Елизавета Сюсюкало
Условия развития связной речи у детей старшего дошкольного возраста с ОНР
▼ Скачать + Заказать документы
В развитии связной речи у детей старшего дошкольного возраста с ОНР немаловажную роль играет реализация принципа комплексности коррекционного воздействия, который предполагает взаимосвязанную, слаженную работу всех специалистов психологического, педагогического и медицинского профиля, а также родителей воспитанников. Это становится возможным благодаря организации в ДОО совместной работы узких специалистов и воспитателей с целью сопровождения детей с ОНР. [24]
Публикация «Условия развития связной речи у детей старшего дошкольного возраста с ОНР» размещена в разделах
- ОНР. Общее недоразвитие речи
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Старшая группа
- Темочки
Под сопровождение понимается не просто сумма разнообразных методов коррекционно-развивающей, профилактической, реабилитационной работы с воспитанниками, а именно комплексная деятельность специалистов, направленная на решение задач развития, обучения, воспитания, социализации детей с ОНР.
Основными задачами совместной работы всех специалистов являются:
- систематическое отслеживание статуса ребенка и динамика его развития;
- создание условий для развития связной речи дошкольников с ОНР;
- обучение родителей технологиям сотрудничества со своим ребенком, приемам и методам его воспитания и обучения в условиях семьи и оказания им психологической поддержки. [91]
Чрезвычайно актуальна для современной системы образования, нацеленной на создание вариативной системы обучения и воспитания различных категорий детей, идея Л. С. Выготского о необходимости создания для каждого ребенка условий, соответствующих его индивидуальным особенностям и способствующих реализации его потенциальных способностей. Его идеи относительно практической реализации принципов коррекционно-педагогической помощи детям с проблемами в развитии актуальны и сегодня :
- создание положительного эмоционального фона в процессе совместной деятельности педагога и ребенка;
- индивидуализация воспитательных приемов и методов;
- создание развивающей среды как фактора психического развития ребенка;
- необходимость ранней коррекционно-педагогической помощи;
- ориентация на зону ближайшего развития в процессе воспитания;
- воспитание через коллектив, как основной фактор психического развития ребенка. [13]
Определяя цели и задачи коррекционно-развивающей работы в ДОО, И. В. Дубровина подчеркивает, что они отражают принципиальную психолого-педагогическую позицию по отношению к детям: «… не ребенка подгонять, корректируя под ту или иную образовательную систему, а саму эту образовательную систему корректировать в том направлении, чтобы она обеспечивала достаточно высокий уровень развития, воспитания и обучения детей» [22].
Коррекционная работа – это сложный вид деятельности всех педагогов в детском саду. Залог ее успеха – в их профессиональном взаимодействии.
Связная речь - смысловое развернутое высказывание (ряд логически
сочетающихся предложений, обеспечивающее общение и взаимопонимание людей. Развитие связной речи у детей с ОНР в ДОО – одна из главных задач коррекционного воздействия. Формирование связной речи у детей с ОНР; изменение ее функции являются следствием усложняющейся деятельности дошкольника и зависят от содержания, условий, форм общения ребенка с окружающими. Функции речи складываются параллельно с развитием мышления; они неразрывно связаны с содержанием, которое ребенок отражает посредством языка. [15]
План работы с детьми с ОНР по развитию связной речи включает в себя следующие этапы:
- формирование полноценных фонематических процессов;
- развитие дыхание;
- коррекция дефектов произношения;
- накопление словарного запаса (лексическое и грамматическое значение слов);
- обучение правильному построению предложения и его интонационному оформлению;
- обучение разным видам пересказа;
- обучение самостоятельному рассказыванию. [79]
Данными направлениями занимается не только учитель-логопед в рамках своих коррекционных занятий, но и все педагоги ДОО на своих занятиях включает данные направления в специфику своей работы.
Развивающие ситуации, направленные на развитие правильной связной речи детей, проводятся в течение всего учебного года как учителем-логопедом, так и воспитателем, музыкальным руководителем, педагогом-психологом и инструктором по физическому воспитанию. В силу специфики речевых нарушений педагоги включают компоненты коррекционной помощи в образовательный процесс группы. Однако нередко в силу разных причин (отсутствие у педагогов достаточного объема коррекционно-педагогических знаний, знаний различных технологий развития связной речи, должного осознания и адекватной оценки своей роли в преодолении недостатков речевого развития) организовать ее на оптимальном уровне довольно сложно. [75]
Именно поэтому ДОО необходимо создать методические условия для организации данной работы. К данным условиям относится возможность специалистов и родителей повышать свою компетентность в области речевого развития дошкольников, наличие в детском саду развивающей предметно-пространственной среды для осуществления коррекционно-развивающего процесса. [77]
Прежде чем организовывать методические сопровождение, необходимо четко понимать значение данного понятия. Для этого необходимо определить значение понятий: «методика», «сопровождение», «методическое сопровождение».
Под методикой в толковом словаре Д. Н. Ушакова понимается: система правил, изложение методов обучения чему-нибудь или выполнения какой-нибудь работы. [81]
В словаре русского языка С. И. Ожегова термин сопровождение представляет собой следующее: сопровождать, значит следовать вместе с кем-нибудь, сопутствовать чему-нибудь, служить приложением, дополнением к чему-нибудь. [56]
Таким образом, можно сделать вывод о том, что методическое сопровождение – это система правил, сопутствующая, служащая приложением, дополнением к изложению методов обучения или к выполнению какой-нибудь работы.
Чтобы получить полную картину о том, что является методическим сопровождением, необходимо рассмотреть, как трактуется понятие в других источниках. В своей работе, Т. В. Овчинникова, с понятием методическое сопровождение связывает использование в основной общеобразовательной программе, построенной на комплексно-тематическом принципе, взаимодействие сопровождаемого и сопровождающего. [55]
Другие исследователи – под методическим сопровождением понимают объединение разнообразных дидактических материалов и средств обучения (печатные пособия, технические средства обучения, обучающие программы и средства, направленных на качественную реализацию поставленных целей и задач).
В своих исследованиях Е. А. Зарубина методическое сопровождение рассматривает, как процесс, который ориентирован на разрешение возникающих у педагогов проблем профессиональной деятельности. В этом процессе, важна как актуализация и диагностика проблемы, так и информационный поиск направления решения проблемы и др. Необходимо понимать, чем отличаются друг от друга, понятия: «методическое сопровождение» и «методическое обеспечение». [28]
В узком смысле понятие «методическое обеспечение» – это разнообразные методические средства, оснащающие и способствующие более эффективной реализации профессиональной педагогической деятельности. Если рассматривать более широко, то это процесс, который ориентирован на разработку программ, методических и дидактических пособий. В этот процессе включена и совместная деятельность коллектива по апробации и внедрению в практику новых методик и технологий, информирование, повышение квалификации педагогических кадров.
Важным критерием деятельности дошкольной образовательной организации является уровень осуществляемой методической работы. Совершенствование профессиональной компетентности каждого педагога напрямую зависит от того насколько тесна связь содержания методической работы с ходом и результатами деятельности педагогов. Нельзя забывать о том, что методическая работа, отвечающая за развитие образовательного процесса, должна носить опережающий характер. [42]
Анализ работ К. Ю. Белой, Л. В. Поздняк, Н. В. Елжовой доказывает, что построение эффективной системы методической работы возможно только опираясь на результаты образовательного процесса, на уровень мастерства педагогов на сплоченность коллектива, их компетентность. [9,62,25]
С методической работой в дошкольных образовательных учреждениях Н. А. Соловова связывает с комплексным и творческим процессом, который позволяет осуществлять практическое обучение педагогов и родителей методам и приемам работы с детьми [73].
Методическая работа, по мнению К. Ю. Белой, это целостная система деятельности, направленная на качественное решение образовательных задач в детском саду [8].
Методическая работа в ДОО нацелена на разработку и реализацию особых условий, способствующих качественному повышению культуры всех участников образовательного процесса (детей, педагогического коллектива, родителей). Поэтому к её основным задачам, исследователями отнесены, не только выработка системы, позволяющая оказать помощь каждому педагогу, но и включение его самого в творческий поиск.
Систематическое изучение, обобщение и распространение передового педагогического опыта позволяет формировать инновационную направленность в работе всего педагогического коллектива, повышать теоретический уровень подготовки педагогов; обогащать педагогический процесс новыми технологиями, формами обучения, воспитания и развития детей;
Немаловажными являются задачи методической работы направленные на организацию работы, связанной с изучением образовательных стандартов, новых программ и технологий развития связной речи, нормативных документов; на оказание научно-методической и консультативной помощи педагогам.
Рассмотрим основные критерии, характеризующие эффективность методической работы. В-первую очередь, это уровень профессиональной компетентности педагогов; во-вторых – системность (связь компонентов системы и их подчинённость общей цели); в-третьих, дифференцированность, проявляющаяся в индивидуальных и групповых занятиях с детьми; в-четвертых – этапность, как показатель эффективности методической работы.
Образовательный процесс является важнейшим элементом, определяющим существование ДОО, как системы, основным предназначением которой является воспитание, обучение и развитие воспитанников. Основная цель деятельности дошкольной образовательной организации определяется социальным заказом общества и уровнем развития коллектива, которые вместе с нормативно-правовой базой ДОО определяют особенности образовательного процесса, характер его организационно-педагогической структуры.
В исследованиях М. М. Поташкина под системой управления образовательным процессом в дошкольном учреждении понимается целостная структура управления, состоящая из двух подсистем (управляющая и управляемая, которые взаимодействуют между собой [64].
Управляющая подсистема — это руководитель ДОО и методист, а управляемая это дети, педагоги и родители. Необходимо отметить, что узкие специалисты детского сада и воспитатель, работая над развитием связной речи старшего дошкольника, не подменяют, а дополняют друг друга. Воспитатель осуществляет развитие связной речи в непосредственно - образовательной деятельности и руководство коммуникативным развитием детей в повседневной жизни (в играх, в быту, на прогулках, учитывая особенности речевого развития детей. Исходя из вышеизложенного, можно сделать вывод, воспитатели и специалисты детского сада - достойные и равноправные партнеры. Именно такой характер взаимодействия обеспечит успех всей работы, поможет решению сложных задач - задач личностно-ориентированного образования. [31]
Таким образом, чтобы повысить уровень развития связной речи детей старшего дошкольного возраста с ОНР, дошкольной образовательной организации необходимо создать ряд методических условий, таких как: организация совместной работы узких специалистов и воспитателей, повышение профессиональной компетентности педагогов, родителей и организация развивающей предметно-пространственной среды.