Чечулина Наталья
Вариативная программа художественно-эстетического воспитания во второй младшей группе «Цветные ладошки»
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №8» города Алейска
Утверждаю: Рассмотрено на пед. совете
Заведующая Протокол № 2018года
Ю. В. Головнёва
Вариативная программа художественно-эстетического развития детей второй младшей группы
«Цветные ладошки»
(Программа составлена на основе Программы художественного воспитания, обучения и развития детей 3-4 лет Лыковой
Воспитатель : Чечулина Н. В.
2018-2019 год
СОДЕРЖАНИЕ
Пояснительная записка 3
Публикация «Вариативная программа художественно-эстетического воспитания во второй младшей группе „Цветные ладошки“» размещена в разделах
Цель и задачи программы художественного воспитания, обучения и развития детей 4 Задачи художественно-творческого развития детей 3-4 лет 5
Методы эстетического воспитания. 6
Перспективное тематическое планирование занятий во второй младшей группе по изобразительной деятельности (3-4 года) 7
Планируемые результаты освоения программы 13
Примерный список детских книг с иллюстрациями известных художников14
Список литературы 16
Пояснительная записка
В современной эстетико-педагогической литературе сущность художественного воспитания понимается как формирование эстетического отношения посредством развития умения понимать и создавать художественные образы.
Художественный образ лежит в основе передаваемого детям эстетического опыта и является центральным, связующим понятием в системе эстетических знаний. Эстетическое отношение может быть сформировано только в установке на восприятие художественных образов и выразительность явлений.
В эстетическом развитии детей центральной является способность к восприятию художественного произведения и самостоятельному созданию выразительного образа, который отличается оригинальностью (субъективной новизной, вариативностью, гибкостью, подвижностью. Эти показатели относятся как к конечному продукту, так и к характеру процесса деятельности, с учётом индивидуальных особенностей и возрастных возможностей детей.
Художественная деятельность - специфическая по своему содержанию и формам выражения активность, направленная на эстетическое освоение мира посредством искусства.
Художественная деятельность - ведущий способ эстетического воспитания детей дошкольного возраста, основное средство художественного развития детей с самого раннего возраста. Следовательно, художественная деятельность выступает как содержательное основание эстетического отношения ребёнка, представляет собой систему специфических (художественных) действий, направленных на восприятие, познание и создание художественного образа (эстетического объекта) в целях эстетического освоения мира.
Изучение психологического механизма развития способности восприятия художественных образов (Венгер Л. А., Запорожец А. В.) привело к выводу о взаимосвязи видимых свойств образа с имеющимся у ребёнка эстетическим опытом (эстетической апперцепцией). Полнота и точность образов восприятия зависят, в связи с этим, от овладения детьми выразительными средствами и эстетическими эталонами, которые ребёнок присваивает так же, как всю духовную культуру (Выготский Л. С, Мухина B.C.) и от уровня владения операциями по соотнесению их со свойствами художественного объекта.
Дошкольник в своём эстетическом развитии проходит путь от элементарного наглядно-чувственного впечатления до возможности создания оригинального образа адекватными выразительными средствами. Движение от простого образа-представления к эстетическому обобщению, от восприятия цельного образа как единичного к осознанию его внутреннего смысла и пониманию типичного осуществляется под влиянием взрослых, передающих детям основы социальной и духовной культуры.
Современный взгляд на эстетическое воспитание ребенка предполагает единство формирования эстетического отношения к миру и художественного развития средствами разных видов изобразительного и декоративно-прикладного искусства в эстетической деятельности.
Цель и задачи Программы художественного воспитания, обучения и развития детей 2-7 лет
Цель программы – формирование нравственно - патриотических ценностей и чувств сопричастности к родному дому, семье, детскому саду; приобщение детей к культуре русского народа через формирование у детей раннего и дошкольного возраста эстетического отношения и художественно-творческих способностей в изобразительной деятельности.
Основные задачи:
1. Развитие эстетического восприятия художественных образов (в произведениях искусства) и предметов (явлений) окружающего мира как эстетических объектов.
2. Создание условий для свободного экспериментирования с художественными материалами и инструментами.
3. Ознакомление с универсальным «языком» искусства - средствами художественно-образной выразительности.
4. Развитие художественно-творческих способностей в продуктивных видах детской деятельности.
