Лучший педагог года

Вариативная программа художественно-эстетического воспитания во второй младшей группе «Цветные ладошки»

Чечулина Наталья
Вариативная программа художественно-эстетического воспитания во второй младшей группе «Цветные ладошки»
▼ Скачать + Заказать документы

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №8» города Алейска

Утверждаю: Рассмотрено на пед. совете

Заведующая Протокол № 2018года

Ю. В. Головнёва

Вариативная программа художественно-эстетического развития детей второй младшей группы

«Цветные ладошки»

(Программа составлена на основе Программы художественного воспитания, обучения и развития детей 3-4 лет Лыковой

Воспитатель : Чечулина Н. В.

2018-2019 год

СОДЕРЖАНИЕ

Пояснительная записка 3

Публикация «Вариативная программа художественно-эстетического воспитания во второй младшей группе „Цветные ладошки“» размещена в разделах

Цель и задачи программы художественного воспитания, обучения и развития детей 4 Задачи художественно-творческого развития детей 3-4 лет 5

Методы эстетического воспитания. 6

Перспективное тематическое планирование занятий во второй младшей группе по изобразительной деятельности (3-4 года) 7

Планируемые результаты освоения программы 13

Примерный список детских книг с иллюстрациями известных художников14

Список литературы 16

Пояснительная записка

В современной эстетико-педагогической литературе сущность художественного воспитания понимается как формирование эстетического отношения посредством развития умения понимать и создавать художественные образы.

Художественный образ лежит в основе передаваемого детям эстетического опыта и является центральным, связующим понятием в системе эстетических знаний. Эстетическое отношение может быть сформировано только в установке на восприятие художественных образов и выразительность явлений.

В эстетическом развитии детей центральной является способность к восприятию художественного произведения и самостоятельному созданию выразительного образа, который отличается оригинальностью (субъективной новизной, вариативностью, гибкостью, подвижностью. Эти показатели относятся как к конечному продукту, так и к характеру процесса деятельности, с учётом индивидуальных особенностей и возрастных возможностей детей.

Художественная деятельность - специфическая по своему содержанию и формам выражения активность, направленная на эстетическое освоение мира посредством искусства.

Художественная деятельность - ведущий способ эстетического воспитания детей дошкольного возраста, основное средство художественного развития детей с самого раннего возраста. Следовательно, художественная деятельность выступает как содержательное основание эстетического отношения ребёнка, представляет собой систему специфических (художественных) действий, направленных на восприятие, познание и создание художественного образа (эстетического объекта) в целях эстетического освоения мира.

Изучение психологического механизма развития способности восприятия художественных образов (Венгер Л. А., Запорожец А. В.) привело к выводу о взаимосвязи видимых свойств образа с имеющимся у ребёнка эстетическим опытом (эстетической апперцепцией). Полнота и точность образов восприятия зависят, в связи с этим, от овладения детьми выразительными средствами и эстетическими эталонами, которые ребёнок присваивает так же, как всю духовную культуру (Выготский Л. С, Мухина B.C.) и от уровня владения операциями по соотнесению их со свойствами художественного объекта.

Дошкольник в своём эстетическом развитии проходит путь от элементарного наглядно-чувственного впечатления до возможности создания оригинального образа адекватными выразительными средствами. Движение от простого образа-представления к эстетическому обобщению, от восприятия цельного образа как единичного к осознанию его внутреннего смысла и пониманию типичного осуществляется под влиянием взрослых, передающих детям основы социальной и духовной культуры.

Современный взгляд на эстетическое воспитание ребенка предполагает единство формирования эстетического отношения к миру и художественного развития средствами разных видов изобразительного и декоративно-прикладного искусства в эстетической деятельности.

Цель и задачи Программы художественного воспитания, обучения и развития детей 2-7 лет

Цель программы – формирование нравственно - патриотических ценностей и чувств сопричастности к родному дому, семье, детскому саду; приобщение детей к культуре русского народа через формирование у детей раннего и дошкольного возраста эстетического отношения и художественно-творческих способностей в изобразительной деятельности.

