Ирина Коцеруба
Интеграция разных видов искусства в художественно-эстетическом развитии детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Понятие искусства
Слово «искусство» и в русском, и во многих других языках употребляется в двух смыслах:
• в узком смысле это специфическая форма практически-духовного освоения мира;
• в широком — высший уровень мастерства, умения, независимо от того, в какой сфере жизни общества они проявляются (искусство печника, врача, пекаря и др.).
Искусство — особая подсистема духовной сферы жизни общества, представляющая собой творческое воспроизведение действительности в художественных образах.
Публикация «Интеграция разных видов искусства в художественно-эстетическом развитии детей дошкольного возраста» размещена в разделах
Первоначально искусством называли высокую степень мастерства в каком-либо деле. Это значение слова присутствует в языке до сих пор, когда мы говорим об искусстве врача или учителя, о боевом искусстве или ораторском. Позже понятие «искусство» стали все чаще использовать для описания особой деятельности, направленной на отражение и преобразование мира в соответствии с эстетическими нормами, т. е. по законам прекрасного. При этом первоначальное значение слова сохранилось, так как для создания чего-то прекрасного требуется высочайшее мастерство.
Предметом искусства являются мир и человек в совокупности их отношений друг с другом.
Искусство — важная составная часть духовной культуры человечества, форма познания и отражения окружающей человека действительности. По потенциалу осмысления и преобразования действительности искусство не уступает науке. Однако способы осмысления мира наукой и искусством различны: если наука использует для этого строгие и однозначные понятия, то искусство — художественные образы.
Функции искусства
Искусство выполняет ряд общественных функций:
• эстетическая функция позволяет воспроизводить действительность по законам красоты, формирует эстетический вкус;
• социальная функция проявляется в том, что искусство оказывает идейное воздействие на общество, преобразуя тем самым социальную реальность;
• компенсаторная функции позволяет восстановить душевное равновесие, решить психологические проблемы, «убежать» на время из серой повседневности, компенсировать недостаток красоты и гармонии в каждодневной жизни;
• гедонистическая функция отражает способность искусства приносить удовольствие человеку;
• познавательная функция позволяет познавать действительность и анализировать ее при помощи художественных образов;
• прогностическая функция отражает способность искусства строить прогнозы и предугадывать будущее;
• воспитательная функция проявляется в способности произведений искусства формировать личность человека.
Виды искусства
Виды искусства — это исторически сложившиеся формы художественного отражения мира, использующие для построения образа особые средства — звук, цвет, телодвижение, слово и т. д. В каждом из видов искусства имеются свои особые разновидности — роды и жанры, которые вместе обеспечивают многообразие художественного отношения к действительности. Коротко рассмотрим основные виды искусства и некоторые их разновидности.
Литература использует словесно-письменные средства для построения образов. Имеются три основных рода литературы — драма, эпос и лирика и многочисленные жанры — трагедия, комедия, роман, повесть, поэма, элегия, рассказ, очерк, фельетон и т. д.
Музыка использует звуковые средства. Музыку делят на вокальную (предназначенную для пения) и инструментальную. Жанры музыки — опера, симфония, увертюра, сюита, романс, соната и т. п.
Танец использует для построения образов средства пластических движений. Выделяют ритуальные, народные, бальные,
современные танцы, балет. Направления и стили танца — вальс, танго, фокстрот, самба, полонез и др.
Живопись отображает реальность на плоскости средствами цвета. Жанры живописи — портрет, натюрморт, пейзаж, а также бытовой, анималистический (изображение животных, исторический жанры.
Архитектура формирует пространственную среду в виде сооружений и зданий для жизни человека. Ее делят на жилую, общественную, садово-парковую, промышленную и т. д. Выделяют также архитектурные стили — готику, барокко, рококо, модерн, классицизм и т. п.
Скульптура создает художественные произведения, имеющие объем и трехмерную форму. Скульптура бывает круглой (бюст, статуя) и рельефной (выпуклое изображение). По размеру делится на станковую, декоративную и монументальную.