5. Воспитание художественного вкуса и чувства гармонии.
6. Создание условий для многоаспектной и увлекательной активности детей в художественно-эстетическом освоении окружающего мира.
7. Формирование эстетической картины мира и основных элементов «Я - концепции-творца».
8. Воспитание у ребёнка любви и привязанности к своей семье,дому, детскому саду, к своему родному городу.
9. Развивать творческие и познавательные способности детей.
10. Формирование бережного отношения к природе и всему живому.
11. Воспитание уважения к труду взрослых.
12. Расширение знаний и представлений о красоте родного края,родной природы.
13. Формировать у детей проявление сострадания, заботливости,внимательности к родным и близким. друзьям и сверстникам, к тем. кто о них заботиться.
Задачи художественно-творческого развития
Формировать способы зрительного и тактильного обследования различных объектов для обогащения и уточнения восприятия особенностей их формы, пропорций, цвета, фактуры.
Знакомить детей с народной игрушкой (филимоновской, дымковской, семёновской, богородской) для обогащения зрительных впечатлений и показа условно-обобщённой трактовки художественных образов. Проводить мини-спектакли с участием народных игрушек для создания у детей праздничного настроения во время встреч с произведениями народных мастеров.
Учить детей находить связь между предметами и явлениями окружающего мира и их изображениями в рисунке, лепке, аппликации. Учить «входить в образ».
Знакомить с книжной графикой на примере творчества известных мастеров детской книги - Васнецова Ю., Ду-бинчик Т., Елисеева А., Конашевича В., Лебедева В., Рачева Е., Репкина П.
Организовывать наблюдения в природе и уголке живой природы для уточнения представлений детей о внешнем виде растений и животных, а также для обогащения и уточнения зрительных впечатлений («Золотой листопад», «Листочки танцуют», «Снежные дорожки», «Пушистые облака», «Тяжёлые тучи», «Весёлый дождик», «Грустный дождь», «Кошка умывается», «Воробьи купаются в лужах» и т. д.).
Учить детей видеть цельный художественный образ в единстве изобразительно-выразительных средств колористической, композиционной и смысловой трактовки (обучение анализу не должно опережать формирование умения воспринимать художественный объект, в гармоничном единстве всех составляющих компонентов).
Создавать условия для самостоятельного освоения детьми способов и приёмов изображения знакомых предметов на основе доступных средств художественно-образной выразительности (цвет, пятно, линия, форма, ритм, динамика) в их единстве.
Побуждать детей самостоятельно выбирать способы изображения при создании выразительных образов, используя для этого освоенные технические приемы; развивать восприятие детей, формировать представление о предметах и явлениях окружающей действительности, создавать условия для их активного познания и на этой основе учить детей:
отображать свои представления и впечатления об окружающем мире доступными графическими и живописными средствами
сопровождать движения карандаша или кисти словами, игровыми действиями ( например: «Дождик, чаще - кап-кап-кап!», «Бегут ножки по дорожке - топ-топ-топ!»);
продолжать учить рисовать карандашами и фломастерами - проводить линии (вертикальные, горизонтальные, волнистые, кривые) и замыкать их в формы (округлые и прямоугольные, создавая тем самым выразительные образы;
продолжать знакомить детей с красками и формировать навыки рисования кистью (аккуратно смачивать и промывать, набирать краску на ворс, вести кисть по ворсу, проводить линии, рисовать и раскрашивать замкнутые формы); учить создавать одно-, двух- и многоцветные выразительные образы;
переводить детей от рисования-подражания к самостоятельному творчеству.
Методы эстетического воспитания :
метод пробуждения ярких эстетических эмоций и переживаний с целью овладения даром сопереживания;
метод побуждения к сопереживанию, эмоциональной отзывчивости на прекрасное в окружающем мире;
метод эстетического убеждения (По мысли А. В. Бакушинского «Форма, колорит, линия, масса и пространство, фактура должны убеждать собою непосредственно, должны быть самоценны, как чистый эстетический факт».);
метод сенсорного насыщения (без сенсорной основы немыслимо приобщение детей к художественной культуре);
метод эстетического выбора («убеждения красотой», направленный на формирование эстетического вкуса;
метод разнообразной художественной практики;
метод сотворчества (с педагогом, народным мастером, художником, сверстниками);
метод нетривиальных (необыденных) творческих ситуаций, пробуждающих интерес к художественной деятельности;
метод эвристических и поисковых ситуаций.
Интеграция разных видов изобразительного искусства и художественной деятельности детей на основе принципа взаимосвязи обобщённых представлений (интеллектуальный компонент) и обобщённых способов действий (операциональный компонент) обеспечивает оптимальные условия для полноценного развития художественно-эстетических способностей детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными возможностями.
Перспективное тематическое планирование занятий во второй младшей группе по изобразительной деятельности
месяц Название занятия Задачи занятия
сентябрь
Тема недели: «Каждой вещи своё место»
Тема недели «Мой город»
Тема 3-4 недели «Фрукты,ягоды»
Тема занятия:«Мой весёлый, звонкий мяч»
07.09
Рисование круглых двуцветных предметов : создание контурных рисунков, замыкание линии в кольцо и раскрашивание, повторяющее очертания нарисованной фигуры. Выяснить знают ли дети расположение игрушек в группе для самостоятельной деятельности.
Тема «Разноцветные шарики»
14. 09 Рисование овальных предметов: создание контурных рисунков, замыкание линии в кольцо и раскрашивание, повторяющее очертания нарисованной фигуры. Дополнение изображения карандашными рисунками (ниточки на шариках). Формировать понятие «город», «праздник» .Воспитывать любовь к городу в котором мы живём.
Тема занятия «Яблоко с листочком и червячком»
21.09
«Ягодка за ягодкой (на кустиках)»
28.09
Рисование предметов, состоящих из 2-3 частей разной формы. Отработка техники рисования гуашевыми красками. Развитие чувства цвета и формы. Формировать у детей знания об особенностях природы нашего края его растительном мире.
Создание ритмической композиции. Сочетание изобразительных техник: рисование веточек цветными карандашами и ягодок -ватными палочками. Воспитывать интерес к своей малой Родине.
Октябрь
Тема 1 недели октября «Лес родного края»
Тема 2-ой недели «Моя малая Родина»
Тема 3 недели «Медицинский кабинет»
Тема 4-недели «Кот Васька»
Тема занятия «Падают, падают листья» 05.10
Рисование осенних листьев приёмом «примакивания» тёплыми цветами (красным, жёлтым, оранжевым. Продолжать знакомить детей с природой нашей страны. Дать представление о лесе.
«Грибы на пенёчке»
12.10
Создание коллективной композиции из грибов. Рисование грибов из 3-х частей (ножка, шляпка, травка).Воспитывать любовь,интерес, бережное отношение к природе.
Тема занятия «Дорисовывание Мишки из стихотворения А. Барто»
19.10 .Дорисовывание образа мишки по стихотворению. Рисование овальной формы, дорисовывание недостающих элементов. Познакомить детей с медицинским кабинетом. Показать значимость медсестры детского сада.
Тема занятия «Мышка-норушка»
26.10 Рисование овальной формы, дорисовывание необходимых элементов, создание сказочного образа. Знакомить детей с русским народным фольклором: потешками,песнями. Воспитывать любовь к животным.
Ноябрь
Тема 1-ой недели «Путешествие по Родной стране»
Тема недели «Я люблю маму и папу»
Тема 3-4 недели «В гостях у куклы Антоши»
Тема занятия «Град, град!»
09.11
Изображение тучи и града ватными палочками с изменением частоты размещения пятен (пятнышки на туче близко друг к другу, град на небе -более редко, с просветами. Формировать представление о величине России показать многообразие природных явлений на территории нашей страны, воспитывать любовь к своей стране.
Тема занятия «Петушок и его семья»
16.11
Рисовать цыплят из семьи петушка с,дорисовывать недостающие детали у петушка. Согласование пропорций фона (листа бумаги) и задуманного образа. Формировать представление о семье на примере семьи петушка. показать заботу родителей о своих детях.
Тема занятия «Клетчатое платье для куклы» 23.11 Учить детей рисовать узор состоящий из вертикальных и горизонтальных линий. Учить самостоятельно подбирать сочетания красок. Формировать представление детей о семье. Воспитывать любовь и заботливое отношение к членам своей семьи.
