Наталья Беляева
Деятельность (сопровождение) педагога-психолога в условиях инклюзивного образования
▼ Скачать + Заказать документы
[i
]Деятельность (сопровождение) педагога-психолога
в условиях инклюзивного образования[/i]
1. Современное состояние инклюзивного образования.
Инклюзивное образование (фр. inclusif-включающий в себя, лат. include-заключаю, включаю)- процесс развития общего образования, который подразумевает доступность образования для всех, в плане приспособления к различным нуждам всех детей, что обеспечивает доступ к образованию для детей с особыми потребностями.
Публикация «Деятельность (сопровождение) педагога-психолога в условиях инклюзивного образования» размещена в разделах
- Инклюзивное образование
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Работа психолога в ДОУ
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» апрель 2018
Исследователями Англии инклюзивное образование, согласно материалам Международной конференции «Инклюзивное образование: перспективы развития в России», воспринимается следующим образом:
• Инклюзия является процессом увеличения степени участия каждого отдельного учащегося в академической и социальной жизни школы, а также процесс снижения степени изоляции учащихся во всех процессах, протекающих внутри школы.
• Инклюзия призывает к реструктуризации культуры школы, ее правил и внутренних норм и практик, чтобы полностью принять все многообразие учеников, с их личными особенностями и потребностями.
• Инклюзия непосредственно касается всех учеников школы, а не только особенно уязвимых категорий, таких как дети с ограниченными возможностями.
• Инклюзия ориентирована на совершенствование школы не только для учеников, но и для учителей и ее работников.
• Желание дать доступ к среде и процессу образования отдельным студентам может выявить проблемы, требующие более общего и концептуального подхода для их решения.
• Каждый ребенок имеет право получать образование в школе рядом со своим домом
• Многообразие и непохожесть детей друг на друга видится не проблемой, требующей решения, а важнейшим ресурсом, который можно использовать в образовательном процессе.
• Инклюзия подразумевает наличие тесных, близких, основанных на дружбе отношений между школами и обществом, в котором эти школы существуют и действуют.
Таким образом, инклюзия – это процесс развития предельно доступного образования для каждого в доступных школах и образовательных учреждениях, формирование процессов обучения с постановкой адекватных целей всех учеников, процесс ликвидации различных барьеров для наибольшей поддержки каждого учащегося и максимального раскрытия его потенциала.
Восемь принципов инклюзивного образования:
• Ценность человека не зависит от его способностей и достижений;
• Каждый человек способен чувствовать и думать;
• Каждый человек имеет право на общение и на то, чтобы быть услышанным;
• Все люди нуждаются друг в друге;
• Подлинное образование может осуществляться только в контексте реальных взаимоотношений;
• Все люди нуждаются в поддержке и дружбе ровесников;
• Для всех обучающихся достижение прогресса скорее может быть в том, что они могут делать, чем в том, что не могут;
• Разнообразие усиливает все стороны жизни человека.
Согласно Саламанкской декларации о принципах, политике и практической деятельности в сфере образования лиц с особыми потребностям и (Саламанка, Испания, 7—10 июня 1994 г.):
• Каждый ребенок имеет основное право на образование и должен иметь возможность получать и поддерживать приемлемый уровень знаний.
• Каждый ребенок имеет уникальные особенности, интересы, способности и учебные потребности.
• Необходимо разрабатывать системы образования и выполнять образовательные программы так, чтобы принимать во внимание широкое разнообразие этих особенностей и потребностей.
• Лица, имеющие особые потребности в области образования, должны иметь доступ к обучению в обычных школах. Обычные школы должны создать им условия на основе педагогических методов, ориентированных прежде всего на детей с целью удовлетворения этих потребностей.
• Обычные школы с такой инклюзивной ориентацией являются наиболее эффективным средством борьбы с дискриминационными воззрениями, создания благоприятной атмосферы в общинах, построения инклюзивного общества и обеспечения образования для всех; более того, они обеспечивают реальное образование для большинства детей и повышают эффективность и, в конечном счете, рентабельность системы образования.
