Екатерина Сыровежкина
Вариативная часть по художественно-эстетическому развитию «Волшебные комочки»
▼ Скачать + Заказать документы
Пояснительная записка
В настоящее время педагоги, специалисты в области раннего развития, настаивают на том, что развитие интеллектуальных и мыслительных процессов необходимо начинать с развития движения рук, а в частности с развития движений в пальцах кисти. Это связано с тем, что развитию кисти руки принадлежит важная роль в формировании головного мозга, его познавательных способностей, становлению речи. Значит, чтобы развивался ребенок и его мозг, необходимо тренировать руки. «Источники творческих способностей и дарования детей - на кончиках их пальцев. Другими словами: чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок», - так говорил В. А. Сухомлинский.
Публикация «Вариативная часть по художественно-эстетическому развитию „Волшебные комочки“» размещена в разделах
Совершенствование личности ребёнка предполагает развитие у него разнообразных способностей, умений, навыков, которые развиваются в продуктивной художественной деятельности. Говоря о способностях, Т. С. Комарова выделила следующие свойства личности человека, определяющие его способность к деятельности: восприятие и формирующиеся на этой основе представления воображение, ручная умелость, эмоционально – положительное отношение к деятельности. Все эти качества личности ребенка мы можем развивать в процессе с разными материалами.
Ребёнок узнаёт мир с помощью манипуляций, то есть действий с различными предметами, которые позволяют ему узнать и изучить их свойства, при этом, познавая и свои творческие способности, изменить то, к чему прикасается. Одним из помощников ребёнка в этом важнейшем для его развития деле является – работа с бумагой.
Актуальность
Аппликация – это один из самых простых, увлекательных и эффективных видов художественной деятельности. Дети с удовольствием работают с бумагой, потому что она легко поддается обработке. Особенно привлекательны для детей нетрадиционные техники работы с бумагой, с нетрадиционным материалом: рванная, скомканная бумага, ватные диски, бумажные салфетки, фантики от конфет и т. д. Необычное сочетание материалов и инструментов, доступность, простота техники исполнения удовлетворяет в них исследовательскую потребность, пробуждает чувство радости, успеха, развивает трудовые умения и навыки. Позволяет детям младшего дошкольного возраста быстро достичь желаемого результата и вносит определенную новизну в творчество детей, делает его более увлекательным и интересным, что очень важно для работы с малышами.
Создавая красивые аппликации своими руками, видя результат своей работы, дети испытывают положительные эмоции. Работа с бумагой даёт возможность детям проявить терпение, упорство, фантазию и художественный вкус, проявить творческие способности, приобрести ручную умелость, которая позволяет им чувствовать себя самостоятельными. Все это благотворно влияет на формирование здоровой и гармонично развитой личности.
Цель программы: развитие ручной умелости у детей через укрепление мелкой моторики пальцев рук и организацию совместного изобразительного творчества детей и взрослых.
Основные задачи:
*формировать умения передавать простейший образ предметов, посредством объёмной аппликации;
*учить работать с клеем, приклеивать детали, присоединяя одну к другой;
*учить работать на заданном пространстве (накопление элементарного опыта в составлении композиции;
*обогащать сенсорных впечатлений (на уровне ощущений ребенок познает фактуру, плотность, цвет бумаги);
*развитие мелкой моторики, координации движений рук, глазомер;
*развитие речевых навыков;
*развитие творческой фантазии, эстетического и цветового восприятия;
*воспитание навыков аккуратной работы с бумагой;
*воспитание желания участвовать в создании индивидуальных и коллективных работах.
Методы, используемые в работе кружка:
-словесные (рассказы, объяснения, беседы)
-наглядные (методы иллюстраций и демонстраций)
-практические (воспроизводящие и тренировочные упражнения)
Ожидаемые результаты работы:
К концу года дети будут уметь:
-овладеют основными приемами в технике «бумажная пластика» : разрывать и сминать бумагу;
- согласовывать свои усилия и действия, передавать образ предмета, явления окружающего мира;
-освоят навыки работы с клеем, разовьют умелость рук, мелкую моторику, движения обеих рук станут более согласованными, а движения пальцев дифференцируются.
Итогом в реализации программы являются:
- выставки детских работ в детском саду;
- дни презентации детских работ родителям (сотрудникам, малышам);
- составление альбома лучших работ.
Учебно-тематическое планирование.
Подготовительный этап:
• Первичное диагностирование детей. Цель – выявить уровень развития мелкой моторики;
• Изучение литературы по теме, поиск эффективных технологий;
• Консультация для родителей «Значение развития мелкой моторики для малышей»
Для организации работы кружка была проведена работа с родителями:
1. Ознакомить родителей с задачами кружка, с перспективным планом работы на 2018-2019 учебный год;
2. Приглашение родителей на выставки детских работ;
3. Руководитель кружка организует совместные занятия для детей и родителей. Родители на практике видят, каких результатов добились их дети и приобретают знания для дальнейшего их развития в семье.
Программа рассчитана для детей младшего дошкольного возраста(4-5 лет)
Это обусловлено тем, что в данный возраст характеризуется значительным ростом физических возможностей, особенно активным развитием мелких мышц кистей рук, изменением психологической позиции и ощущением дошкольниками "взрослости”, желанием проявить свою индивидуальность и творческие способности.
Занятия кружка проводятся 1 раз в неделю длительностью 20 минут во второй половине дня, по подгруппам. Длительность продуктивной деятельности с детьми может варьироваться в зависимости от ситуации и желания детей. Гибкая форма организации детского труда в досуговой деятельности позволяет учитывать индивидуальные особенности детей, желания, состояние здоровья, уровень овладения навыками, нахождение на определенном этапе реализации замысла и другие возможные факторы. Каждый ребенок работает на своем уровне сложности, начинает работу с того места, где закончил.
Занятия проходит в форме игры, для обыгрывания определенного сюжета используются стихотворные формы, сказки, подвижные и пальчиковые игры, персонажи (игрушки и куклы из различных театров, изображения того или иного персонажа, который обыгрывается).
Срок реализации программы 9 месяцев
Диагностика:
1. Создаёт изображения предметов из комочков.
2. Украшает работы.
3. Подбирает цвета, соответствующие изображаемым предметам и по собственному желанию; умеет аккуратно использовать материалы.
Результаты:
-низкий уровень-1 балл
- средний уровень-2 балла
- высокий уровень-3 балла
Срок программы 9 месяцев. Всего 18 занятий.
Продолжительность занятий 15-20 мин.
Список использованной литературы:
• Аппликации и поделки из бумаги для детей 4-5 лет-М: Стрекоза,2010.
• Гришина Н. Н, Анистратова А. А. Поделки из кусочков бумаги – М. ,Оникс, 2009 г.
• Невилько Н. Волшебные салфетки - Обруч,2003,№1
• Рябко Н. Б. Занятия по изобразительной деятельности дошкольника – бумажная пластика.
Месяц, название работы Цель Оборудование
Сентябрь
1. Вводное занятие.
2. «Бумажные комочки».Знакомство с бумагой. Выставка готовых поделок, выполненная воспитателем. Практическое занятие. Упражнение по скатыванию комочков.
Октябрь
1.«Колобок" Игрушка колобок, иллюстрации из сказки, желтые, коричневые, белые салфетки, клей ПВА, кисти и подставки.
листочки (гербарий, иллюстрации «осень», желтые, красные и зелёные салфетки, клей, кисти, подставки.
2. «Листопад» Цель: учить обрывать кусочки салфетки и скатывать в комочки, выполнять наклеивание кусочков друг к другу.
Цель: учить обрывать кусочки салфетки и скатывать в комочки, выполнять наклеивание кусочков друг к другу.
Ноябрь
1.«Пудель» Цель: Учить детей отрывать небольшие кусочки салфетки, скатывать в шарик, аккуратно приклеивать на картон. Укреплять кисти рук, развивать мелкую моторику. Картинка собаки на листе, вата, кисти и клей, салфетки и подставки под кисти.
2. «Белка» Цель: учить выкладывать силуэт скатанными комочками, передавая эффект «пушистой шёрстки». Развивать технические навыки. Игрушка белочка, картинка белки на листе, оранжевые салфетки, кисти и клей, гуашь.
Декабрь
1." Ёлочка. " Цель: Учить детей аккуратно наклеивать детали. Продолжать учить украшать изделие с помощью заготовленных форм. Учить понимать и анализировать содержание стихотворения. Прочитать малышам отрывок из стихотворения З. Александровой «Ёлочка» Лист бумаги с изображением елки, игрушка ёлка, зелёные салфетки, заготовки –украшения, клей, кисти, подставки.
2. "Барашек " Цель: Закрепить умение в технике " объемная аппликация из ваты ". Развивать творчество и фантазию, мелкую моторику рук. Игрушка овечка, эскиз барашка на листе вата, клей, подставки под кисточки, салфетки.
Январь
1."Петушок " Цель: Закреплять умение детей аккуратно салфетки на кусочки, скатывать шарики, приклеивать по контуру. Прививать интерес и заботливое отношение к домашним животным. Игрушка петушок, эскиз на листе бумаги, салфетки красного и желтого, зелёного и синего цветов, клей, подставки под кисточки, салфетки.
Февраль
1."Воздушные шары" Цель: Закреплять умение аккуратно и последовательно выполнять работу: скатывать из салфетки комочки, обмакивать их в клей и наклеивать на шаблон. Продолжать развивать мелкую моторку пальцев рук. Продолжать учиться действовать сообща. Воздушные шарики, салфетки желтые, зелёные и синие, клей, кисти и подставки, лист бумаги с изображением воздушных шаров.
2."Лебедь на пруду" Цель: Продолжать учить детей создавать из комочков задуманный предмет ; доводить изделие до нежного образа. Учить описывать птицу по предметной картинке. Развивать внимание, речь, и мышление. Показать детям картинку с лебедем и описать его: «Лебедь – это птица. У лебедя есть туловище, голова с глазами и клювом, длинная шея, два крыла по бокам от туловища. Маленький хвост и лапки с перепонками между пальцев. Игрушка «лебедь», эскиз на листе, белые и красные салфетки, клей, подставки под кисточки.
Март
1.»Цыплятки» Задачи: Учить детей выполнять аппликацию, используя нарезанные салфетки, мять и сжимать пальцами обеих рук кусочки салфетки. Продолжать отрабатывать навыки аккуратного наклеивания. Вызывать эмоциональный отклик на созданное изображение. Развивать мелкую и общую моторику, творческие способности. Воспитывать чувства радости к результату своего труда. Игрушка цыпленок, желтые салфетки, клей, эскиз цыпленка на каждого ребенка.
2.»Ромашки» Цель: учить обрывать кусочки салфетки и скатывать в комочки, выполнять наклеивание кусочков друг к другу. Цветы ромашки, белые и желтые салфетки, клей, кисти и подставки.
Апрель
1.»Земляника» Цель: продолжать учить детей наклеивать детали на лист бумаги в нужном месте. Продолжать знакомить с красным цветом, учить соотносить цвет сего наименованием. Воспитывать отзывчивость и доброту Муляжи ягод, красные салфетки, клей, кисти и подставки., изображение веточки с ягодами на листе бумаги.
2. «Грибочки» Цель: Совершенствовать умение детей составлять аппликацию и наносить клей на детали. Учить сопровождать слова стихотворения соответствующими тексту движениями. Развивать точность и координацию движений. Поговорить с детьми о грибах, расскажите, где растут грибы, в какое время года они появляются. Предложить малышам изобразить в аппликации гриб. Лист бумаги с изображением грибов, салфетки белые и коричневые, муляжи грибов, клей, кисти и подставки.
Май
1.»Арбуз» Цель: Закреплять умение аккуратно выполнять работу: скатывать из салфетки комочки, обмакивать их в клей и выкладывать по контуру. Формировать умение свободно размещать детали, аккуратно приклеивать. Лист бумаги с изображением арбуза, салфетки светло- зелёные и тёмно- зелёные, муляж арбуза, клей, кисти и подставки.
2. Выставка творческих работ