Ольга Некрасова
Успешная адаптация в группе раннего возраста от 1 до 2-х лет
▼ Скачать + Заказать документы
В сентябре 2020 года в нашем детском саду начала функционировать группа для детей с 1 года до 2 -х лет. Каждый год на смену одним деткам приходят другие малыши. Я сильно беспокоилась, ставя перед собой вопрос " Какие эти детки?", "Как с ними работать?", так как из домашних условий, из маминых рук они попадают в новое окружение, новую обстановку. Поэтому моя задача создать условия образовательной деятельности, которая позволит снизить психофизиологическую нагрузку у детей раннего возраста в период адаптации к условиям в ДОУ.
Публикация «Успешная адаптация в группе раннего возраста от 1 до 2-х лет» размещена в разделах
Я заметила, как трудно и детям и взрослым в адаптационный период, которые требуют особого внимания, индивидуального подхода, и конечно же, педагогической логики и мастерства.
Сильно волновались и родители. Волнения были связаны с тем, насколько быстро ребёнок привыкнет к новой обстановке. Эти волнения имеют реальные основания, поскольку известно, что изменение социальной среды сказывается и на психическом, и на физическом здоровье детей.
Хочу отметить ряд особенностей, присущих детям этого возраста, которые сказывались на процессе адаптации :
1. Аффективная привязанность к маме;
2. Несформированность коммуникативной сферы;
3. Низкий уровень навыков самообслуживания;
4. Наличие вредных привычек: сосание пустышки или пальцев, засыпание с бутылочкой;
5. Грудное вскармливание;
6. Психосоматические проявления.
Адаптация детей проходила в несколько этапов. На каждый этап отводилось два дня.
В рамках первого этапа мы приглашали родителей вместе с детьми. В группе они находились один час. Осуществлялось знакомство детей и родителей с педагогами группы, со средой, в которой в дальнейшем будут находиться дети. Уже на этом этапе мы столкнулись с такими негативными проявлениями как аффективная привязанность к маме, несформированность коммуникативной сферы. В данном случае мы работали над снятием психоэмоционального напряжения. Для этого использовали комплексы игр, легкое ненавязчивое музыкальное сопровождение.
Благодаря тому, что в процесс адаптации были включены два педагога группы, был возможен индивидуальный подход к каждому ребёнку в работе по снижению его психоэмоционального напряжения. В работе над развитием коммуникативной сферы мы также использовали комплексы игр. Основной целью здесь было от игры рядом привести детей к игре вместе.
На следующем этапе время увеличилось до 2 - х часов, дети находились в группе уже без родителей. Именно на этом этапе мы столкнулись с психосоматическими проявлениями (например, у ребёнка могла подняться температура на фоне стресса.) Не все дети легко переносили разлуку с мамой. Тревожным детям мы уделяли больше внимание, старались регулировать их эмоциональное состояние, вовлекали их в игровую или творческую деятельность, читали стихи,пели песенки - потешки.
На третьем этапе дети находились в группе 4 часа, соответственно уже питались. Именно здесь сказался низкий уровень навыков самообслуживания. Благодаря работе двух педагогов нам удалось решить эту проблему индивидуальным подходом к каждому ребёнку. Взрослые помогали каждому ребёнку правильно сесть на стульчик, взять чашку или ложку. Зачастую нами использовался метод "рука в руке".
Четвёртый этап включал в себя дневной сон, пребывание в группе было увеличено. В период перехода ко сну негативное влияние показали вредные привычки, такие как сосание соски, бутылочки, а также грудное вскармливание. Соски и бутылочки мы просили родителей обрабатывать дома. В бутылочки мы наливали питьевую воду, взятую с кухни. В ситуации с грудным вскармливанием было сложнее: ребёнка отвлекали игрушкой, сидели рядом, пока он не уснёт.
Сразу отмечу, что бутылочки и соски давали не долго. При отсутствии острой необходимости, их не предлагали ребёнку. Постепенно дети стали засыпать спокойно без них.
На пятом этапе родители забирали детей после ужина. В дальнейшем длительность нахождения ребёнка в группе на усмотрение родителей.
Благодаря такой поэтапной и последовательной работе в конце учебного года мы получили высокие результаты:
Лёгкая степень адаптации - 20 детей (66%)
Средняя степень адаптации - 10 детей (33%)
Тяжёлая степень адаптации - 0 детей
Полученные данные указывают на эффективность выбранного нами подхода к адаптации. поэтапная работа способствовала созданию условий для более плавного перехода от семьи к детскому саду.