Суханкина Оксана Сергеевна
Условия развития познавательной активности детей старшего дошкольного возраста
УСЛОВИЯ РАЗВИТИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
О. С. Ерёменко
Филиал СГПИ в г. Железноводске
Научный руководитель: С. Н. Захарова,
старший преподаватель кафедры педагогики и психологии
Филиал СГПИ в г. Железноводске
CONDITIONS FOR THE DEVELOPMENT OF COGNITIVE ACTIVITY OF CHIIDREN OF PRESCHOOL AGE
O.S. Eryomenko
Публикация «Условия развития познавательной активности детей старшего дошкольного возраста» размещена в разделах
Filial of Stavropol State Pedagogical Institute in Zheleznovodsk
Scientific adviser : S.N. Zaharova, senior lecturer
of the department of pedagogy and psychology
Filial of Stavropol State Pedagogical Institute in Zheleznovodsk
Аннотация: в данной статье рассмотрены основные аспекты проблемы создания условий развития познавательной активности детей. Раскрывается содержание психолого-педагогических условий, способствующих развитию познавательной активности старших дошкольников
Annotation : this article discusses the main aspects of the problem of creating conditions for the development of children’s cognitive activity. The article reveals the content of psychological and pedagogical conditions that contribute to the development of cognitive activity of older preschoolers
Ключевые слова: познавательная деятельность, познавательная активность, старший дошкольный возраст, условия развития познавательной активности.
Key words : cognitive activity, cognitive activity, senior preschool age, conditions for the development of cognitive activity
На протяжении длительного времени проблема развития познавательной активности изучалась и изучается многими выдающимися представителями самых разных направлений: психологи, затрагиваются различные вопросы в развитии познавательной активности ребенка, связанные с особенностью познавательной активности, спецификой применения тех или иных механизмов ее оценки и повышения; отбираются мотивы и структура познавательной деятельности, ее движущие силы, выделены направления работы по ее совершенствованию. Проблему познавательной активности широко исследовали в психологии Б. Г. Ананьев, М. Ф. Беляев, Л. И. Божович, Л. А. Гордон, С. Л. Рубинштейн, В. Н. Мясищев и в педагогической литературе Г. И. Щукина, Н. Р. Морозова. Однако, несмотря на разнообразие исследований о формировании и развитии познавательной активности, связи ее с другими способами воздействия на ребенка с применением воспитательно-педагогических инструментов, вопрос о развитии познавательной активности у детей в целом, а также у детей дошкольного возраста остается актуальным.
Познавательная активность детей старшего дошкольного возраста связана с рядом проблем, что в особенности актуально на стадии начала процесса социализации в вопросах детской психологии. Все это обусловлено еще и тем, что именно активность человека и его деятельность формируют его взаимодействие с окружающим миром и социумом. Именно активность задает темп формирования умственных качеств личности, тем самым повышая его инициативность и самостоятельности, пробуждая стремления к расширению познания.
Познавательная активность еще называется в педагогике любознательность и представляет собой стремление и желание почерпнуть знания о явлениях окружающей среды. Познавательная активность строится на познавательной потребности, что в целом и является ключевым движущим элементом познавательной деятельности [4; с. 13].
Каждый ребенок обладает в определенной степени познавательной активностью, но у всех она имеет индивидуальный характер, разную направленность и степень проявления.
Познавательная активность обладает четко определенными чертами и внешним проявлением, опираясь на которые можно оценить ее содержание, характер и степень проявления.
Формирование интересов ребенка, выбор объектов своих интересов, стремление и интенсивность что-то изучать и познавать, степень проявления этих интересов определяется следующим рядом показателей:
- фокусировка внимания к явлению или предмету, проявление особого интереса;
- составляющая эмоционального отношения к предмету или явлению (недоумение, удивление, озабоченность, то есть проявление разносторонних чувств и эмоций, которые вызывают предметы и явления);
- умение и желание проявлять самостоятельность в процессе поиска решения, осуществлять при этом различные мыслительные операции: анализ, сравнение, группировка, сортировка и прочие;
- умение задавать вопросы и искать на них ответы, которые содержательно передают суть темы изучаемого предмета или явления;
- умение замечать ошибки у себя и своих сверстников, стремление исправлять их;
- умение выдвигать новую познавательную задачу;
- способность продолжительное время проявлять интерес к проблеме, самостоятельно применять найденные способы для ее решения с практической точки зрения [6].