«Полосатые полотенца
для куклы Антошки»
30.11 Рисование узоров из прямых и волнистых линий на длинном прямоугольнике. Развитие чувства ритма (чередование в узоре 2-3 цветов или разных линий). воспитывать уважение к труду взрослых. Формировать культурно-гигиенические навыки.
Декабрь
Тема недели «Экскурсия на кухню»
Тема недели «Родная страна»
Тема недели «Наши традиции»
Тема недели «Красота нашей малой Родины»
Тема занятия «Бублики-баранки» 07.12
Тема занятия «Серпантин»
14.12
Тема занятия: «Праздничная ёлочка»
21.12
Тема занятия «Волшебные снежинки»
28.12
Рисование кругов, контрастных по размеру (диаметру). Самостоятельный выбор кисти: с широким ворсом - для рисования баранок, с узким ворсом -для рисования бубликов. Вызвать интерес к труду работников кухни. Показать значимость профессии повар.
Свободное проведение линий разного цвета (красного, синего, жёлтого, зелёного) и различной конфигурации (волнистых, спиралевидных, с петлями и их сочетание). Самостоятельный выбор листа бумаги для фона (формат, размер, величина). Раскрепощение рисующей руки. Развитие чувства цвета и формы.
Рисование и украшение пушистой нарядной ёлочки. Освоение формы и цвета как средств образной выразительности. Понимание взаимосвязи формы, величины и пропорций изображаемого предмета. Формировать у детей понятие о русских традициях. Формировать чувство гордости за свою страну.
Рисование шестилучевых снежинок из трёх линий с учётом исходной формы (круг, шестигранник, дорисовывание узоров фломастерами или красками (по выбору детей). Воспитывать интерес к природным явлениям нашего края.
Январь
Тема недели «Путешествие по родной Земле»
Тема недели «Русский народный фольклор»
Тема недели «Зимние забавы»
Тема занятия «Вьюга-завируха»
11.01
Тема занятия «Катится колобок по дорожке» 18.01
Тема занятия «Снеговик-великан»25.01
Рисование хаотичных узоров в технике по-мокрому. Раскрепощение рисующей руки: свободное проведение кривых линий. Развитие чувства цвета (восприятие и создание разных оттенков синего). Выделение и обозначение голубого оттенка. Формировать представление о красоте природы России, воспитывать чувство гордости за свою страну.
Рисование по сюжету сказки «Колобок». Создание образа колобка на основе круга или овала, петляющей дорожки -на основе волнистой линии с петлями. Самостоятельное использование таких выразительных средств, как линия, форма, цвет. Знакомить с русским народным фольклором. Побуждать интерес к культуре России.
Создание образа снеговика, сказочной обстановки. Развитие чувства формы и ритма, глазомера и мелкой моторики. Знакомить детей с русскими народными играми и забавами в зимний период.
Февраль
Тема недели «Герои русских сказок»
Тема недели «Русская берёзка»
Тема недели «Подготовка к празднику 8 * Марта»
Тема занятия «В некотором царстве» 01.02
Тема занятия
«Берёза в инее» 08.02
«Флажки» 15.02
Рисование по мотивам сказок. Самостоятельный выбор темы, образов сказочных героев средств художественно-образной выразительности. Развитие воображения. Формировать у детей представление о русских народных сказках. и бережное отношение к книгам.
Упражнять детей в рисовании дерева- берёзы. Располагать на листе несколько деревьев. Закреплять умение промывать кисть. Формировать у детей бережное отношение к растительному миру –деревьям, растущим в наших лесах.
Рисование флажков разной формы (прямоугольных, пятиугольных, полукруглых). Развитие чувства формы и цвета. Воспитывать у детей любовь к маме. создать положительное эмоциональное настроение у детей
Март
Тема недели «Мамин праздник»
Тема недели «Весна идёт,весне дорогу»
Тема недели «Я берегу игрушки»
Тема недели «В гостях у солнышка» (по мультфильму «У солнышка в гостях»
Тема занятия
«Цветок для мамочки» 01.03
Тема занятия
«Сосульки» 15.03
Тема занятия «Неваляшка танцует» 22.03
«Солнышко, солнышко,
Раскидай колечки!» 29.03
Подготовка картин в подарок мамам на праздник. Освоение техники рисования тюльпанов в вазе. Самостоятельный выбор цвета красок, размера кисточек и формата бумаги. Формировать у детей желание делать приятное своим мамам. Создать хорошее настроение.
Создание изображений в форме вытянутого треугольника. Сочетание изобразительных техник: обрывная аппликация, рисование красками и карандашами.
Изображение неваляшки в движении (в наклонном положении). Сочетание материалов и способов создания образа. Развитие чувства формы и ритма. Сформировать бережное отношение к вещам умения и навыки обращения с игрушкой.
Самостоятельный выбор материалов и средств художественной выразительности для создания образа фольклорного солнышка. Приобщение детей к произведениям детских писателей нашей страны.
Апрель
Тема недели «Самые любимые сказки В. Сутеева»
Тема 2х недель «Природа весной»
Тема 3 недели «Путешествие по произведениям К. И. Чуковского
Тема занятия «Кораблик»
05.04
Тема занятия «Почки и листочки»
12.04
Тема занятия «Божья коровка» 19.04
Тема занятия «Мойдодыр»
26.04
Составление композиции из нескольких элементов разной формы (ручеёк и кораблики). Развитие чувства формы и композиции. Формировать у детей желание смотреть мультфильмы снятых по произведениям русских писателей в то числе В. Сутеева.
Освоение изобразительно-выразительных средств для передачи трансформации образа: рисование ветки с почками и листочками.
Рисование выразительного, эмоционального образа жука «солнышко» (божьей коровки, на основе зелёного листика, вырезанного воспитателем. Развитие чувства цвета и формы. Воспитывать у детей желание не губить насекомых. Познакомить с насекомыми нашего края.
Создание весё лых композиций: рисование готовых фигурок на цветном фоне, рисование на них «грязных» пятен, дорисовка «ёмкостей» для купания (тазик, ванночка, лужа, ручей). Воспитывать желание соблюдать правила гигиены. Содержать себя в чистоте.
Май
Тема недели «Русские народные промыслы»
Тема недели «Природа России»
«Филимоновские игрушки» 17.05
«Цыплята и одуванчики»
24.05
Продолжение знакомства с филимоновской игрушкой. Оформление силуэтов фигурок освоенными декоративными элементами. Проведение тонких прямых линий кисточкой, нанесение цветных пятен приёмом «примакивание». Воспитание интереса к народному декоративно-прикладному искусству. Развитие «зрительской» культуры и художественного вкуса воспитывать уважительное отношение к народным мастерам.
Создание монохромной композиции на цветном фоне. Рисование цыплят и одуванчиков нетрадиционными способами (пальчиками, ватными палочками, тряпочкой). Создание условий для экспериментирования с художественными материалами. Воспитание интереса к природе и отражению представлений (впечатлений) в доступной изобразительной деятельности.
Планируемые результаты освоения программы
Изображает отдельные предметы, простые по композиции и незамысловатые по содержанию сюжеты.
Подбирает цвета, соответствующие изображаемым предметам.
Правильно пользуется карандашами, фломастерами, кистью и красками.
Дети станут испытывать любовь и привязанность к родному дому, семье матери, детскому саду.
Расширить представления детей о родном крае.
Проводимые занятия разовьют в ребёнке уверенность в себе сформируют социально- значимые чувства, желания и взгляды, привьют социальные навыки.
У детей сформируется чувство гордости за свой город, свою малую родину.
Дети будут с уважением относиться к труду взрослых.
Дети полюбят природу родного края, и будут бережно к ней относиться.
Список литературы
1. Комарова Т. С. Детское художественное творчество : Методическое пособие для воспитателей и педагогов. - М. : Мозаика-Синтез, 2005.
2. Комарова Т. С, Савенков А. И. Коллективное творчество дошкольников. - М. : Педагогическое общество России, 2005.
3. Куцакова Л. В. Конструирование и художественный труд в детском саду (программа и конспекты занятий). - М. : ТЦ Сфера, 2005.
4. Соломенникова О. А. Радость творчества. Ознакомление детей 5-7 лет с народным искусством. - М. : Мозаика-Синтез, 2005.
5. .Ветохина А. Я. ,Дмитренко З. С. Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста. Планирование и конспекты занятий. ООО Издательство «Детство -Пресс»,2017год
6. Лыкова И. А. «Цветные ладошки». Парциальная программа художественно-эстетического развития детей 2-7 в изобразительной деятельности. «Цветной мир», 2018