Алла Штанке
Вариативная программа дополнительного образования по художественно-эстетическому воспитанию «В Мире сказок»
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад №8» г. Алейска
Вариативная программа дополнительного образования по художественно-эстетическому воспитанию
«В МИРЕ СКАЗОК»
вторая младшая группа (3–4 года)
2018 – 2019 учебный год.
Воспитатель
Штанке А. Э.
Содержание:
1. Пояснительная записка
2. Цели и задачи
3. Учебный план
4. Режим работы
5. Здоровье сберегающие технологии
6. Формы работы с детьми
7. Перспективный план
Публикация «Вариативная программа дополнительного образования по художественно-эстетическому воспитанию „В Мире сказок“» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Изостудия, кружок ИЗО
- Программы образовательные, основные и дополнительные
- Сказкотерапия. Воспитание сказкой
- Сценарии по сказкам
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» январь 2019
8. Работа с родителями
9. Предполагаемые умения и навыки
10. Ожидаемый результат
11. Литература
Пояснительная записка
Из всех видов художественной деятельности именно театрализованная ближе всего ребёнку, поскольку в её основе лежит игра - неиссякаемый источник детского творчества. С помощью театрализованных игр, упражнений и игровых ситуаций развивается внимание и память, воображение и фантазия.
Театрализованная деятельность формирует опыт социальных навыков поведения благодаря тому, что литературное произведение или сказка для детей всегда имеют нравственную направленность- честность, смелость, доброта, дружба. Дети знакомятся не только с их содержанием, воссоздают конкретные образы, но и учатся глубоко сопереживать событиям, взаимоотношениям героев. Театральная деятельность как процесс развития творческих способностей ребёнка является процессуальной.
Важнейшим в детском театре является процесс репетиций, процесс творческого переживания и воплощения, а не конечный результат. Поскольку именно в процессе работы над образом происходит развитие личности ребенка, развиваются символическое мышление, двигательный эмоциональный контроль. Происходит усвоение социальных норм поведения, формируются высшие произвольные психические функции.
Народные сказки раскрывают перед ребенком мир человеческих отношений и чувств. Они вызывают интерес к личности, к внутреннему миру сказочного героя. Научившись сопереживать с героями сказок, дети учатся замечать настроение близких и окружающих их людей. У них начинают пробуждаться гуманные чувства: способность проявить заботу и доброту, протест против зла и несправедливости.
Сказки несут в себе глубокую человечность, предельно точную мораль живой юмор, своеобразие русского языка и помогают ребенку понять красоту звучащей родной речи, учат эстетическому восприятию окружающего мира. Сказки формируют внутренний мир ребенка, его эстетические представления.
Цель:
Формирование творческой личности ребенка средствами театральной деятельности.
Задачи:
Развивать познавательный интерес к театральной деятельности.
Способствовать развитию детской фантазии, воображения, памяти, детского творчества
Формировать у детей навыки общения в коллективе и коллективное творчество
Развивать речь и обогащать словарный запас детей.
Способствовать выражению эмоций с помощью мимики, жестов.
Создавать условия для совместной театрализованной деятельности детей и взрослых
Обеспечить условия для взаимосвязи театрализованной деятельности с другими видами детской деятельности в едином педагогическом процессе.
Здоровье сберегающие технологии
дыхательная гимнастика;
артикуляционная гимнастика;
пальчиковые игры со словами;
гимнастика для глаз;
физкультминутки, динамические паузы.
Формы и методы организации театрализованной деятельности с детьми.
игра;
импровизация;
инсценировки и драматизация сказок;
объяснение;
рассказ воспитателя, рассказы детей;
чтение воспитателя;
показ;
личный пример;
беседы;
просмотр мультфильмов и их обсуждение;
разучивание произведений устного народного творчества (песенок, потешек, попевок и др.);
обсуждение
наблюдение;
словесные, настольные и подвижные игры;
пантомимические этюды и упражнения.
Формы работы
индивидуальная
групповая
подгрупповая
Средства
Музыкальное сопровождение.