Декоративно-прикладное искусство связано с прикладными нуждами. Сюда относят художественные предметы, которые могут применяться в быту, — посуду, ткани, орудия труда, мебель, одежду, украшения и др.
Театр организует особое сценическое действо посредством игры актеров. Театр может быть драматическим, оперным, кукольным и т. д.
Цирк представляет зрелищно-развлекательное действо с необычными, рискованными и смешными номерами на специальной арене. Это акробатика, эквилибристика, гимнастика, джигитовка, жонглирование, фокусы, пантомима, клоунада, дрессировка животных и проч.
Кино является развитием театрального действа на основе современных технических аудиовизуальных средств. К видам киноискусства относят игровое, документальное кино, анимацию. По жанрам выделяют кинокомедии, драмы, мелодрамы, приключенческие фильмы, детективы, триллеры и т. п.
Фотография фиксирует документальные зрительные образы с помощью технических средств — оптических и химических или цифровых. Жанры фотографии соответствуют жанрам живописи.
Эстрада включает в себя малые формы сценического искусства -драматургию, музыку, хореографию, иллюзии, цирковые номера, оригинальные выступления и т. д.
К перечисленным видам искусства можно добавить графику, радиоискусство и т. д.
Каждый вид, род или жанр отображает особую сторону или грань человеческой жизни, но собранные вместе, эти составляющие искусства дают всеобъемлющую художественную картину мира.
Потребность в художественном творчестве или наслаждении произведениями искусства увеличивается вместе с ростом культурного уровня человека.
Произведения искусства, являясь предметным воплощением человеческого гения, становятся важнейшими духовными ценностями, передающимися из поколение в поколение, достоянием эстетической культуры общества. Овладение культурой, эстетическое воспитание невозможны без приобщения к искусству. В произведениях искусства прошлых веков запечатлен духовный мир тысяч поколений, без освоения которого человек не может стать человеком в подлинном значении этого слова. Каждый человек — это своеобразный мост между прошлым и будущим. Он должен освоить то, что оставило ему прошлое поколение, творчески осмыслить его духовный опыт, понять его мысли, чувства, радости и страдания, взлеты и падения и передать все это потомкам. Только так движется история, и в этом движении огромная рать принадлежит искусству, выражающему сложность и богатство духовного мира человека.
Искусство воздействует на психику и разум человека, его интеллект и чувства, поэтому необходимо максимально использовать возможности детей дошкольного возраста для их общения с миром прекрасного. Искусство – одно из мощных средств воспитания чувств, поэтому надо научить детей понимать и любить произведения живописи, литературы, музыки, научить понимать, что чрезвычайно важную роль играют художественные средства, с помощью которых художник создает образ. В литературе – это выразительные средства языка, в изобразительном искусстве – линии и краски, в музыке – звуки, в танце – движения. Искусство расширяет эмоциональный опыт человека, не только отражая чувства, знакомые и близкие ему, но и открывая новые, ранее неведомые. Каждый вид искусства уникален, но главным объединяющим все виды искусства является художественный образ, который доступен пониманию детей дошкольного возраста. Чувственно-образный характер детского мышления делает этот период развития личности особенно актуальным для творчества во всех его проявлениях. Источниками детского творчества могут быть как окружающая действительность, так и различные виды искусства, с которыми знакомят детей взрослые.
Развивать у детей доброту сердца, чуткость души, действенную любовь ко всему прекрасному, художественный вкус, творческое воображение и творческую активность, дать им первые ориентировки в эстетической и художественной культуре – одна из главных и трудных задач. Оказать помощь в ее решении поможет интеграция видов искусства в художественно-эстетическом развитии дошкольников.
Интеграция видов детского художественного творчества через синтез искусств — новый путь художественного освоения действительности в дошкольном детстве.
Интеграция – одно из важнейших и перспективнейших направлений становления современного образования. Интегрированное обучение, по мнению многочисленных исследователей, способствует формированию у детей целостной картины мира, дает возможность реализовать творческие способности, развивает коммуникативные навыки и умение свободно делиться впечатлениями.
