Приложение МААМ

Деятельность (сопровождение) педагога-психолога в условиях инклюзивного образования

Наталья Беляева
Деятельность (сопровождение) педагога-психолога в условиях инклюзивного образования
▼ Скачать + Заказать документы

[i

]Деятельность (сопровождение) педагога-психолога

в условиях инклюзивного образования[/i]

1. Современное состояние инклюзивного образования.

Инклюзивное образование (фр. inclusif-включающий в себя, лат. include-заключаю, включаю)- процесс развития общего образования, который подразумевает доступность образования для всех, в плане приспособления к различным нуждам всех детей, что обеспечивает доступ к образованию для детей с особыми потребностями.

Публикация «Деятельность (сопровождение) педагога-психолога в условиях инклюзивного образования» размещена в разделах

Исследователями Англии инклюзивное образование, согласно материалам Международной конференции «Инклюзивное образование: перспективы развития в России», воспринимается следующим образом:

• Инклюзия является процессом увеличения степени участия каждого отдельного учащегося в академической и социальной жизни школы, а также процесс снижения степени изоляции учащихся во всех процессах, протекающих внутри школы.

• Инклюзия призывает к реструктуризации культуры школы, ее правил и внутренних норм и практик, чтобы полностью принять все многообразие учеников, с их личными особенностями и потребностями.

• Инклюзия непосредственно касается всех учеников школы, а не только особенно уязвимых категорий, таких как дети с ограниченными возможностями.

• Инклюзия ориентирована на совершенствование школы не только для учеников, но и для учителей и ее работников.

• Желание дать доступ к среде и процессу образования отдельным студентам может выявить проблемы, требующие более общего и концептуального подхода для их решения.

• Каждый ребенок имеет право получать образование в школе рядом со своим домом

• Многообразие и непохожесть детей друг на друга видится не проблемой, требующей решения, а важнейшим ресурсом, который можно использовать в образовательном процессе.

• Инклюзия подразумевает наличие тесных, близких, основанных на дружбе отношений между школами и обществом, в котором эти школы существуют и действуют.

Таким образом, инклюзия – это процесс развития предельно доступного образования для каждого в доступных школах и образовательных учреждениях, формирование процессов обучения с постановкой адекватных целей всех учеников, процесс ликвидации различных барьеров для наибольшей поддержки каждого учащегося и максимального раскрытия его потенциала.

Восемь принципов инклюзивного образования:

• Ценность человека не зависит от его способностей и достижений;

• Каждый человек способен чувствовать и думать;

• Каждый человек имеет право на общение и на то, чтобы быть услышанным;

• Все люди нуждаются друг в друге;

• Подлинное образование может осуществляться только в контексте реальных взаимоотношений;

• Все люди нуждаются в поддержке и дружбе ровесников;

• Для всех обучающихся достижение прогресса скорее может быть в том, что они могут делать, чем в том, что не могут;

• Разнообразие усиливает все стороны жизни человека.

Согласно Саламанкской декларации о принципах, политике и практической деятельности в сфере образования лиц с особыми потребностям и (Саламанка, Испания, 7—10 июня 1994 г.):

• Каждый ребенок имеет основное право на образование и должен иметь возможность получать и поддерживать приемлемый уровень знаний.

• Каждый ребенок имеет уникальные особенности, интересы, способности и учебные потребности.

• Необходимо разрабатывать системы образования и выполнять образовательные программы так, чтобы принимать во внимание широкое разнообразие этих особенностей и потребностей.

• Лица, имеющие особые потребности в области образования, должны иметь доступ к обучению в обычных школах. Обычные школы должны создать им условия на основе педагогических методов, ориентированных прежде всего на детей с целью удовлетворения этих потребностей.

• Обычные школы с такой инклюзивной ориентацией являются наиболее эффективным средством борьбы с дискриминационными воззрениями, создания благоприятной атмосферы в общинах, построения инклюзивного общества и обеспечения образования для всех; более того, они обеспечивают реальное образование для большинства детей и повышают эффективность и, в конечном счете, рентабельность системы образования.

Ситуация с инклюзивным образованием в России: Первые инклюзивные образовательные учреждения появились в нашей стране на рубеже 1980 - 1990 гг. В Москве в 1991 году по инициативе московского Центра лечебной педагогики и родительской общественной организации появилась школа инклюзивного образования "Ковчег" (№1321).

В Москве работают более полутора тысяч общеобразовательных школ, из них по программе инклюзивного образования - лишь 47.

Рассмотрев условия реализации инклюзивного образования в системе высшего образования Российской Федерации, можно сделать следующие выводы о его современном состоянии:

1. Нормативно-правовая база инклюзивного образования достаточно разработана, в частности в законе «Об образовании» дано его точное определение и область применения, что способствует его внедрению в учебных организациях всех уровней. Однако на региональном уровне нормативно-правовая база разработана недостаточно.

2. Неприспособленность условий и неполный охват потребностей учащихся с инвалидностью, а также отсутствием учета по категориям.

