Нелли Середина
Условия, средства, роль педагога в художественно-эстетическом развитии детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Середина Нелли Александровна, учитель-логопед МБДОУ д/с "Солнышко "
Фридрих Шиллер говорил: «Чтобы воспитать человека думающим и чувствующим, его следует, прежде всего, воспитать эстетически».
Художественно-эстетическое развитие детей дошкольного возраста - это целенаправленный процесс, в результате которого у ребёнка развивает-ся способность замечать красоту окружающей среды, любить искусство и быть к нему причастным.
Публикация «Условия, средства, роль педагога в художественно-эстетическом развитии детей дошкольного возраста» размещена в разделах
Дошкольное детство – это начальный этап становления человеческой личности. Именно в этот период закладываются основы человеческих чувств и личности культуры в целом.
М. Н. Забарева выделяет следующие уровни художественно-эстетического развития детей дошкольного возраста :
На первом уровне ребёнок 3-4 лет эмоционально радуется изображению знакомых предметов, которые он узнал на картинке, но ещё не по образу. Мотив оценки носит предметный или житейский характер, например, выбирает открытку, на которой изображена лодка - потому что можно покататься, или открытку с изображением яблока – потому что вкусное.
На втором уровне ребенок к 5 годам начинает не только видеть, но и осознавать те элементарные эстетические качества в произведении, которые делают картинку для него привлекательной. Дети могут получать элементарное эстетическое наслаждение, оценивая в картинке – цвет, цветовые сочетания изображенных предметов и явлений, реже - форму и композиционные приёмы.
На третьем – высшем уровне, дети 6-7 лет поднимаются до способности воспринимать больше, чем заложено во внешних признаках изображаемого явления. Ребёнок улавливает внутреннюю характеристику художественного образа.
Для реализации целенаправленного процесса художественно - эстетического развития дошкольников необходимы определенные условия.
Прежде всего – это среда, в которой ребенок живёт и развивается, то есть – игрушки, одежда, помещение. Среда – это часть образовательной сис-темы, представленная специально организованным пространством: помещением, материалами, оборудованием в соответствии с возрастными особенностями детей.
Развивающая среда должна обеспечивать гармоничное отношение ме-жду ребенком и окружающим миром, вызывать у детей чувство радости, обогащать новыми впечатлениями и знаниями, побуждать к активной учебной деятельности, удовлетворять потребности творческого развития каждого ребенка.
Основными условиями художественно-эстетического развития ре-бенка дошкольного возраста являются :
насыщенность быта произведениями искусства;
самостоятельная активная деятельность детей;
осуществление индивидуального подхода к детям.
А также, включение ребенка в различные виды художественной дея-тельности, которая является одним из главных условий полноценного художественно - эстетического развития.
Средствами художественно-эстетического развития детей дошкольного возраста являются :
эстетика быта;
искусство;
природа;
художественная деятельность ребёнка.
Эстетика быта включает в себя и красоту каждодневных отношений между людьми, которые окружают ребенка. Очень важно, какую речь он слышит, какие интонации. Необходимо чтобы она была правильной, образной, интонационно-богатой и доброжелательной.
Эстетика быта это и одежда детей и взрослых, расположение расте-ний, размещение в пространстве картин, штор, мебели. Она должна отвечать задачам охраны и здоровья в жизни детей. Предметы должны соответствовать требованиям эстетики.
Основой эстетики быта является порядок и чистота. Уже с раннего возраста детей следует приобщать к созданию мира красоты через наведение порядка в комнате, опрятности одежды. Утверждая в их понимании то, что красота - это дело рук человека.
Многогранным и неисчерпаемым средством художественно-эстетического развития является искусство. Оно знакомит детей с жизнью людей, воспитывает любовь к Родине, к ее честным, добрым, мужественным людям.
Произведения искусства являются богатым источником радости, эстетического наслаждения, духовного обогащения. Детям доступны многие его виды: литература, музыка, живопись, скульптура, театр, кино. Непосредственно под руководством педагога.
Каждый вид искусства отражает жизнь и оказывает свое особое влия-ние на ум и чувства ребенка.
С первых лет жизни детей сопровождает устное народное творчество, детская литература. Особое место в их жизни занимают сказки. Особую оценку дал им А. С. Пушкин: «Что за прелесть эти сказки. из них есть – по-эма».
П. И. Чайковский писал: «Там, где бессильны слова, во всеоружии сво-ем является музыка». Музыка обостряет эмоциональную отзывчивость. Дет-ство невозможно без музыки, как невозможно без игры, без сказки. Не каж-дый из детей станет музыкантом, но у каждого ребёнка можно и нужно вос-питывать интерес к искусству, развивать эстетический вкус, музыкальный слух.
Одним из важных средств художественно-эстетического развития является природа. Детей необходимо учить наблюдать и замечать красоту отдельных явлений и объектов природы, сопоставлять форму цветов и листьев, величину и их окраску, воспринимать красоту звуков в природе, шум ветра, сезонные изменения в природе, замечать как преображается природа в результате труда человека. Именно в ней можно увидеть гармонию - основу красок. Средством она становится тогда, когда педагог целенаправленно использует ее воспитательные возможности делает ее наглядной.
Вырастая среди природы, ребёнок учится видеть гармоничность, кра-соту, богатство красок каждого времени года, воспроизводить свои впечатления в рассказах, рисунках.
Это говорит о том, что природа является мощным и совершенным творцом прекрасного, в ней черпают вдохновение композиторы, живописцы, писатели. Детям дошкольного возраста принесут немало восторга организо-ванные экскурсии на природу. Впечатления останутся в памяти детей на всю жизнь, и это воспитывает в них способность видеть прекрасное.
Условием и средством эстетического воспитания является и художе-ственная деятельность дошкольника, как организованная педагогом, так и самостоятельная.
Она дает ребенку богатые зрительные образы. Именно в художествен-ной деятельности ребёнок наиболее полно может раскрыть себя, свои воз-можности, ощутить продукт своей деятельности - рисунки, поделки, реализо-вать себя как творческую личность, то есть проявить творческие замыслы, задатки. Основой процесса эстетического воспитания является совместная деятельность педагога и ребенка, направленная на развитие у него способностей к восприятию прекрасного, художественных ценностей и продуктивной деятельности.
Важную роль в эстетическом воспитании дошкольника играет - роль педагога. Педагог должен являться примером нравственного поведения быть разносторонне-развитой личностью, так как ребёнок опирается на собственные чувства и эмоции.
Таким образом, для полноценного воспитания художественно-эстетической развитой личности необходимо соблюдать основные условия, средства, учитывать роль педагога в данном образовательном процессе и грамотно отбирать содержание предлагаемого материала в соответствии с возрастными, индивидуальными возможностями и интересами ребенка дошкольного возраста.