«Собственно интеграция» означает «объединение нескольких учебных предметов в один, в котором научные понятия связаны общим смыслом и методами преподавания».
Идея интеграции в обучении берет свое начало в трудах Я. А. Коменского, утверждающего, что связано между собой, должно быть связано постоянно и распределено пропорционально между разумом, памятью и языком. Все, чему учат человека, должно быть не разрозненным и частичным, но единым и цельным.
В дошкольном образовании идея интеграции нашла отражение преимущественно в исследованиях, посвященных взаимодействию различных видов искусства и детской художественно-творческой деятельности (Н. А. Ветлугина, Т. С. Комарова, Н. А. Курочкина, О. С. Ушакова и др.). Наиболее полно и глубоко идеи интегрированного обучения детей-дошкольников воплотились в концепции художественно-эстетического воспитания Т. С. Комаровой, а также в ряде работ её учеников, выполненных под её руководством (А. В. Антоновой, О. В. Дыбиной, М. Б. Зацепиной, О. В. Вепревой, Н. Л. Дьячковой, С. П. Козыревой, О. Ю. Зыряновой, Е. В. Клюевой, Г. П. Новиковой, Г. А. Савостиной, Е. К. Янакиевой и др.). Значимыми являются работы Р. М. Чумичевой, в которых сделана попытка рассмотреть синтез (интеграцию) искусств и выявить механизмы их взаимодействия в содержании занятий по ознакомлению дошкольников с произведениями искусства. Выдающиеся педагоги и музыканты-просветители (Б. Л. Яворский, Д. Б. Кабалевский, Б. М. Неменский и др.) в своих работах подчеркивают, что широкие возможности в плане художественно — эстетического развития детей открывает интеграция трёх искусств: музыки, изобразительного искусства и художественной литературы. Так, Б. Л. Яворский считает, что синтез музыки, живописи и литературы способствует обогащению художественного восприятия, развивает эмоциональную сферу ребёнка, а Д. Б. Кабалевский пишет о необходимости открывать ребёнку глубокие внутренние связи между видами искусства, учить его «видеть музыку» и «слышать живопись». Исследования психологов подтверждают, что интеграция искусств оказывает значительное влияние на развитие у детей различных форм мышления. В зарубежных программах чаще всего объединяются визуальные искусства, музыка, хореография (танец) и речь, и это способствует когнитивному развитию ребёнка — дошкольника. Известный американский психолог Э. Эйснер, полагает, что обучение искусствам развивает у них воображение и творческую интерпретацию увиденного и услышанного. Он считает, что занятия по искусству — самые перспективные в отношении развития креативности детей.
Цель интегрированных занятий в ДОУ на основе синтеза различных видов искусства — полихудожественное развитие ребенка.
Задачами интегрированного занятия являются:
• воспитание духовного здоровья,
• развитие креативных свойств личности в художественно-творческой деятельности,
• понимание искусства, формирование художественного образа у детей.
Механизм интеграции — образ, создаваемый средствами разных видов искусств:
• в литературе средство выразительности — слово (образные определения, эпитеты, сравнения);
• в театрализованной деятельности выразительные средства драматизации — движения, жесты, мимика, голос, интонация;
• в изобразительной деятельности — рисунок (форма, величина, цвет, лепка (форма, объём, пропорции, аппликация (форма, цвет, композиция);
• в музыке — мелодия, ритм, гармония, динамика, интонация и др
Интегрированное занятие — это занятие, на котором соединяют знания из разных образовательных областей на равноправной основе, дополняя друг друга, при этом решается несколько задач развития. Такие занятия дают воспитаннику достаточно широкое и яркое представление о существовании многообразного мира материальной и художественной культуры. Основной акцент приходится не столько на усвоение определённых знаний, сколько на развитие образного мышления.
Интеграция разных видов искусства и художественной деятельности в эстетическом воспитании детей основывается на познании ребенком выразительных средств каждого вида искусства и постепенном понимании того, что образ одного и того же объекта или явления в разных видах искусства создается специальными средствами. Изобразительное искусство, музыка, художественное слово – источники особой детской радости в дошкольном детстве. Ребёнок открывает для себя волшебную силу искусства и стремится их воплотить в собственном творчестве. При этом малыш постигает собственные возможности и раскрывает себя.
Познание ребёнком произведений искусства должно обязательно происходить как через эмоциональное восприятие им художественного образа, так и через осознание, понимание способов его воплощения. Педагог шаг за шагом помогает ребёнку осознать, что каждому виду искусства свойственны свои средства выразительности. Образ одного и того же предмета, явления достигает особой выразительности за счет ярких индивидуальных средств того или
иного вида искусства.
При интегративной подаче материала один из видов искусства должен выступать главным, доминантным, другие же – помогать более глубокому осмыслению художественного образа, усиливать степень его эмоционального восприятия детьми. Самое главное на интегрированном занятии – это единство целей, понимание задач, методов, приёмов, определяющих целостное развитие личности дошкольника. При составлении конспектов занятий, для воспитания художественного вкуса у детей, следует включать высокохудожественные образцы музыкальных и литературных произведений, использовать качественные репродукции произведений изобразительного искусства. Необходимо сочетать задания с высоким уровнем сложности с более простыми, а также играми и динамическими паузами для того, чтобы избежать переутомления детей. Интегрированные занятия подразумевают наличие у дошкольников знаний по данной теме, полученных в результате различных занятий, наблюдений, личного опыта, поэтому рекомендуются проводить их один раз в месяц или один раз в квартал, начиная со среднего возраста.
МАТЕРИАЛ ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ ИНТЕГРИРОВАННЫХ ЗАНЯТИЙ
Перечень репродукций:
Средний дошкольный возраст (4-5 лет)
Исаак Ильич Левитан «Золотая осень»
Иван Иванович Шишкин «Зима»
Алексей Кондратьевич Саврасов «Грачи прилетели»
Старший дошкольный возраст (5-7 лет)
Илья Семенович Остроухов «Золотая осень»
Василий Дмитриевич Поленов «Золотая осень»
Архип Иванович Куинджи «Березовая роща»
Исаак Ильич Левитан «Березовая роща»
Исаак Ильич Левитан «Весна. Большая вода»
Василий Дмитриевич Поленов «Московский дворик»
Игорь Эммануилович Грабарь «Февральская лазурь»
Иван Иванович Шишкин «Лесные дали»
Исаак Ильич Левитан «Летний вечер. Околица»
Перечень классических музыкальных произведений:
П. И. Чайковский «Осенняя песня» из цикла «Времена года»
П. И. Чайковский пьеса «Октябрь» из цикла «Времена года»
А. Вивальди пьеса «Осень» из цикла «Четыре времени года»
П. И. Чайковский «Март. Песня жаворонка» из цикла «Времена года»
П. И. Чайковский «Февраль. Масленица» из цикла «Времена года»
Э. Григ «Утро»
М. Мусоргский «Рассвет на Москве-реке»
А. Вивальди пьеса «Зима» из цикла «Четыре времени года»
С. В. Рахманинов пьеса «Весенний поток»
П. И. Чайковский «Июнь. Баркарола» из цикла «Времена года»
Перечень литературных произведений:
И. Бунин «Лес, точно терем расписной»
А. С. Пушкин «Унылая пора»
Ф. И. Тютчев «Есть в осени первоначальной»
А. С. Пушкин «Вот север, тучи нагоняя…»
И. Суриков «Зима»
С. Есенин «Поет зима-аукает»
С. Есенин «Береза»
И. Никитин «Встреча зимы»
Ф. И. Тютчев «Чародейкою зимою»
А. Майков «Уходи, зима седая!»
С. Дрожжин «Стоят леса полупустые»
Н. А. Некрасов «Идет-гудет Зеленый Шум»
Г. Скребицкий «Четыре художника»
Ф. И. Тютчев «Еще в полях белеет снег»
И. Бунин «Бушует полая вода»
А. Прокофьев «Люблю березку русскую»
С. Дрожжин «Догорает день, зарею»
А. Фет «Засверкал огонь зарницы»