3. При внедрении инклюзивного образования стоит учитывать дифференциацию образовательных сред и условий, разницу в направлениях подготовки, организационных формах, источниках финансирования образовательных учреждений.

4. Важным условием для получения образования лицами с ОВЗ и инвалидностью является использование средств электронного обучения и доступность дистанционного образования в учебных заведениях, однако, это может являться и препятствием для общения и социализации инвалидов.

5. Учащимся с особыми образовательными потребностями необходима адаптированная учебная программа и учебный план, включающие индивидуальные сроки и объем освоения учебных дисциплин.

6. Необходимо проектирование и переустройство зданий с учетом мобильных потребностей студентов с различными нарушениями, в том числе обеспечение пандусами, лифтами, расширение дверных проемов и т. д.

7. Требуется использование специальных технических средств организации учебного процесса (мультимедийных устройств, слуховых аппаратов, учебники на языке Брайля и др.).

8. Для обеспечения финансирования необходимо привлечение общественных и спонсорских организаций.

9. Педагоги и сотрудники должны иметь подготовку для общения с учащимися с ОВЗ и инвалидностью, быть готовыми оказать поддержку в образовательном процессе и подстраиваться под особые потребности каждого учащегося.

10. Необходимо внедрение психолого-педагогического сопровождения студентов с ограниченными возможностями здоровья в образовательном процессе.

11. Важным компонентом образовательной среды являются взаимоотношения внутри коллектива учащихся; восприятие лиц с инвалидностью неоднозначно в разных группах, что связанно с культурой коллектива, зрелостью учащихся, отношением педагогов и общества, проведением пропагандистской работы, направленной на формирование лояльного восприятия лиц с отклонениями и толерантного отношения к ним.

12. Для внедрения включенного обучения в учебных заведениях необходимо формирование единой системы и образовательной политики, создание единых образовательных стандартов и механизмов инклюзии.

Инклюзивное образование стремится развить методологию, направленную на детей и признающую, что все дети — индивидуумы с различными потребностями в обучении. Инклюзивное образование старается разработать подход к преподаванию и обучению, который будет более гибким для удовлетворения различных потребностей в обучении. Если преподавание и обучение станут более эффективными в результате изменений, которые внедряет инклюзивное образование, тогда выиграют все дети (не только дети с особыми потребностями).

2. Специфика деятельности (сопровождения) педагога-психолога в условиях инклюзивного образования

Цель сопровождения: Создание условий для социальной адаптации ребёнка-инвалида в образовательном учреждении. Оказание помощи в освоении основной образовательной программы

Задачи сопровождения:

• Оказание помощи в преодолении социально- эмоциональных проблем, формирование и развитие социальных и коммуникативных навыков.

• Организация и осуществление коррекционно- развивающей работы с ребёнком-инвалидом.

• Прогноз и профилактика трудностей в обучении.

• Мониторинг динамики развития ребёнка.

• Помощь в выборе образовательного маршрута, профессиональное самоопределение

Направления работы:

• организационно-методическое

• консультативное

• диагностическое

• информационно-просветительское

• коррекционно-развивающее

Принципы:

• Рекомендательный характер советов сопровождающего.

• Приоритет интересов сопровождаемого, «на стороне ребёнка». Непрерывность сопровождения.

• Мультидисциплинарность (комплексный подход) сопровождения: согласованная работа «команды» специалистов, владеющих единой системой методов.

• Система комплексного психолого - педагогического сопровождения детей- инвалидов.

Создание условий для реальной индивидуализации процесса обучения:

• составление индивидуальных учебных планов,

• планирование индивидуальных образовательных траекторий

Диагностическое направление:

• Оценка уровня и особенностей развития ребёнка, его поведения (коммуникативная, эмоционально-волевая сферы).

• Оценка ресурсных возможностей ребёнка, в том числе особенностей его работоспособности и темпа деятельности

• Оценка возможностей социальной адаптации в детском обществе и в ОУ в целом.

• Стартовая и текущая психолого-медико- педагогическая диагностика состояния ребёнка и успешности прохождения им программы

Консультативное направление:

• Выработка совместных рекомендаций по основным направлениям работы с детьми-инвалидами, единых для всех участников образовательного процесса;

• Консультирование специалистами педагогов по выбору индивидуально-ориентированных методов и приёмов работы с детьми-инвалидами;

• Консультирование учащихся по выявленным проблемам;

• Консультативная помощь семье в вопросах выбора стратегии воспитания и социально-правовым вопросам.

Информационно-просветительская работа:

Цель: организация информационно- просветительской деятельности по вопросам инклюзивного образования со всеми участниками образовательного процесса

Коррекционно-развивающее направление

• Снятие нервно-психического напряжения ребёнка в период его адаптации к образовательной среде

• Формирование коммуникативных навыков, преодоление отчужденности.

• Развитие личностных компонентов познавательной деятельности: познавательной активности, самостоятельности, ответственности. Преодоление пассивности.