Ситуация с инклюзивным образованием в России: Первые инклюзивные образовательные учреждения появились в нашей стране на рубеже 1980 - 1990 гг. В Москве в 1991 году по инициативе московского Центра лечебной педагогики и родительской общественной организации появилась школа инклюзивного образования "Ковчег" (№1321).
В Москве работают более полутора тысяч общеобразовательных школ, из них по программе инклюзивного образования - лишь 47.
Рассмотрев условия реализации инклюзивного образования в системе высшего образования Российской Федерации, можно сделать следующие выводы о его современном состоянии:
1. Нормативно-правовая база инклюзивного образования достаточно разработана, в частности в законе «Об образовании» дано его точное определение и область применения, что способствует его внедрению в учебных организациях всех уровней. Однако на региональном уровне нормативно-правовая база разработана недостаточно.
2. Неприспособленность условий и неполный охват потребностей учащихся с инвалидностью, а также отсутствием учета по категориям.
3. При внедрении инклюзивного образования стоит учитывать дифференциацию образовательных сред и условий, разницу в направлениях подготовки, организационных формах, источниках финансирования образовательных учреждений.
4. Важным условием для получения образования лицами с ОВЗ и инвалидностью является использование средств электронного обучения и доступность дистанционного образования в учебных заведениях, однако, это может являться и препятствием для общения и социализации инвалидов.
5. Учащимся с особыми образовательными потребностями необходима адаптированная учебная программа и учебный план, включающие индивидуальные сроки и объем освоения учебных дисциплин.
6. Необходимо проектирование и переустройство зданий с учетом мобильных потребностей студентов с различными нарушениями, в том числе обеспечение пандусами, лифтами, расширение дверных проемов и т. д.
7. Требуется использование специальных технических средств организации учебного процесса (мультимедийных устройств, слуховых аппаратов, учебники на языке Брайля и др.).
8. Для обеспечения финансирования необходимо привлечение общественных и спонсорских организаций.
9. Педагоги и сотрудники должны иметь подготовку для общения с учащимися с ОВЗ и инвалидностью, быть готовыми оказать поддержку в образовательном процессе и подстраиваться под особые потребности каждого учащегося.
10. Необходимо внедрение психолого-педагогического сопровождения студентов с ограниченными возможностями здоровья в образовательном процессе.
11. Важным компонентом образовательной среды являются взаимоотношения внутри коллектива учащихся; восприятие лиц с инвалидностью неоднозначно в разных группах, что связанно с культурой коллектива, зрелостью учащихся, отношением педагогов и общества, проведением пропагандистской работы, направленной на формирование лояльного восприятия лиц с отклонениями и толерантного отношения к ним.
12. Для внедрения включенного обучения в учебных заведениях необходимо формирование единой системы и образовательной политики, создание единых образовательных стандартов и механизмов инклюзии.
Инклюзивное образование стремится развить методологию, направленную на детей и признающую, что все дети — индивидуумы с различными потребностями в обучении. Инклюзивное образование старается разработать подход к преподаванию и обучению, который будет более гибким для удовлетворения различных потребностей в обучении. Если преподавание и обучение станут более эффективными в результате изменений, которые внедряет инклюзивное образование, тогда выиграют все дети (не только дети с особыми потребностями).
2. Специфика деятельности (сопровождения) педагога-психолога в условиях инклюзивного образования
Цель сопровождения: Создание условий для социальной адаптации ребёнка-инвалида в образовательном учреждении. Оказание помощи в освоении основной образовательной программы
Задачи сопровождения:
• Оказание помощи в преодолении социально- эмоциональных проблем, формирование и развитие социальных и коммуникативных навыков.
• Организация и осуществление коррекционно- развивающей работы с ребёнком-инвалидом.
• Прогноз и профилактика трудностей в обучении.
• Мониторинг динамики развития ребёнка.
• Помощь в выборе образовательного маршрута, профессиональное самоопределение
Направления работы:
• организационно-методическое
• консультативное
• диагностическое
• информационно-просветительское
• коррекционно-развивающее
Принципы:
• Рекомендательный характер советов сопровождающего.
• Приоритет интересов сопровождаемого, «на стороне ребёнка». Непрерывность сопровождения.
• Мультидисциплинарность (комплексный подход) сопровождения: согласованная работа «команды» специалистов, владеющих единой системой методов.
• Система комплексного психолого - педагогического сопровождения детей- инвалидов.
Создание условий для реальной индивидуализации процесса обучения:
• составление индивидуальных учебных планов,
• планирование индивидуальных образовательных траекторий
Диагностическое направление:
• Оценка уровня и особенностей развития ребёнка, его поведения (коммуникативная, эмоционально-волевая сферы).
• Оценка ресурсных возможностей ребёнка, в том числе особенностей его работоспособности и темпа деятельности
• Оценка возможностей социальной адаптации в детском обществе и в ОУ в целом.
• Стартовая и текущая психолого-медико- педагогическая диагностика состояния ребёнка и успешности прохождения им программы
Консультативное направление:
• Выработка совместных рекомендаций по основным направлениям работы с детьми-инвалидами, единых для всех участников образовательного процесса;
• Консультирование специалистами педагогов по выбору индивидуально-ориентированных методов и приёмов работы с детьми-инвалидами;
• Консультирование учащихся по выявленным проблемам;
• Консультативная помощь семье в вопросах выбора стратегии воспитания и социально-правовым вопросам.
Информационно-просветительская работа:
Цель: организация информационно- просветительской деятельности по вопросам инклюзивного образования со всеми участниками образовательного процесса
Коррекционно-развивающее направление
• Снятие нервно-психического напряжения ребёнка в период его адаптации к образовательной среде
• Формирование коммуникативных навыков, преодоление отчужденности.
• Развитие личностных компонентов познавательной деятельности: познавательной активности, самостоятельности, ответственности. Преодоление пассивности.
• Формирование навыков социального поведения, обеспечивающих адаптацию к школьным условиям : осознание социальной роли ученика, соблюдение правил поведения на уроке, правил общения и т. д.
Формы и методы работы
Методы психологической реабилитации:
•Беседы, индивидуальные психологические консультации,
•Коррекционно-развивающие занятия,
•Ролевые игры, тренинговые упражнения,
•Группа психологической взаимопомощи и взаимной поддержки, как для детей-инвалидов, так и для членов их семей.
Работа с родителями:
•Классные и общешкольные собрания,
•Индивидуальные консультации,
•Лекции, родительские тренинги,
•Посещение семьи
Планируемые результаты сопровождения детей-инвалидов:
• Успешность овладения детьми- инвалидами образовательной программой.
• Отсутствие пропусков без уважительной причины.
• Положительная динамика психосоматического здоровья, снижение заболеваемости.
• Наличие друзей у детей-инвалидов среди детей группы или одноклассников.
• Участие данных учащихся в коллективных видах деятельности.
• Улучшение у здоровых детей учебных возможностей, развитие толерантности, активности, самостоятельность
Литература:
1. Алехина С. В. Организация образовательных условий для детей с ограниченными возможностями здоровья в общеобразовательных учреждениях. Методические рекомендации. // МГПУ – М, 2012.
2. Грачев, Л. К. Программа социальной работы с семьями, имеющими детей-инвалидов / Л. К. Грачев. – М. : «Центр общественных ценностей», 1998. – 138 с.
3. Дети с ограниченными возможностями: проблемы и инновационные тенденции в обучении и воспитании. Хрестоматия по курсу «Коррекционная педагогика и специальная психология» / сост. Н. Д. Соколова, Л. В. Калинникова. – М. : Издательство ГНОМ и Д, 2001. – 448 с.