Основные задачи:

1. Развитие эстетического восприятия художественных образов (в произведениях искусства) и предметов (явлений) окружающего мира как эстетических объектов.

2. Создание условий для свободного экспериментирования с художественными материалами и инструментами.

3. Ознакомление с универсальным «языком» искусства - средствами художественно-образной выразительности.

4. Развитие художественно-творческих способностей в продуктивных видах детской деятельности.

5. Воспитание художественного вкуса и чувства гармонии.

6. Создание условий для многоаспектной и увлекательной активности детей в художественно-эстетическом освоении окружающего мира.

7. Формирование эстетической картины мира и основных элементов «Я - концепции-творца».

8. Воспитание у ребёнка любви и привязанности к своей семье,дому, детскому саду, к своему родному городу.

9. Развивать творческие и познавательные способности детей.

10. Формирование бережного отношения к природе и всему живому.

11. Воспитание уважения к труду взрослых.

12. Расширение знаний и представлений о красоте родного края,родной природы.

13. Формировать у детей проявление сострадания, заботливости,внимательности к родным и близким. друзьям и сверстникам, к тем. кто о них заботиться.

Задачи художественно-творческого развития

Формировать способы зрительного и тактильного обследования различных объектов для обогащения и уточнения восприятия особенностей их формы, пропорций, цвета, фактуры.

Знакомить детей с народной игрушкой (филимоновской, дымковской, семёновской, богородской) для обогащения зрительных впечатлений и показа условно-обобщённой трактовки художественных образов. Проводить мини-спектакли с участием народных игрушек для создания у детей праздничного настроения во время встреч с произведениями народных мастеров.

Учить детей находить связь между предметами и явлениями окружающего мира и их изображениями в рисунке, лепке, аппликации. Учить «входить в образ».

Знакомить с книжной графикой на примере творчества известных мастеров детской книги - Васнецова Ю., Ду-бинчик Т., Елисеева А., Конашевича В., Лебедева В., Рачева Е., Репкина П.

Организовывать наблюдения в природе и уголке живой природы для уточнения представлений детей о внешнем виде растений и животных, а также для обогащения и уточнения зрительных впечатлений («Золотой листопад», «Листочки танцуют», «Снежные дорожки», «Пушистые облака», «Тяжёлые тучи», «Весёлый дождик», «Грустный дождь», «Кошка умывается», «Воробьи купаются в лужах» и т. д.).

Учить детей видеть цельный художественный образ в единстве изобразительно-выразительных средств колористической, композиционной и смысловой трактовки (обучение анализу не должно опережать формирование умения воспринимать художественный объект, в гармоничном единстве всех составляющих компонентов).

Создавать условия для самостоятельного освоения детьми способов и приёмов изображения знакомых предметов на основе доступных средств художественно-образной выразительности (цвет, пятно, линия, форма, ритм, динамика) в их единстве.

Побуждать детей самостоятельно выбирать способы изображения при создании выразительных образов, используя для этого освоенные технические приемы; развивать восприятие детей, формировать представление о предметах и явлениях окружающей действительности, создавать условия для их активного познания и на этой основе учить детей:

отображать свои представления и впечатления об окружающем мире доступными графическими и живописными средствами

сопровождать движения карандаша или кисти словами, игровыми действиями ( например: «Дождик, чаще - кап-кап-кап!», «Бегут ножки по дорожке - топ-топ-топ!»);

продолжать учить рисовать карандашами и фломастерами - проводить линии (вертикальные, горизонтальные, волнистые, кривые) и замыкать их в формы (округлые и прямоугольные, создавая тем самым выразительные образы;

продолжать знакомить детей с красками и формировать навыки рисования кистью (аккуратно смачивать и промывать, набирать краску на ворс, вести кисть по ворсу, проводить линии, рисовать и раскрашивать замкнутые формы); учить создавать одно-, двух- и многоцветные выразительные образы;

переводить детей от рисования-подражания к самостоятельному творчеству.