• Формирование навыков социального поведения, обеспечивающих адаптацию к школьным условиям : осознание социальной роли ученика, соблюдение правил поведения на уроке, правил общения и т. д.

Формы и методы работы

Методы психологической реабилитации:

•Беседы, индивидуальные психологические консультации,

•Коррекционно-развивающие занятия,

•Ролевые игры, тренинговые упражнения,

•Группа психологической взаимопомощи и взаимной поддержки, как для детей-инвалидов, так и для членов их семей.

Работа с родителями:

•Классные и общешкольные собрания,

•Индивидуальные консультации,

•Лекции, родительские тренинги,

•Посещение семьи

Планируемые результаты сопровождения детей-инвалидов:

• Успешность овладения детьми- инвалидами образовательной программой.

• Отсутствие пропусков без уважительной причины.

• Положительная динамика психосоматического здоровья, снижение заболеваемости.

• Наличие друзей у детей-инвалидов среди детей группы или одноклассников.

• Участие данных учащихся в коллективных видах деятельности.

• Улучшение у здоровых детей учебных возможностей, развитие толерантности, активности, самостоятельность

Литература:

1. Алехина С. В. Организация образовательных условий для детей с ограниченными возможностями здоровья в общеобразовательных учреждениях. Методические рекомендации. // МГПУ – М, 2012.

2. Грачев, Л. К. Программа социальной работы с семьями, имеющими детей-инвалидов / Л. К. Грачев. – М. : «Центр общественных ценностей», 1998. – 138 с.

3. Дети с ограниченными возможностями: проблемы и инновационные тенденции в обучении и воспитании. Хрестоматия по курсу «Коррекционная педагогика и специальная психология» / сост. Н. Д. Соколова, Л. В. Калинникова. – М. : Издательство ГНОМ и Д, 2001. – 448 с.

Публикации по теме:

Консультация «Организация деятельности педагога дополнительного образования в современных условиях» «Организация деятельности педагога дополнительного образования в современных условиях». Подготовила Кузнецовой А. Н. МБОУ ДО «ЦРТДЮ»,.

Психолого-педагогическое сопровождение развития одаренных детей в ДОУ в условиях внедрения ФГОС дошкольного образования «Психолого-педагогическое сопровождение развития одаренных детей в ДОУ в условиях внедрения ФГОС дошкольного образования». Психолого-педагогическое.

Формы и содержание работы с родителями детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях инклюзивного образования Формы и содержание работы с родителями детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях инклюзивного образования. Что такое инклюзивное.

Индивидуальное сопровождение ребенка с ОВЗ в процессе инклюзивного обучения и образования в ДОУ Одной из актуальных проблем современной педагогической практики является проблема инклюзивного обучения и воспитания детей с ограниченными.

Коррекционная работа педагога-психолога с детьми «группы риска» в условиях ДОУ Березовское муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 12 «Радуга» общеразвивающего вида с приоритетным.

Памятка «Взаимодействие педагога-психолога со специалистами ДОУ в условиях реализации ФГОС» памятка:Взаимодействие педагога-психолога со специалистами ДОУ в условиях реализации ФГОС (для печати на листе А4 с двух сторон) С руководителем.

Проект «Развитие мелкой моторики у старших дошкольников с задержкой психического развития в условиях инклюзивного образования» Паспорт проекта 1. Общие сведения: 1.1. Тема проекта: «Развитие мелкой моторики у старших дошкольников с зпр в условиях инклюзивного образования».

Социализация детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях инклюзивного образования Аннотация:Статья посвящена проблеме образования лиц с ограниченными возможностями здоровья и их социализации в рамках общеобразовательной.

Создание психологически безопасной образовательной среды для адаптации обучающихся в условиях инклюзивного образования ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СОЗДАНИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКИ БЕЗОПАСНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ ДЛЯ ЭФФЕКТИВНОЙ АДАПТАЦИИ ОБУЧАЮЩИХСЯ В УСЛОВИЯХ.

Специфика работы учителя-логопеда в условиях инклюзивного образования 1 слайд СПЕЦИФИКА РАБОТЫ УЧИТЕЛЯ –ЛОГОПЕДА В УСЛОВИЯХ ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ 2 слайд Инклюзивное образование в России все активнее занимает.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Деятельность (сопровождение) педагога-психолога в условиях инклюзивного образования
Опубликовано: 27 апреля 2018 в 11:15
+39Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Деятельность (сопровождение) педагога-психолога в условиях инклюзивного образования» (включая файлы) размещена пользователем Наталья Беляева (УИ 78782) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 14.
Для просмотра комментариев
Календарь
20 декабря 2024 пятница
Сотни новогодних елочек для занятии с детьми. Выбирайте!

Приглашаем принять участие в конкурсе новогодних елок!
Добавьте фото на конкурс
21 декабря 2024 суббота
Конспекты предновогодних творческих занятий.

Приглашаем принять в творческом конкурсе новогодних поделок
Добавьте фото на новогодний конкурс



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД