с «Положением о психолого-медико-педагогической комиссии» от 20.09.2013 г. № 1082, действующей в составе МБОУ «Центр диагностики и консультирования» г. Чебоксары, осуществляющей своевременное выявление детей с ОВЗ, их комплексное обследование, подготовку рекомендаций по оказанию им психолого-медико-педагогической помощи и организации их обучения и воспитания, а также подтверждение, уточнение или изменение ранее данных рекомендаций.

В последние годы система раннего выявления и оказания своевременной комплексной коррекционно-развивающей образовательной помощи детям с ОВЗ в городе Чебоксары активно формируется. Территориальная психолого-медико-педагогическая комиссия города Чебоксары тесно сотрудничает с детскими лечебно-профилактическими учреждениями города, что позволяет медицинским специалистам в самом раннем возрасте направить ребёнка с проблемами в развитии на ТПМПК для комплексного психолого-медико-педагогического обследования и определения образовательного маршрута. Мониторинг количества обращений в территориальную ПМПК города Чебоксары по направлениям детских поликлиник, образовательных учреждений и других заинтересованных организаций, свидетельствует о значительном росте обращений населения для получения консультативной, коррекционно-развивающей, методической и просветительской помощи.

Динамика обратившихся в ТПМПК города Чебоксары

за период с 2009 по 2014 г. г.

Год 2009 2010 2011 2012 2013 2014

Кол-во

обратившихся 1419 1517 1875 1981 2715 2817

Сегодня система образования города Чебоксары активно и целенаправленно развивается по пути внедрения различных вариативных форм обучения и воспитания детей с ОВЗ. Ребёнок имеет возможность получить разноплановую коррекционную помощь в зависимости от его образовательных потребностей.

Наряду с имеющимися группами компенсирующей направленности для детей дошкольного возраста с нарушениями слуха, зрения, речи, опорно-двигательного аппарата, с задержкой психического развития, интеллектуальной недостаточностью функционируют другие вариативные модели дошкольного образования :

группы, работающие в режиме инклюзии для детей с ЗПР, нарушением слуха и интеллектуального развития (в ДОУ № 82, 141, 145, 147, 26, 7);

группы кратковременного пребывания для детей с нарушением интеллектуального развития (в ДОУ № 23);

патронатные группы для детей со сложной структурой нарушений в развитии (в ДОУ № 137, 145, 147);

62 ДОУ общеразвивающей направленности реализуют инклюзивное образование ( в штат ДОУ включены: учитель-логопед, учитель-дефектолог, педагог-психолог, тьютор);

лекотека (в ДОУ № 7, 23, 201).

В настоящее время в 75-и ДОУ г. Чебоксары осуществляется инклюзивная практика, в них 968 дошкольников включены в инклюзивное пространство. Эти цифры имеют тенденцию к увеличению за счёт расширения сети ДОУ, реализующих задачи инклюзивного образования.

Для осуществления и дальнейшего развития инклюзивных процессов в сложившейся современной образовательной ситуации в г. Чебоксары имеются благоприятные стартовые условия:

В ДОУ компенсирующей направленности находятся дети одной категории нарушений в развитии, имеются специалисты коррекционного профиля и создана соответствующая предметно-развивающая среда.

В ДОУ комбинированной направленности наряду с детьми с нормативным развитием находятся дети разных категорий нарушений в развитии, имеются специалисты коррекционного профиля и создана соответствующая предметно-развивающая среда.

В ДОУ общеразвивающей направленности созданы службы (лекотеки, патронатные группы) и группы, реализующие инклюзивное образование. В них находятся дети разных категорий нарушений в развитии, специалисты коррекционного профиля и создана соответствующая предметно-развивающая среда.

Основная цель образовательного учреждения при организации инклюзивной практики – обеспечение условий для совместного воспитания и обучения детей с особыми образовательными потребностями и нормативным психофизическим развитием.

Необходимо отметить, что практически в каждом детском ДОУ города Чебоксары имеются дети с ОВЗ разного возраста и с разной структурой нарушений в развитии. Соответственно они должны иметь возможность получать коррекционно-развивающую помощь специалистов, а педагоги данного учреждения - консультативную и методическую помощь по вопросам осуществления инклюзивных процессов.

Организация данного процесса требует постоянного вклада от каждого, кто вовлечен в инклюзивное пространство (родители, дети, администрация, а особенно от педагогов. Нужно признать, что на сегодняшний день главной проблемой при осуществлении инклюзивного образования остаётся недостаточная квалификация педагогических кадров.

Современный этап развития инклюзивного образования в городе Чебоксары можно рассматривать как переходный и действовать, предусматривая каждый шаг, анализируя условия и подбирая средства для реализации инклюзивной практики.

Во многих городах Российской Федерации в целях психолого-педагогического сопровождения детей с ОВЗ созданы ресурсные Центры поддержки инклюзивного образования, где сосредоточены квалифицированные кадры учителей-дефектологов, специальных психологов, учителей-логопедов, тьюторов. В них ведется подготовка специалистов для работы в условиях инклюзии.

Считаем, что создание ресурсного Центра поддержки инклюзивного образования, направленного на формирование целостной системы, обеспечивающей оказание качественных образовательных услуг детям с ограниченными возможностями и их родителям (законным представителям, в котором будет работать междисциплинарная команда специалистов коррекционного профиля является следующим этапом развития инклюзивного образования в нашем городе.

Литература:

- Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» № 273-ФЗ от 29.12.2012.

- Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам дошкольного образования № 1014 от 30.08.2013 г.

- Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования № 1155 от 17 октября 2013 г.

- Кузьмина А. В, Князева П. В, Семенова Н. А. Воспитание дошкольников с ограниченными возможностями здоровья: вариативные модели интегрированного образования в г. Чебоксары //Воспитание дошкольников : материалы научно-практической конференции. -2013г.

Публикации по теме:

Консультация для воспитателей «Актуальность игры на современном этапе в соответствии с ФГОС» Консультация для воспитателей Качественно новые социальные требования к системе образования в целом предполагают, что «… развивающемуся.

Организация работы с детьми дошкольного возраста с ОВЗ в условиях ДОУ «Организация работы с детьми дошкольного возраста с ОВЗ в условиях ДОУ» До недавнего времени такой термин, как «дети с ОВЗ» не употреблялся.

Развивающая предметно-пространственная среда ДОУ в работе с воспитанниками с ОВЗ на современном этапе Развивающая предметно пространственная среда ДОУ в работе с воспитанниками с ОВЗ на современном этапе» Вопрос создания развивающей предметно.

Создание здоровьесберегающей среды в ДОУ на современном этапе развития образования Доклад по теме «Создание здоровьесберегающей среды в ДОУ на современном этапе развития образования» Дошкольный возраст является самым благоприятным.

Формирование предпосылок учебной деятельности у детей логопедической группы на этапе завершения ими дошкольного образования Школьное обучение никогда не начинается с пустого места, а всегда опирается на определённую стадию развития, проделанную ребёнком. (Л. С.

Индивидуальное сопровождение ребенка с ОВЗ в процессе инклюзивного обучения и образования в ДОУ Одной из актуальных проблем современной педагогической практики является проблема инклюзивного обучения и воспитания детей с ограниченными.

Организация работы с детьми дошкольного возраста с ОВЗ в условиях ДОУ Я не боюсь еще и еще раз повторить: Забота о здоровье – это важнейший труд воспитателя. От жизнерадостности, бодрости детей зависит их.

Психолого-педагогическое сопровождение обучения детей с ограниченными возможностями здоровья на современном этапе Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение Сузунского района «Сузунская общеобразовательная школа-интернат для обучающихся, воспитанников.

Условия реализации инклюзивной практики в детском саду на современном этапе развития дошкольного образования Дошкольное образование является самой первой общественно-государственной формой, осуществляющей профессиональное психолого-педагогическое.

«Волшебные ручки». Программа дополнительного образования для детей дошкольного возраста и детей с ОВЗ Пояснительная записка «Лучшей игрушкой для ребёнка будет та, которую он создал своими руками» Джон Локк Программа «Волшебные ручки» создана.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Организация инклюзивного образования детей дошкольного возраста с ОВЗ в г. Чебоксары на современном этапе
Опубликовано: 23 сентября 2018 в 23:33
+6Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Организация инклюзивного образования детей дошкольного возраста с ОВЗ в г. Чебоксары на современном этапе» (включая файлы) размещена пользователем Алла Кузьмина (УИ 155144) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Календарь
21 декабря 2024 суббота
Конспекты предновогодних творческих занятий.

Приглашаем принять в творческом конкурсе новогодних поделок
Добавьте фото на новогодний конкурс
22 декабря 2024 воскресенье
Благодарим тех, кто подарил нам жизнь.
Поздравляем энергетиков с профессиональным праздником!



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД