Елена Слесаренко
Методика работы с детьми с нарушениями речи
▼ Скачать + Заказать документы
Сложно себе представить Новогодний праздник без детских стихов для Дедушки Мороза. Каждый ребёнок стремится рассказать стишок и получить долгожданный подарок. Конечно, малыши ясельного возраста, как правило, бегут к ёлочке без страха и волнения, не испытывая стеснения и неловкости от своих речевых нарушений. Но детки старшего и подготовительного возраста осознают свои речевые дефекты. И как для нас важно, чтобы ребёнок был успешным, уверенным в своём выступлении, а проблема осознания своего дефекта не приводила ребёнка к огорчению и к заниженной самооценке. Для достижения успехов в работе с детьми с нарушениями речи очень важна взаимосвязь педагогов и логопеда. Материал и сценарий проверяется и корректируется логопедом. А воспитатели учитывают ряд факторов при выборе репертуара для каждого конкретного ребёнка. Любому воспитателю известно, что практически нет стихотворений, в котором не встречались бы сложные звуки (соноры л,р). Что можно сделать в таком случае? Решение есть! Логопед, как никто другой знает, какой именно звук у ребёнка нарушен, на какой стадии автоматизации он находится. Поэтому именно логопед участвует в распределении стихотворений и разучивании их к празднику. А если не получается подобрать индивидуальный речевой материал, то можно попытаться изменить стихотворение, заменив строки на более подходящие для конкретного ребёнка. Так же можно разбить стихотворение на «удобные» катрены, если его невозможно изменить по содержанию и смыслу. Например, наиболее сложные строки читает ребёнок, у которого звукопроизношение в норме, а видоизменённый «удобный» текст, продолжает читать другой ребёнок. Такие приёмы создают впечатления чистой, красивой речи, и поднимают самооценку ребёнка. Только после такой тщательной проверки речевого материала, можно приступить к проговариванию текста, по возможности автоматизируя в стихотворении поставленные звуки, развивая чёткость и выразительность речи, что безусловно доставит детям радость, способствуя творческому развитию и дальнейшей мотивации к выступлениям.