Методы эстетического воспитания :

метод пробуждения ярких эстетических эмоций и переживаний с целью овладения даром сопереживания;

метод побуждения к сопереживанию, эмоциональной отзывчивости на прекрасное в окружающем мире;

метод эстетического убеждения (По мысли А. В. Бакушинского «Форма, колорит, линия, масса и пространство, фактура должны убеждать собою непосредственно, должны быть самоценны, как чистый эстетический факт».);

метод сенсорного насыщения (без сенсорной основы немыслимо приобщение детей к художественной культуре);

метод эстетического выбора («убеждения красотой», направленный на формирование эстетического вкуса;

метод разнообразной художественной практики;

метод сотворчества (с педагогом, народным мастером, художником, сверстниками);

метод нетривиальных (необыденных) творческих ситуаций, пробуждающих интерес к художественной деятельности;

метод эвристических и поисковых ситуаций.

Интеграция разных видов изобразительного искусства и художественной деятельности детей на основе принципа взаимосвязи обобщённых представлений (интеллектуальный компонент) и обобщённых способов действий (операциональный компонент) обеспечивает оптимальные условия для полноценного развития художественно-эстетических способностей детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными возможностями.

Перспективное тематическое планирование занятий во второй младшей группе по изобразительной деятельности

месяц Название занятия Задачи занятия

сентябрь

Тема недели: «Каждой вещи своё место»

Тема недели «Мой город»

Тема 3-4 недели «Фрукты,ягоды»

Тема занятия:«Мой весёлый, звонкий мяч»

07.09

Рисование круглых двуцветных предметов : создание контурных рисунков, замыкание линии в кольцо и раскрашивание, повторяющее очертания нарисованной фигуры. Выяснить знают ли дети расположение игрушек в группе для самостоятельной деятельности.

Тема «Разноцветные шарики»

14. 09 Рисование овальных предметов: создание контурных рисунков, замыкание линии в кольцо и раскрашивание, повторяющее очертания нарисованной фигуры. Дополнение изображения карандашными рисунками (ниточки на шариках). Формировать понятие «город», «праздник» .Воспитывать любовь к городу в котором мы живём.

Тема занятия «Яблоко с листочком и червячком»

21.09

«Ягодка за ягодкой (на кустиках)»

28.09

Рисование предметов, состоящих из 2-3 частей разной формы. Отработка техники рисования гуашевыми красками. Развитие чувства цвета и формы. Формировать у детей знания об особенностях природы нашего края его растительном мире.

Создание ритмической композиции. Сочетание изобразительных техник: рисование веточек цветными карандашами и ягодок -ватными палочками. Воспитывать интерес к своей малой Родине.

Октябрь

Тема 1 недели октября «Лес родного края»

Тема 2-ой недели «Моя малая Родина»

Тема 3 недели «Медицинский кабинет»

Тема 4-недели «Кот Васька»

Тема занятия «Падают, падают листья» 05.10

Рисование осенних листьев приёмом «примакивания» тёплыми цветами (красным, жёлтым, оранжевым. Продолжать знакомить детей с природой нашей страны. Дать представление о лесе.

«Грибы на пенёчке»

12.10

Создание коллективной композиции из грибов. Рисование грибов из 3-х частей (ножка, шляпка, травка).Воспитывать любовь,интерес, бережное отношение к природе.

Тема занятия «Дорисовывание Мишки из стихотворения А. Барто»

19.10 .Дорисовывание образа мишки по стихотворению. Рисование овальной формы, дорисовывание недостающих элементов. Познакомить детей с медицинским кабинетом. Показать значимость медсестры детского сада.

Тема занятия «Мышка-норушка»

26.10 Рисование овальной формы, дорисовывание необходимых элементов, создание сказочного образа. Знакомить детей с русским народным фольклором: потешками,песнями. Воспитывать любовь к животным.

Ноябрь

Тема 1-ой недели «Путешествие по Родной стране»

Тема недели «Я люблю маму и папу»

Тема 3-4 недели «В гостях у куклы Антоши»

Тема занятия «Град, град!»

09.11

Изображение тучи и града ватными палочками с изменением частоты размещения пятен (пятнышки на туче близко друг к другу, град на небе -более редко, с просветами. Формировать представление о величине России показать многообразие природных явлений на территории нашей страны, воспитывать любовь к своей стране.

