Светлана Пискунова
Проект «Успешная адаптация»
▼ Скачать + Заказать документы
Проект
педагогической деятельности по адаптации детей I группы раннего возраста к условиям дошкольного учреждения.
«Успешная адаптация».
Подготовила:
Пискунова С. В.
Пояснительная записка.
Детский сад – новый период в жизни ребёнка. Не все дети сразу принимают незнакомых людей, новую обстановку. Случается, что и родители, отдавшие своего ребенка в сад, начинают разочаровываться при виде детских слез, капризов, отказов идти в сад, болезни, претензии и обиды в адрес сотрудников, которые напрямую взаимодействуют с их детьми.
Публикация «Проект „Успешная адаптация“» размещена в разделах
- Адаптация детей. Адаптационный период в детском саду
- Адаптация. Проекты
- Проекты. Проектная деятельность
- Темочки
В период адаптации у ребёнка происходит перестройка ранее сформированных привычек и уклада жизни. Ребенок подвергается эмоциональному стрессу при предъявлении нового помещения, новых игрушек, новых людей, новых правил.
Предполагаемый проект – адаптационный проект к условиям детского сада детей 1,6-2 лет, учитывающий психологические, физиологические и социальные особенности детей этого возраста.
Ведущей деятельностью в раннем дошкольном возрасте является игра, поэтому проект строится на основе игровых упражнений. В проекте включены элементы психогимнастики, АРТ-терапии как необходимое условие по профилактике возможных стрессов.
Готовность к детскому саду зависит от готовности родителей оставлять свое чадо на некоторое время в детском саду. Тревожные матери испытывают трудности с этим. Они настолько тревожны, что это проецируют на ребёнка своё состояние.
Актуальность
Изменения, происходящие сегодня в сфере дошкольного образования, направлены, прежде всего, на улучшение его качества. Оно, в свою очередь, во многом зависит от согласованности действий семьи и детского сада. Основным структурным элементом в детском саду является группа. Организатором деятельности в группе, координатором воспитательных воздействий остается воспитатель, именно он непосредственно взаимодействует как с детьми, так и с родителями.
Детский сад – первый социальный институт, первое воспитательное учреждение, с которым вступают в контакт родители, и где начинается их систематическое педагогическое просвещение. Как бы глубоко не продумывались формы воспитания детей в детских садах, какой бы высокой ни была квалификация педагога, невозможно достигнуть поставленной цели без постоянной поддержки и активного участия родителей в воспитательном процессе.
Воспитатель, обучающий и воспитывающий дошкольников, наряду с родителями, становится очень значимым взрослым для ребенка, поэтому от его умения взаимодействовать с семьями воспитанников во многом зависит эффективность формирования личности ребенка. В настоящее время многие родители ищут пути грамотного и гармоничного воспитания ребенка и готовы к активному сотрудничеству с педагогами. Объединение усилий педагога и родителей в процессе воспитания детей – непростая в организационном и психолого-педагогическом плане задача.
Адаптация - сложный процесс приспособления организма к новым условиям, имеющий свою продолжительность у каждого ребенка. Главным в этом проекте является адекватная реакция на колебания разных факторов внешней среды. Благоприятные бытовые условия, соблюдение режима питания, сна, спокойные взаимоотношения членов семьи - все это не только полезно для здоровья, но и является основой для нормальной адаптации ребенка при поступлении в детский сад.
Период раннего и младшего возраста эмоционально насыщен для ребенка, время идет, малыш подрастает и появляется необходимость нового этапа в его жизни - знакомство с таким социальным институтом, как детский сад. Это обстоятельство вносит в жизнь ребенка серьезные изменения, к которым необходимо привыкнуть:
- к отсутствию близких, родных людей;
- к соблюдению режима дня;
- к постоянному контакту со сверстниками и незнакомыми людьми;
- к новым требованиям в поведении.
Все эти изменения обрушиваются на ребенка одновременно, создавая для него стрессовую ситуацию, которая без специальной организации может привести к различным реакциям, таким, как капризы, страхи, отказ от еды, частые болезни и т. д. В итоге первые дни в детском саду оставляют негативное впечатление у детей. Поэтому мы решили использовать этот проект.
Основные участники проекта:
• дети I группы раннего возраста;
• родители;
• воспитатели;
Сроки реализации: август – октябрь 2017г. (среднесрочный)
Цель проекта: Создание условий для успешной адаптации детей раннего возраста к условиям детского сада
Задачи:
1. Создать условия, обеспечивающие ребенку физический и психологический комфорт для облегчения периода адаптации к условиям детского сада
2. Формировать у детей культурно-гигиенические навыки.
3. Закладывать основы доброжелательного отношения детей друг другу.
4. Создание системы взаимодействия с родителями.
5. Организация воспитательно-образовательного процесса в соответствии с возрастными особенностями детей раннего возраста.
6. Учить вводить детей в проблемную игровую ситуацию (ведущая роль педагога, активизировать желание искать пути разрешения проблемной ситуации (вместе с педагогом).
Ожидаемые результаты:
Предполагается, что за данный период будет создана и реализована система мероприятий взаимодействия специалистов ДОУ, направленная на повышение социальной адаптации детей к условиям ДОУ, сокращение периода прохождения детьми острой и подострой фаз адаптации, облегчение привыкания к новым условиям, снижению заболеваемости детей. Обогащение родительского опыта приемами взаимодействия и сотрудничества с ребенком в семье.
Основные педагогические принципы:
• систематичность и последовательность
• оптимизация
• демократизация
• преемственность
• уважение норм и ценности семьи
Методы:
- Анализ теоретического и фактического материала (анализ листов адаптации);
- Наблюдения;
- Беседа.
Основные направления проекта:
- Знакомство и успешная адаптация к детскому саду коллектива детей и их родителей.
- Формирование навыков общения ребенка со сверстниками и взрослыми.
Предпроектный этап:
1. Создание банка данных о будущих воспитанниках
2. Определение цели и задач проекта. Составление плана реализации проекта.
3. Подбор и изучение необходимой литературы, подбор методик. Поиск путей повышения безболезненной адаптации
4. Определение стратегии деятельности, сроков, задач, содержания и ожидаемого результата. Планирование всех этапов проекта.
5. Создание развивающей среды
6. Предварительное знакомство с детьми, посещение группы детьми вместе с родителями. Установление связи, доверительных отношений
Основной этап
План реализации проекта
Период Содержание Ответственные
Август
-Родительское собрание «Адаптируемся вместе»»
-Экскурсия родителей по ДОУ, знакомство родителей с группой и воспитателями;
- Анкета для родителей
- Консультация «Как облегчить адаптацию»
- Консультация «Рекомендации для родителей в период адаптации ребенка к детскому саду»
Сентябрь Заключение договора с родителями;
- Карта наблюдения
- Памятка для родителей: Примите наши правила
- Консультация: «Малыш с года до двух. Какой он?»
- Памятка «Для вновь поступивших родителей»
- Памятка для родителей «Подготовка ребенка к посещению детского сада»;
- Памятка для родителей «В первые дни пребывания в детском саду»;
- Буклеты: «Адаптация ребенка к детскому саду», «Ваш ребенок поступает в детский сад»;
- Игровая деятельность: «Ласковое имя»;
- Потешки «Для новичков», «При умывании», «При кормлении».
- Подвижные игры: «Зайчики», «Поезд», «Пузырь»;
- Наблюдение за водой «Льется из крана водичка»
- Практическое упражнение «Вымой руки»;
- массаж «Грибной дождь»;
Октябрь - Консультации «Растим малыша здоровым», «Как одевать ребенка летом»;
- Памятки для родителей «Десять заповедей родителям», «Режимные моменты в детском саду»,
- Кукольный спектакль «Как ежик Пых искал дорогу домой»;
- Подвижные игры: «Топ-топ», «Дождик и солнышко», «Прятки с мячом», «Зайка серенький сидит»;
- Чтение стихотворения «Непослушная кукла» «Мой веселый звонкий мяч»;
- Потешки «По ровненькой дорожке», «Друг веселый, мячик мой»
- Релаксация «Мячики отдыхают»;
- Пальчиковые игры «Пальчики»,
3-й этап «Заключительный»
1. Оформление проекта
2. Разработка рекомендаций для воспитателей и помощникам воспитателя по теме проекта
3. Подведение итога на родительском собрании на тему: «День за днем говорим и растем»
3. Подведение итога на педагогическом совете, презентация проекта
Заключение:
Анализируя проделанную работу можно сделать выводы:
Тема проекта была выбрана с учетом возрастных особенностей детей раннего возраста и объема информации, которая может быть ими воспринята, что положительно повлияло на различные виды деятельности (игровую, познавательную, художественно-речевую, музыкаль-игровую); отмечалась положительная реакция и эмоциональный отклик детей, дети проявляли интерес и желание играть, возросла речевая активность детей, что положительно повлияло на самостоятельную игровую деятельность детей.
В ходе реализации данного проекта адаптация детей к детскому саду в целом прошла без осложнений; эмоциональное напряжение детей понизилось, игра помогла детям успокоится, развить коммуникативные способности.
Используемая литература
1. Адаптация ребенка к условиям детского сада: управление процессом, диагностика, рекомендации / авт. – сост. Н. В. Соколовская. Волгоград: Учитель, 2008. – 188с.
2. Белкина Л. В. Адаптация детей раннего возраста к условиям ДОУ. - Воронеж. Учитель, 2004, - 236с.
3. Двойнова А. Ф. Система работы с педагогами, воспитанниками и их родителями в адаптационный период // Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения. – 2009. - №9 – С. 61 – 68
4. Новикова Л. М., Самойлова И. В. Настольная книга школьного психолога. - М. : Эксмо, 2008 г.
5. В. Сатир Вы и ваша семья: Пер. с англ. Р. Кучкарова. – Издательство Апрель-Пресс, Институт общегуманитарных исследований, 2011.
6. Ю. Б. Гиппенрейтер Общаться с ребёнком. Как? – Издательство АСТ, Астрель, 2011. – 240 с