Людмила Белоусова
Практика инклюзивного образования и воспитания детей с РАС в ДОУ
▼ Скачать + Заказать документы
ПРАКТИКА ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ И ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ С РАС в ДОУ
Белоусова Людмила Юрьевна Воспитатель МБДОУ детский сад № 209 г. Ульяновск
Аннотация. В статье рассказывается о проблемах и способах их преодоления при включении ребенка с расстройством аутистического спектра в общеобразовательную среду детского сада.
Публикация «Практика инклюзивного образования и воспитания детей с РАС в ДОУ» размещена в разделах
- Аутизм, растройство аутистического спектра (РАС, РДА)
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Инклюзивное образование
- Опыт работы, практика
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Темочки
Ключевые слова: расстройство аутистического спектра, инклюзивное образование, тьютор.
Право на качественное образование – одно из самых значимых, поскольку находится в тесной связи с правами человека на развитие своих способностей. В связи с этим становится актуальным необходимость обеспечения доступности образования и равных прав на его получение для всех членов общества, в том числе детей с расстройством аутистического спектра (РАС).
В соответствии с федеральным законом РФ «Об образовании в Российской Федерации» инклюзивное образование трактуется как обеспечение равного доступа к образованию для всех обучающихся с учетом разнообразия особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей. Правильно организованная инклюзия создает необходимые предпосылки для успешности всех без исключения детей, а также способствует удовлетворению особых образовательных потребностей детей с РАС.
В настоящее время в России насчитывается более 2 миллионов детей с ограниченными возможностями здоровья. Инклюзивное образование дает таким детям возможность учиться и развиваться в среде обычных дошкольников. При этом всем детям инклюзивной группы ДОУ предоставляются равные условия для включения в воспитательно-образовательный процесс. Инклюзивное или включенное образование (франц. inclusive – включающий в себя, от лат. include – заключаю, включаю) – термин, используемый для описания процесса обучения детей с потребностями в общеобразовательных учреждениях.
В основу инклюзивного образования положена идея, исключающая дискриминацию детей, имеющих особые потребности, подразумевающая равное к ним отношение и создающая определенные условия для их развития, обучения и воспитания.
Параллельно с предоставлением права на совместное обучение и воспитание детей с нормальным и нарушенным развитием ученые настаивают на обязательном проведении коррекционной работы с нуждающимися дошкольниками. В связи с этим повышается значимость психолого-педагогического сопровождения детей дошкольного возраста с РАС, учитывая их проблемы в развитии и особые образовательные потребности.
В области школьного образования вопросы инклюзии обсуждаются как теоретические, так и практические. Инклюзия в дошкольном образовании менее изучена. В литературе представлены описания совместного пребывания детей, но не совместного обучения. Мы полагаем, что добиваться социализации через инклюзию в школьном образовании для детей, имеющих РАС, малопродуктивно, если ребенок не имел опыта инклюзии в дошкольном возрасте.
Для правильной организации сопровождения детей с аутизмом необходимо четко понимать особенности его проявления. Расстройства аутистического спектра – одно из самых асинхронных нарушений развития. В основе данного отклонения лежит нарушение общения с окружающим миром, которое характеризуется отрывом от реальности и отгороженностью. Своеобразие эмоционального развития ребенка, страдающего аутизмом, проявляется в повышенной чувствительности к сенсорным стимулам, что выражается в избегании взгляда в глаза, ребенок смотрит как бы «сквозь», «мимо», а также трудности произвольной организации деятельности и своеобразных страхах. Ребенок с аутизмом живет в особом мире, который закрыт от всех. Все за пределами этого мира вызывает у него непреодолимый страх и отвержение.
Первое, на что каждый специалист обращает внимание, это нарушение коммуникации. Чаще всего она проявляется в том, что ребенок в детском коллективе большей частью ведет себя так, как будто находится один. Он играет один или рядом с детьми, разговаривает сам с собой, а чаще молчит. Ребенку тяжело «считывать» наши эмоции, жесты и др. Ребенок не испытывает эмоциональной привязанности к близким, не понимает их чувств, эмоций, в некоторых случаях дети проявляют агрессии по отношению к близким, окружающим. Также некоторым детям свойственна аутоагрессия.
В процессе пребывания ребенка с ОВЗ в ДОУ ему обеспечивается присмотр, уход, забота, а также воспитание и обучение знаниям, жизненным компетенциям, развитие способностей и коррекция его особенностей развития.
В ДОУ № 209 г. Ульяновска с 2013 г. открыты 2 группы для детей с РАС. В рамках участия в программе РИП в 2017-2018 учебном году было принято решение о продолжении «частичной» инклюзии для детей с РАС в сопровождении воспитателя, осуществляющего функции тьютора.
В нашем детском саду функции тьютора выполняют два воспитателя, имеющие опыт работы и общения с аутичными детьми, один из них – воспитатель детей с РАС, другой – воспитатель группы ТНР, в которую ходят дети на инклюзию. Эта группа выбрана была по двум причинам: в группе небольшое количество детей (по сравнению с другими группами) и она подготовительная. Воспитатели работают по очереди, приходя в свободное от работы время и сопровождают детей. Также сопровождающие ведут документацию, в которой отражают свои наблюдения, пожелания, сложные моменты. Эти записи доступны для ознакомления родителям детей.
Основная цель инклюзии в нашей ДОУ – социализация детей с особыми возможностями здоровья, создание условий для осуществления инклюзивного воспитания и обучения.