Тема занятия «Петушок и его семья»

16.11

Рисовать цыплят из семьи петушка с,дорисовывать недостающие детали у петушка. Согласование пропорций фона (листа бумаги) и задуманного образа. Формировать представление о семье на примере семьи петушка. показать заботу родителей о своих детях.

Тема занятия «Клетчатое платье для куклы» 23.11 Учить детей рисовать узор состоящий из вертикальных и горизонтальных линий. Учить самостоятельно подбирать сочетания красок. Формировать представление детей о семье. Воспитывать любовь и заботливое отношение к членам своей семьи.

«Полосатые полотенца

для куклы Антошки»

30.11 Рисование узоров из прямых и волнистых линий на длинном прямоугольнике. Развитие чувства ритма (чередование в узоре 2-3 цветов или разных линий). воспитывать уважение к труду взрослых. Формировать культурно-гигиенические навыки.

Декабрь

Тема недели «Экскурсия на кухню»

Тема недели «Родная страна»

Тема недели «Наши традиции»

Тема недели «Красота нашей малой Родины»

Тема занятия «Бублики-баранки» 07.12

Тема занятия «Серпантин»

14.12

Тема занятия: «Праздничная ёлочка»

21.12

Тема занятия «Волшебные снежинки»

28.12

Рисование кругов, контрастных по размеру (диаметру). Самостоятельный выбор кисти: с широким ворсом - для рисования баранок, с узким ворсом -для рисования бубликов. Вызвать интерес к труду работников кухни. Показать значимость профессии повар.

Свободное проведение линий разного цвета (красного, синего, жёлтого, зелёного) и различной конфигурации (волнистых, спиралевидных, с петлями и их сочетание). Самостоятельный выбор листа бумаги для фона (формат, размер, величина). Раскрепощение рисующей руки. Развитие чувства цвета и формы.

Рисование и украшение пушистой нарядной ёлочки. Освоение формы и цвета как средств образной выразительности. Понимание взаимосвязи формы, величины и пропорций изображаемого предмета. Формировать у детей понятие о русских традициях. Формировать чувство гордости за свою страну.

Рисование шестилучевых снежинок из трёх линий с учётом исходной формы (круг, шестигранник, дорисовывание узоров фломастерами или красками (по выбору детей). Воспитывать интерес к природным явлениям нашего края.

Январь

Тема недели «Путешествие по родной Земле»

Тема недели «Русский народный фольклор»

Тема недели «Зимние забавы»

Тема занятия «Вьюга-завируха»

11.01

Тема занятия «Катится колобок по дорожке» 18.01

Тема занятия «Снеговик-великан»25.01

Рисование хаотичных узоров в технике по-мокрому. Раскрепощение рисующей руки: свободное проведение кривых линий. Развитие чувства цвета (восприятие и создание разных оттенков синего). Выделение и обозначение голубого оттенка. Формировать представление о красоте природы России, воспитывать чувство гордости за свою страну.

Рисование по сюжету сказки «Колобок». Создание образа колобка на основе круга или овала, петляющей дорожки -на основе волнистой линии с петлями. Самостоятельное использование таких выразительных средств, как линия, форма, цвет. Знакомить с русским народным фольклором. Побуждать интерес к культуре России.

Создание образа снеговика, сказочной обстановки. Развитие чувства формы и ритма, глазомера и мелкой моторики. Знакомить детей с русскими народными играми и забавами в зимний период.

Февраль

Тема недели «Герои русских сказок»

Тема недели «Русская берёзка»

Тема недели «Подготовка к празднику 8 * Марта»

Тема занятия «В некотором царстве» 01.02

Тема занятия

«Берёза в инее» 08.02

«Флажки» 15.02

Рисование по мотивам сказок. Самостоятельный выбор темы, образов сказочных героев средств художественно-образной выразительности. Развитие воображения. Формировать у детей представление о русских народных сказках. и бережное отношение к книгам.