Наборы разных видов театров- настольный, пальчиковый, театр ложек, плоскостной, магнитный, конусообразный, театр на фланелеграфе.
Литература, необходимая для работы.
Компьютер и доска интерактивная
Предполагаемые умения и навыки
Готовность действовать согласованно, включая одновременно или последовательно.
Уметь снимать напряжение с отдельных групп мышц. Запоминать заданные позы.
Знать 5-8 артикуляционных упражнений.
Уметь произносить потешки, песенки, считалки, скороговорки, в разных темпах, шепотом и беззвучно.
Разыгрывать тексты хороводных игр, потешек, песен, стихотворений, знакомых сказок в сценической деятельности, с использованием декораций, атрибутов, костюмов.
Усваивать и узнавать виды театра (настольный театр, кукольный, пальчиковый)
Импровизировать в создании танцевальных образов.
Ожидаемый результат
Знания, умения, навыки, которыми должны овладеть дети в процессе занятий.
Что такое театр, его устройство
Виды кукольных театров: пальчиковой, настольный,вязаный, конусный, мягкой игрушки.
Овладение приёмами кукловождения.
Уметь эмоционально передать свой персонаж.
Владеть мимикой, использовать интонации.
Импровизации в создании танцевального образа.
Говорить и проговаривать правильно скороговорки.
Перспективный план по программе
«В мире сказок»
Сентябрь
Тема Задачи Материал и оборудование Литература
«Давайте познакомимся»
«Игровая викторина по стихам А. Л. Барто» Формировать у детей живой интерес к театрализованной игре, желание участвовать в общем действии и использовать все окружающее пространство; побуждать детей к активному общению, развивать речь и умение строить диалог. Куклы театрального уголка. М. Д. Маханева “Театральные занятия в детском саду” Москва, Творческий центр “Сфера” 2003г, стр. 18.
Т. И. Петрова, Е. Я. Сергеева, Е. С. Петрова “Театрализованные игры в д/с” Москва “Школьная пресса” 2000г, стр. 6
“Для деда, для бабы Курочка-Ряба яичко снесла золотое”
Стимулировать эмоциональное восприятие детьми театрализованной игры и активное участие в ней; развивать двигательную активность детей. Театр на фланелеграфе;
М. Д. Маханева “Театральные занятия в детском саду” Москва, Творческий центр “Сфера” 2003г, стр. 18
«Мы не просто ребятки, а ребятки цыплятки» Стимулировать эмоциональное восприятие детьми театрализованной игры и активное участие в ней; развивать двигательную активность детей. Перчаточный театр. М. Д. Маханева “Театральные занятия в детском саду», стр. 19.
«Курочка и цыплята» Поощрять желание детей участвовать в театрально-игровой деятельности; научить выразительным жестам; развивать двигательную активность детей Маски и шапочки героев сказки. М. Д. Маханева “Театральные занятия в детском саду», стр. 20.
Октябрь
Тема Задачи Материал и оборудование Литература
“Ходит осень по дорожкам”. (по сказке “Теремок”) Стимулировать эмоциональное восприятие детьми сказки; пополнять словарь лексикой, отражающей эмоциональное состояние человека; учить находить выразительные средства в мимике, жестах, интонациях. Театр на фланелеграфе. Т. И. Петрова, Е. Я. Сергеева, Е. С. Петрова “Театрализованные игры в д/с”, стр. 8.
«Прогулка по лесу» Учить детей эмоционально проговаривать фразы; воспитывать бережное отношение к природе, видеть красоту осеннего леса; развивать фантазию, творческие способности, ассоциативное мышление. Муляжи и картинки с ягодвми; грибами; животными. Музыкальное сопровождение. Т. И. Петрова, Е. Я. Сергеева, Е. С. Петрова “Театрализованные игры в д/с”, стр. 9.
«Овощи на грядке» Учить отождествлять себя с театральным персонажем; развивать внимание; учить сочетать движения и речь; воспитывать партнерские отношения в игре; закреплять знания об окружающем. Шапочки-маски овощей. Е. С. Петрова “Театрализованные игры в д/с”, стр. 10.
Спектакль «Репка». Развивать интерес и бережное отношение к игрушкам, театральным куклам; познакомить с приемами кукловождения настольных кукол; формировать умение следить за развитием действия в кукольном спектакле; побуждать детей участвовать в танцевальных импровизациях с настольными куклами. Куклы настольного театра «Репка», зайцы – игрушки. Н. Д. Сорокина «Сценарии театральных кукольных занятий.
Ноябрь
Отчет работы за 1 квартал: инсценировка русской народной сказки «Репка»
Цель: Развивать интерес к кукольным спектаклям, желание принимать в них участие, поддерживать радостное настроение.
Тема Задачи Материал и оборудование Литература
«Сказка на столе» Способствовать развитию памяти, побуждать к высказыванию о понравившемся спектакле; учить выразительной интонации: дать пример элементарного кукловождения. Настольный театр «Теремок» Н. Ф. Губанова»Театральная деятельность дошкольников», стр. 74.
«В гости к Дашеньке» Формировать у детей представления об элементарных этических нормах; воспитывать умения эмоционально и выразительно общаться; развивать способности работать с воображаемыми предметами; развивать фантазию и память; развивать умения четко произносить звуки, фразы. Магнитофон; музыкальное сопровождение; кукла Дашенька. ТИ. Петрова, Е. Я. Сергеева, Е. С. Петрова “Театрализованные игры в д/с”, 13.
«Зайку бросила хозяйка» Формировать активное доброжелательное отношение к окружающим; познакомить детей с пиктограммами; развивать мимическую выразительность» развивать мелкую моторику пальцев рук. Карточки с пиктограммами, маски лисы и зайцев; кукла Дашенька. Т. И. Петрова, Е. Я. Сергеева, Е. С. Петрова “Театрализованные игры в д/с”, 14.
«Мы водили хоровод» Воспитывать доброжелательные отношения между детьми; развивать подражательные навыки и фантазию; формировать у детей необходимый запас эмоций и впечатлений. Кукла Дашенька, инсценировка пословици «В тесноте, да не в обиде!». Т. И. Петрова, Е. Я. Сергеева, Е. С. Петрова “Театрализованные игры в д/с”, 15.
Декабрь
Тема Задачи Материал и оборудование Литература
Показ русской народной сказки «Зимовье» Учить детей отгадывать загадки, развивать исполнительские умения через подражание повадкам животных, их движениям и голосу, воспитывать любовь к животным. Настольный театр сказки «ЗИМОВЬЕ» Т. И. Петрова, Е. Я. Сергеева, Е. С. Петрова “Театрализованные игры в д/с”, 16.
«Наступили холода» Дать представление о «холодном» настроении в музыке и побуждать эмоционально на него отзываться; упражнять в звукоподражании; учить выразительной артикуляции; побуждать к участию в играх-драматизациях. Игрушка саночки; шапочки для героев игры-драматизации Вани и Тани. Н. Ф. Губанова «Театрализованная деятельность дошкольников», стр. 88.
«Добрая девочка» Продолжать работу по обучению приемам кукловождения (настольный театр, перчаточный театр); научить воспроизводить отдельные черты характра (уверенность в себе); познакомить детей со сказкой «Добрая девочка» С. Сулиной; Побуждать принимать участие в хороводе. Настольный или перчаточный театр; декорации к сказке «Добрая девочка» Н. Д. Сорокина «Сценарии театральных кукольных занятий», стр. 32.
«Новогоднее приключение» Порадовать детей, создать сказочную атмосферу занятия; расширить круг воспринимаемых музыкально-драматических образов; побуждать к двигательной активности. Костюм Снегурочки; волшебный клубочек; шапочки белок для подвижной игры. Н. Ф. Губанова «Театрализованная деятельность дошкольников», стр. 99.
Январь
Тема Задачи Материал и оборудование Литература
«Кто приходит к нам зимой» Развивать фантазию и умение ориентироваться в пространстве; формировать произвольное внимание, активизировать интерес к театральному искусству; развивать навыки имитации; учить выражать свои эмоции. Письмо от Деда Мороза; любой вид театра для демонстрации сказки «Рукавичка» Т. И. Петрова, Е. Я. Сергеева, Е. С. Петрова “Театрализованные игры в д/с”, 17.
«Кому зимой не холодно?» Продолжать учить детей импровизировать под музыку; развивать фантазию, ассоциативное мышление; развивать память физических ощущений. Магнитофон; запись песни «Мы погреемся немножко»; любой вид театра для демонстрации сказки «Снегурочка» Т. И. Петрова, Е. Я. Сергеева, Е. С. Петрова “Театрализованные игры в д/с”, 20.
«Давай будем одеваться» Сформировать умение концентрировать внимание на театральной кукле; поощрять желание самостоятельно придумывать движения для настольных кукол в соответствии с текстом потешки; научить мимикой, жестами, движениями передавать основные эмоции; развивать мелкую моторику рук, способствовать сопровождать потешку жестами; приучать внимательно следить за сюжетом кукольного спектакля, участвовать в обсуждении. Настольный деревянный театр. Н. Д. Сорокина «Сценарии театральных кукольных занятий», стр. 30.
«Снегири и синички» Дать представление о жизни птиц зимой; формировать участливое отношение к зимующим птицам; учить вополощаться в роли и ролевому поведению; использовать звукоподражание в ролевом поведении. Декорация заснеженной лужайки; шапочки снегиреу и синиц; кормушки; зерно. Н. Ф. Губанова «Театрализованная деятельность дошкольников», стр. 101.
Февраль
Отчет работы за 2 квартал: показ сказки «Волк и семеро козлят»
Цель: Будить воображение детей; развивать память; вызывать ассоциации; учить пересказывать сказку с помощью предметов (игрушек театра); развивать эмоциональную сторону речи детей; создать эмоционально-положительный настрой на сказку; учить выступать перед родителями, младшими детьми, сотрудниками ДОУ.
Тема Задачи Материал и оборудование Литература
«Зайке холодно зимой» Продолжать работать над интонационной выразительностью; развивать артикуляционный аппарат; учить детей слушать сказку; побуждать к участию в театрализованной игре; формировать умение выражать эмоциональное состояние через движения; воспитывать чувство сострадания, бережное отношение к окружающему миру. Настольный театр «Заюшкина избушка» Т. И. Петрова, Е. Я. Сергеева, Е. С. Петрова “Театрализованные игры в д/с”, 22.
«Козочки и волки» Учить детей восприятию сюжета; побуждать к участию в игровом сюжете; упражнять в звукоподражании; учить взаимодействию друг с другом в игре; учить выразительно двигаться в подвижной игре. Декорации заснеженного леса; костюмы героев (Дед Матвей, козочка Мила); колокольчик козочки; шапочки козлят и волков для подвижных игр. Н. Ф. Губанова «Театрализованная деятельность дошкольников», стр. 91.
«Зимняя пляска» Совершенствовать навыки управления настольными куклами; научить понимать и изображать основные эмоции с помощью мимики и жестов; побуждать самостоятельно искать выразительные жесты, движения для создания образа. Инсценировка сказки «Козлятушки и волк» Настольные куклы (птички); шапочка зайчика; плоскостной домик, шапочки козы, козляток, волка. Н. Д. Сорокина «Сценарии театральных кукольных занятий», стр. 44.
«В театре кукол» Знакомить детей с искусством театра; дать представление о его атрибутике (афиша, зрительный зал, билеты); учить правилам поведения в театре; учить настраиваться на восприятие сказки с первых звуков музыкального вступления, внимательно слушать сказку; учить рассказывать о свиох первых впечатлениях сразу по окончании спектакля. Ширма, куклы (коза, семеро козлят, волк); дкорации (задник «Лес и деревня», дом козы, куст) и атрибуты корзина для козы. Н. Ф. Губанова «Театрализованная деятельность дошкольников», стр. 94.
Март
Тема Задачи Материал и оборудование Литература
«Ловкий мышонок» Дать прикладное понятие о колыбельной; приобщить детей к колыбельной песне; будить воображение детей; познакомить со сказкой В. Бианки, учить отвечать на вопросы по содержанию; вовлечь в игровой сюжет; учить самостоятельно действовать в игре. Книга со сказкой В. Бианки «Лис и мышонок»; шапочки лиса и мышат, мякгие игрушки (лис и мышонок); колыбелька для мышонка. Н. Ф. Губанова «Театрализованная деятельность дошкольников», стр. 117.
«Сказка о глупом мышонке”.
Побуждать детей к активному участию в театральной игре; учить четко, проговаривать слова, сочетая движения и речь; учить эмоционально, воспринимать сказку, внимательно относиться к образному слову, запоминать и интонационно выразительно воспроизводить слова и фразы из текста. Куклы театра би-ба-бо. Т. И. Петрова, Е. Я. Сергеева, Е. С. Петрова “Театрализованные игры в д/с”, 23.
“Без друзей нам не прожить ни за что на свете”. Учить детей отгадывать загадки; развивать исполнительские умения через подражание повадкам животных; воспитывать любовь к животным. Куклы би-ба-бо. М. Д. Маханева “Театральные занятия в детском саду», стр. 33.
“В гости к ежику и лисе”.
Учить детей интонационно выразительно проговаривать слова чистоговорки, меняя силу голоса; формировать достаточно необходимый запас эмоций и впечатлений; развивать воображение и способности к творчеству; воспитывать дружеские, партнерские взаимопонимания. Театральные костюмы для ролевого театра «В гости к ежику и лисе» Т. И. Петрова, Е. Я. Сергеева, Е. С. Петрова “Театрализованные игры в д/с”, 25.
Апрель
Тема Задачи Материал и оборудование Литература
«Лисичку заяц в дом пустил, и вот на улице один”. Познакомить детей со сказкой “Лиса, заяц и петух”; формировать у детей достаточно необходимый запас эмоций и впечатлений; воспитывать дружеские, партнерские взаимопонимания. Куклы би-ба-бо. М. Д. Маханева “Театральные занятия в детском саду”, стр. 39.
“Ох, и хитрая лиса! Трудно ее выгнать, да!”. Учить детей рассказывать сказку с помощью воспитателя; воспитывать коммуникативные навыки общения; учить сочетать речь с пластическими движениями; побуждать участию в театральной игре. Костюмы героев сказки «Заюшкина избушка» М. Д. Маханева “Театральные занятия в детском саду”, стр. 40.
«Бежала лесочком» Поощрить участие детей в театрально-игровой деятельности; совершенствовать навыки вождения настольных кукол; побуждать самостоятельно придумывать движения для создания образа; научить детей различать эмоции, уметь их передавать с помощью мимики и жестов. Настольный кукольный театр. Н. Д. Сорокина «Сценарии театральных кукольных занятий», стр. 60.
«Под грибком» Поощрить желание детей самостоятельно придумывать движения для настольной куклы в соответствии с ее образом; научить понимать эмоциональное состояние героя и его изображать; развивать речь детей, добиваясь правильного и четкого произношения слов; продолжать знакомить с отдельными чертами характера персонажа и побудить изображать их с помощью мимики и жестов. Настольный театр.
Элементы костюмов для инсценировки постановки по сказке В. Сутеева. Н. Д. Сорокина «Сценарии театральных кукольных занятий», стр. 64.
Май
Отчет работы за 3 квартал: инсценировка сказки «Теремок» и «Колобок»
Цель: Будить воображение детей; развивать память; вызывать ассоциации; учить пересказывать сказку с помощью предметов (игрушек театра); развивать эмоциональную сторону речи детей; создать эмоционально-положительный настрой на сказку; учить выступать перед родителями, младшими детьми, сотрудниками ДОУ.
Тема Задачи Материал и оборудование Литература
«Весна на улице» Развивать эмоционально-чувственную сферу детей; учить откликаться на звуки и интонации в музыке, слышать контрастные интонации в речи; побуждать к двигательной активности; проявлять самостоятельность в выборе и исполнении роли; упражнять в звукоподражании. Декорация весенней лужайки; ваза с цветами; шапочки цветов для подвижной игры; фонограмма «Звуки леса»; музыкальные записи для этюда и танцев птичек и цветов. Н. Ф. Губанова «Театрализованная деятельность дошкольников», стр. 132.
“Дайте только срок, построим теремок!”. Продолжат учить детей отгадывать загадки; развивать элементарные навыки мимики и жестикуляции; учить сочетать движения и речь; развивать воображение. Театр би-ба-бо «Теремок», декорации к сказке. М. Д. Маханева “Театральные занятия в детском саду”, стр. 41.
«Кошка и ее котята» Познакомить со сказкой «Кошка и ее котята»; развивать сопереживание; учить внимательно слушать сказку; отвечать на вопросы по ее содержанию. Театр на фланелеграфе. Н. Ф. Губанова «Театрализованная деятельность дошкольников», стр. 120.
Разыгрывание сказки «Теремок» Учить воспроизводить текст знакомой сказки в театрализованной игре; развивать память; учить подбирать соответствующую интонацию для характеристики сказочного персонажа; воспитывать доброжелательные отношения и партнерские качества. Разные виды театра по выбору детей. Т. И. Петрова, Е. Я. Сергеева, Е. С. Петрова “Театрализованные игры в д/с”, 26.
Взаимодействие с родителями
Вторая младшая группа
Месяц Форма работы. Тема.
сентябрь «Зачем нужен кружок. Как вы относитесь к театрализованной деятельности» - обсуждение целей, задач.
Консультация «Театрализованная деятельность в детском саду»
Анкетирование родителей «Театр и дети»
октябрь Папка-передвижка «Театрализованная деятельность дошкольников»
Памятки для родителей: «Построение среды для ТД»; «Театр и родители!»
ноябрь Консультация «Театр дома»
Анкетирование «Нужны ли детям русские народные сказки»
декабрь Папка-передвижка «Домашний театр»
Новогодний утренник
январь Родительское собрание «Играем в театр»
Показ родителям сказки «Колобок»
февраль Ширма «Что такое театр?»
Консультация «Развитие детей в театрализованной деятельности»
март Обсуждение темы «Изготовление кукол для домашнего театра»
Анкетирование «Ваше отношение к совместной культурно-досуговой деятельности»
Утренник «8 Марта»
апрель Папка-передвижка «Дети и театр»
Вечер вопросов и ответов
май Подведение итогов работы за год: отчетный концерт для родителей.
Литература:
1. М. Д. Маханева «Театрализованные занятия в детском саду». Москва, Творческий центр “Сфера”, 2000 г.
2. Т. И. Петрова, Е. Я. Сергеева, Е. С. Петрова “Театрализованные игры в д/с”, Москва “Школьная пресса” 2004 г.
3. Н. Д. Сорокина «Сценарии театральных кукольных занятий», Москва: АРКТИ, 2007 г.
4. Н. Ф. Губанова «Театрализованная деятельность дошкольников», Москва: ВАКО, 2007 г.
5. А. В. Щеткин – «Театральная деятельность в детском саду» Издательство «МОЗАИКА – СИНТЕЗ» 2008г.
6. М. Б. Защепина – «Развитие ребенка в театрализованной деятельности» Издательство ООО «ТЦ СФЕРА» 2010г.
7. Е. В. Мигунова – «Театральная педагогика в детском саду» Издательство «ТЦ СФЕРА» 2009г.
8. О. В. Гончарова – «Театральная палитра» Издательство «Сфера» 2010г.
9. Н. Ф. Сорокина «Играем в кукольный театр». Москва: АРКТИ, 2007 г.