В соответствии с обозначенной целью нами были поставлены следующие задачи:
- преодоление отказных реакций при общении и установление контакта с детьми;
-смягчение сенсорного и эмоционального дискомфорта у ребенка;
- повышение коммуникативной активности ребенка в процессе общения со взрослыми и детьми;
- преодоление трудностей в организации целенаправленного поведения;
- привитие учебных навыков (сидение за столом, выполнение требований педагога и др.).
Процесс инклюзии осуществляется при непрерывной поддержке дошкольников с РАС силами всех специалистов. Сначала велась предварительная подготовка: изучался опыт работы зарубежных и отечественных исследователей, велась предварительная психологическая подготовка детей групп, в которые будут ходить дети с РАС. По результатам психолого-педагогической диагностики педагог-психолог предложил кандидатуры детей. Критериями отбора стали:
1. отсутствие нежелательного поведения;
2. заинтересованность в общении со сверстниками;
3. сформированность учебного поведения;
4. интеллектуальные способности;
5. запросы родителей.
Были выбраны 4 ребенка, два из них – выпускника. Двое из них участвовали в инклюзии в прошлом году. Дима – успешно, Леша – с переменным успехом (имена детей изменены). Затем началась работа по адаптации аутичных детей – постепенное включение детей в коллектив сверстников: сначала дети приводились в сопровождении тьютора во время игровой деятельности детей и на короткий промежуток времени. Затем время нахождения детей в группе постепенно увеличивалось. Такая же работа проводилась и проводится по настоящее время на ООД. Дети присутствовали на зарядке, занятиях по изодеятельности, ФЭМП, логопедических, музыкальных, физкультурных занятиях, в бассейне. Параллельно осуществлялась «обратная» инклюзия, когда дети из общеобразовательных групп посещали группу детей с РАС, участвовали в музыкальных занятиях, в утренниках. Также постоянно осуществлялось сопровождение детей во время посещений массовых мероприятий (музыкальные, кукольные спектакли, развлечения, праздники).
Важным в работе с аутичным ребенком становится специфика построения коррекционной работы. Важна гибкость педагога, который может по ходу перестраивать занятие с учетом пристрастий и настроения ребенка. Надо быть чутким к ребенку, и можно увидеть, как ребенок сам подскажет форму воздействия с педагогом.
На начало инклюзии у Семы наблюдалась отстраненность от детей своей группы, нежелательное поведение. В течение полугода инклюзии мы видели, как меняется поведение Семы: он с удовольствием ходил в 3 группу, включался в совместную деятельность с детьми, сидел на занятиях, выполнял инструкции воспитателя. Временами проявлял нежелательное поведение, но в гораздо меньшей степени, чем в своей группе. Был период, когда Семен потерял интерес к походам в 3 группу, что было связано с необходимостью соответствовать определенным стандартам, но затем все пришло в норму.
У Лёши самая неоднозначная картина. Он участвовал в инклюзии по просьбе мамы. У него наблюдалось нежелание вступать в контакт со сверстниками, нежелательное поведение. С ним период адаптации и коррекция поведения проходила длительно, временами инклюзия прекращалась в виду дискомфорта, который испытывали и нейротипичные дети, и сам Лёша. Но работа по сопровождению Леши продолжалась при наступлении благоприятных условий.
Дима на момент начала инклюзии был самый подходящий кандидат: у него были сформированы навыки самообслуживания, он понимал и умел следовать инструкциям, была сформирована речь и навыки коммуникации. К тому же для него практика инклюзии была знакома. В течение полугода мы наблюдали, как Дима вливался в коллектив сверстников, как совершенствовал свои учебные навыки. Но ему до сих пор комфортнее в своей группе, и к другим детям он идет без желания.
Роман пришел в группу в январе 2018 года, поэтому отследить динамику пока невозможно, но можно отметить, что он довольно комфортно чувствует себя в 3 группе, идет на контакт с детьми и выполняет требования воспитателя. На физкультурном занятии он практически ничем не отличается от других детей, разве только немного страдает скорость реакции при выполнении упражнений. Видно, что эти занятия приносят ему удовольствие.
Не всё и не у всех детей протекало гладко, но это связано со спецификой нарушений у детей с РАС, в частности с тем, что формирование новых навыков у них идет очень медленно, а устойчивость сформированных крайне нестабильна и зависит от множества факторов. Несмотря на это, нам удалось достичь положительных результатов, что вселяет в нас надежду на успешную социализацию детей с РАС в будущем.
Таким образом, инклюзия способствует формированию у детей с особыми образовательными потребностями положительного отношения к сверстникам и адекватного социального поведения, а также более полной реализации потенциала развития в обучении и воспитании. Инклюзивное обучение реализует обеспечение равного доступа к получению того или иного образования и создание необходимых условий для достижения успеха в образовании всеми детьми.
Проблема воспитания и обучения детей с особыми образовательными потребностями в общеобразовательном пространстве требует деликатного и гибкого подхода, так как не все дети, имеющие нарушения в развитии, могут успешно адаптироваться в среду здоровых сверстников.
Литература:
1. Даниловская Г. Ф. Особенности психолого-педагогического сопровождения детей с РАС в условиях дошкольного инклюзивного центра/ Инклюзивное образование : теория и практика – сборник материалов международной научно-практической конференции, - 2016, с. 390. 2. Малофеев Н. Н. Инклюзивное образование в контексте социальной политики/ Н. Н. Малофеев //Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. – 2009. - № 6. – с. 3-10 3. Сорокоумова С. Н. Организация психологической помощи в условиях инклюзивного образования / С. Н. Сорокоумова // Приволжский научный журнал. – 2011. - № 3. – с. 214-218. 4. Шматко Н. Д. Совместное воспитание и обучение детей с ограниченными возможностями здоровья и нормально развивающихся дошкольников / Н. Д. Шматко / Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. – 2010. – №5. – с. 12-19