Упражнять детей в рисовании дерева- берёзы. Располагать на листе несколько деревьев. Закреплять умение промывать кисть. Формировать у детей бережное отношение к растительному миру –деревьям, растущим в наших лесах.

Рисование флажков разной формы (прямоугольных, пятиугольных, полукруглых). Развитие чувства формы и цвета. Воспитывать у детей любовь к маме. создать положительное эмоциональное настроение у детей

Март

Тема недели «Мамин праздник»

Тема недели «Весна идёт,весне дорогу»

Тема недели «Я берегу игрушки»

Тема недели «В гостях у солнышка» (по мультфильму «У солнышка в гостях»

Тема занятия

«Цветок для мамочки» 01.03

Тема занятия

«Сосульки» 15.03

Тема занятия «Неваляшка танцует» 22.03

«Солнышко, солнышко,

Раскидай колечки!» 29.03

Подготовка картин в подарок мамам на праздник. Освоение техники рисования тюльпанов в вазе. Самостоятельный выбор цвета красок, размера кисточек и формата бумаги. Формировать у детей желание делать приятное своим мамам. Создать хорошее настроение.

Создание изображений в форме вытянутого треугольника. Сочетание изобразительных техник: обрывная аппликация, рисование красками и карандашами.

Изображение неваляшки в движении (в наклонном положении). Сочетание материалов и способов создания образа. Развитие чувства формы и ритма. Сформировать бережное отношение к вещам умения и навыки обращения с игрушкой.

Самостоятельный выбор материалов и средств художественной выразительности для создания образа фольклорного солнышка. Приобщение детей к произведениям детских писателей нашей страны.

Апрель

Тема недели «Самые любимые сказки В. Сутеева»

Тема 2х недель «Природа весной»

Тема 3 недели «Путешествие по произведениям К. И. Чуковского

Тема занятия «Кораблик»

05.04

Тема занятия «Почки и листочки»

12.04

Тема занятия «Божья коровка» 19.04

Тема занятия «Мойдодыр»

26.04

Составление композиции из нескольких элементов разной формы (ручеёк и кораблики). Развитие чувства формы и композиции. Формировать у детей желание смотреть мультфильмы снятых по произведениям русских писателей в то числе В. Сутеева.

Освоение изобразительно-выразительных средств для передачи трансформации образа: рисование ветки с почками и листочками.

Рисование выразительного, эмоционального образа жука «солнышко» (божьей коровки, на основе зелёного листика, вырезанного воспитателем. Развитие чувства цвета и формы. Воспитывать у детей желание не губить насекомых. Познакомить с насекомыми нашего края.

Создание весё лых композиций: рисование готовых фигурок на цветном фоне, рисование на них «грязных» пятен, дорисовка «ёмкостей» для купания (тазик, ванночка, лужа, ручей). Воспитывать желание соблюдать правила гигиены. Содержать себя в чистоте.

Май

Тема недели «Русские народные промыслы»

Тема недели «Природа России»

«Филимоновские игрушки» 17.05

«Цыплята и одуванчики»

24.05

Продолжение знакомства с филимоновской игрушкой. Оформление силуэтов фигурок освоенными декоративными элементами. Проведение тонких прямых линий кисточкой, нанесение цветных пятен приёмом «примакивание». Воспитание интереса к народному декоративно-прикладному искусству. Развитие «зрительской» культуры и художественного вкуса воспитывать уважительное отношение к народным мастерам.

Создание монохромной композиции на цветном фоне. Рисование цыплят и одуванчиков нетрадиционными способами (пальчиками, ватными палочками, тряпочкой). Создание условий для экспериментирования с художественными материалами. Воспитание интереса к природе и отражению представлений (впечатлений) в доступной изобразительной деятельности.

Планируемые результаты освоения программы

Изображает отдельные предметы, простые по композиции и незамысловатые по содержанию сюжеты.

Подбирает цвета, соответствующие изображаемым предметам.

Правильно пользуется карандашами, фломастерами, кистью и красками.

Дети станут испытывать любовь и привязанность к родному дому, семье матери, детскому саду.

Расширить представления детей о родном крае.