Познавательная активность характерна для каждого человека с рождения и проявляется как потребность в получении новых эмоций и впечатлений. В старшем дошкольном возрасте на основании этой потребности, в процессе формирования и развития исследовательского потенциала, у ребенка открывается устремленность к знанию и познанию новому, накопление определенного опыта. Исследованием этого занимались такие ученые как Б. Г. Афанасьев, Д. Б. Богоявленская, Т. М. Землянухина, А. В. Петровский, Г. И. Щукина, которые считали познавательную активность одним из существенных качеств, которые позволяют характеризовать психическое развитие дошкольника. Познавательная активность, которая сформировалась в период дошкольного возраста, является движущей силой дальнейшего развития ребенка во взаимосвязи с самостоятельной работой, стремления познавать новое, обдумывая полученный опыт.
В качестве факторов, которые влияют на формирование познавательной активности ребенка авторы трудов выделяют общение, потребности в новом и непонятном еще ребенку, необходимость получать разнообразные впечатления в процессе знакомства с окружающими предметным и социальным миром, формирования общего уровня развития умственной активности.
Такие исследователи как А. И. Булычева и Н. Е. Веракса выделили компоненты ситуации, которые воздействуют на познавательную активность ребёнка :
- внешние параметры ситуации;
- правила действия, которые закреплены за ними [1; с. 96].
Данные параметры подвержены изменением и трансформациям. Внешняя ситуация может усложняться со временем или, наоборот, приобретать более упрощенные черты. Так же и количество правил, может как возрастать, так и сокращаться. Возможность изменения количества параметров ситуации, влияющей на познавательную активность, позволяет судить о том, что можно изменить количество способов действия в ней. Как только возрастут количественно внешние признаки возможности, то и действия, которые доступны к совершению будут расти. Изменение параметров внешних признаков ситуации и правил, а также возможных способов действия в ней, можно говорить о влиянии данных аспектов на проявление познавательной активности, с повышением уровня сложности ситуации и ростом количества внешних параметров ситуации, а также возможных способов действия, то проявляемая ребёнком познавательная активность будет возрастать. При возникновении ситуаций с повышением уровня сложности, нужно отметить важность стимулирования проявления познавательной активности ребенка [3; с. 12].
Познавательная активность ребенка своеобразна и обусловлена заинтересованностью, любознательность и качественно отлична от познавательной активности взрослого человека [2].
Познавательная активность особо, как специфическая деятельность, может проявляться во всем многообразии действенного усвоения мира, вплетаясь и срастаясь со всеми ведущими линиями развития ребенка, а по мнению Л. Н. Павловой, связана с его сенсорным развитие и формированием основных движений и навыков.
Нужно также отметить, что практики и исследователи отметили, что при ограничении активности и самостоятельности старших дошкольников, причем не правомерном, при организации и проявлении познавательной деятельности, может привести к формальности усвоения информации, то есть дети не осознают получаемую информацию и не принимают ее, а уровень познавательной активности идет на спад или же в итоге может не достигать должного уровня.
Поэтому для реализации прогрессивного развития дошкольников старшего возраста важно соблюдать ряд условий :
- формирование активного и познавательного отношения к окружающим аспектам среды, развивать умение ориентироваться во всем многообразии предметов и явлений;
- организовывать условия, способные дошкольнику дать возможность ощутить себя субъектом собственной познавательной деятельности.
Важным источником познавательной активности дошкольника является его личный опыт в процессе творческой деятельности, которая формируется на основании системы знания и умений [5; с. 6]. Одним из видов деятельности может являться исследовательская деятельность. Однако познавательную активность важно рассматривать не столько как прямолинейное движение, а это скорее движение по спирали. Сказанное позволяет сделать следующие выводы, что разработка правильной технологии формирования определенного набора умений позволяет предвидеть не только определённый старшими круг знаний, которые необходимы к усвоению ребенком, а и осуществление процесса согласования спроектированного содержания с индивидуальным опытом каждого ребенка. Только в этом случае можно говорить о том, что практические задания связываются с нуждами старшего дошкольника, с его намерениями и ценностями.
Анализируя выше сказанное можно сделать следующие выводы: с ростом и развитием ребенка его познавательная активность все больше начинает проявляться к познавательной деятельности, которая как любая деятельность, характеризуется определенной структурой. Отсюда следует, что необходимым условием развития познавательного интереса у дошкольников является деятельность, несущая познавательную функцию.
Список используемой литературы
1. Веракса Н. Е., Веракса А. Н. Проектная деятельность дошкольников. - М. : Мозаика-Синтез, 2017. - 112 с.
2. Крашенинников Е. Е., Холодова О. Л. Развитие познавательных способностей дошкольников. - М. : Мозаика-Синтез. 2017. - 80 с.
3. Щукина Г. И. Активизация познавательной деятельности учащихся в учебном процессе. - М. : Просвещение, 2016. - 160 с.