Проводимые занятия разовьют в ребёнке уверенность в себе сформируют социально- значимые чувства, желания и взгляды, привьют социальные навыки.

У детей сформируется чувство гордости за свой город, свою малую родину.

Дети будут с уважением относиться к труду взрослых.

Дети полюбят природу родного края, и будут бережно к ней относиться.

Список литературы

1. Комарова Т. С. Детское художественное творчество : Методическое пособие для воспитателей и педагогов. - М. : Мозаика-Синтез, 2005.

2. Комарова Т. С, Савенков А. И. Коллективное творчество дошкольников. - М. : Педагогическое общество России, 2005.

3. Куцакова Л. В. Конструирование и художественный труд в детском саду (программа и конспекты занятий). - М. : ТЦ Сфера, 2005.

4. Соломенникова О. А. Радость творчества. Ознакомление детей 5-7 лет с народным искусством. - М. : Мозаика-Синтез, 2005.

5. .Ветохина А. Я. ,Дмитренко З. С. Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста. Планирование и конспекты занятий. ООО Издательство «Детство -Пресс»,2017год

6. Лыкова И. А. «Цветные ладошки». Парциальная программа художественно-эстетического развития детей 2-7 в изобразительной деятельности. «Цветной мир», 2018

Публикации по теме:

Отчет о результативности работы кружка «Цветные ладошки» в старшей группе Отчет о результативности работы кружка «Цветные ладошки» за 2017-2018г. в старшей группе «Б». Кружок посещали 14 человек, 4 раза в месяц,.

Программа художественного воспитания, обучения и развития детей 2–7 лет «Цветные ладошки» Пояснительная записка. Программа» Умные ручки» составлена на основе авторской И. А. Лыковой «Программа художественного воспитания, обучения.

Конспект занятия «Цветные ладошки»Конспект занятия «Цветные ладошки» Цель. Создание условий для развития детского творчества. Задачи: Продолжать знакомить с возможностью создания образов, символов и эмблем.

Консультация для родителей «О задачах художественно-эстетического воспитания» Консультация для родителей: «О задачах художественно-эстетического воспитания» Средством общения между людьми является слово… Ребенок лишь.

Отчет о результативности работы кружка «Цветные ладошки» в первой младшей группе Отчет о результативности работы кружка «Цветные ладошки» за 2016-2017гг. в 1 младшей группе. Кружок посещали 12 человек, 4 раза в месяц,.

Педсовет «Значение художественно-эстетического воспитания в развитии художественно-творческих способностей дошкольников» Заведующий: Уважаемые коллеги, нашу сегодняшнюю встречу хочется начать с высказывания замечательного педагога В. А. Сухомлинского: «Истоки.

Программа художественно-эстетического развития детей «Пластилиновый рай» Название программы: «Пластилиновый рай». Направленность программы: художественно-эстетическая. Название организации: МБДОУ детский сад.

Рабочая программа по художественно-эстетическому развитию «Умелые пальчики» во второй младшей группе .

Консультация по экологии с использованием социально-коммуникативного воспитания и художественно-эстетического развития Статья по экологии с использованием социально – коммуникативного воспитания и художественно – эстетического развития. Воспитатель : Скрыпникова.

Значение художественно-эстетического воспитания в дошкольном возрасте Значение художественно-эстетического образования в дошкольном возрасте. Музыка является одной из форм художественного отражения действительности.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Вариативная программа художественно-эстетического воспитания во второй младшей группе «Цветные ладошки»
Опубликовано: 28 октября 2018 в 05:36
+17Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Вариативная программа художественно-эстетического воспитания во второй младшей группе «Цветные ладошки»» (включая файлы) размещена пользователем Чечулина Наталья в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 ноября. День первого льда. Папка-передвижка «Осторожно, тонкий лед!»

В конце ноября проводится Единый день безопасности на льду для предупреждения несчастных случаев с детьми на водоемах. К этому времени в большинстве российских регионов устанавливаются морозы, и водоемы...

24 ноября. День матери. Папка-передвижка к празднику

День матери - самый главный праздник в детском саду!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД