Папки-передвижки

Условия формирования социальных мотивов поведения ребенка

Ольга Михайлова
Условия формирования социальных мотивов поведения ребенка
▼ Скачать + Заказать документы

Выяснение мотивов как источников детской активности, как факторов, направляющих и побуждающих ее, имеет важное значение для организации целенаправленных воспитательных воздействий на дошкольника.

Понятия мотив и мотивация тесно связаны с понятием потребность. Когда говорят о потребностях ребенка, то имеют в виду объективную нехватку для его организма чего-то, что находится вне его и что представляется как необходимое условие его существования.

Принято различать потребности двух видов:

биологические (это класс потребностей, связанный с необходимостью осуществления жизненно важных функций: потребность в пище, воде, кислороде.)

Публикация «Условия формирования социальных мотивов поведения ребенка» размещена в разделах

социальные (характерные только для человека: необходимость общения, наличие социальных связей, привязанность, забота о других и внимание к себе, совместная деятельность).

Очень важно, говоря о потребностях, выделять два момента их формирования:

1) появление потребности при отсутствии конкретного предмета ее удовлетворения. Поведение ребенка в таком состоянии характеризуется ненаправленной активностью, общепоисковым характером этой активности;

2) появление предмета, способного удовлетворить потребность.

Вместе с появлением объекта потребности у детей нередко происходит становление устойчивых форм поведения, причем не всегда являющихся желательными и приемлемыми для окружающих. Например, следуя привычке сосать соску, при отсутствии последней, малыш тянет в рот палец или другой похожий предмет. Так появляется у него устойчивая, длительная и с трудом поддающаяся устранению вредная привычка.

Следовательно, опредмеченная потребность ребенка и есть уже конкретный мотив его поведения, побуждающий дошкольника к целенаправленной активности.

При выполнении различного рода заданий дети интересуются не только результатом своей работы, но и тем значениям, которое она несёт для окружающих.

Что же именно побуждает ребёнка трудиться и какие мотивы являются для него наиболее действенными?

Какая связь существует между мотивом и процессом деятельности?

Если меняется мотив деятельности, то меняется ли от этого характер процесса труда и качество продукта?

Ответы на эти и другие связанные с мотивацией вопросы, очень важно знать воспитателю.

Чтобы выявить мотивы, побуждающие активность ребенка можно предложить детям ряд заданий через определенные интервалы. Технически это одинаковые задания, но предъявляемые с разными мотивировками (например, надо сделать флажок или салфетку). Техника изготовления подобных предметов очень проста и не занимает много времени.

Предлагая подобные задачи детям разного возраста, им объясняют, что они должны сделать, для чего и кому это необходимо. Разберем несколько вариантов. В первом варианте — результаты работы нужны для предстоящей игры. Во втором — сама трудовая деятельность осуществляется в форме игры, где ребенок подражает труду взрослых. В третьем — готовит подарок маме, папе или детям другой группы. В четвертом — ребенок может сам выбрать любую привлекательную для него работу.

Таким образом, одно и то же трудовое задание осуществляется при различных мотивировках, которые для краткости можно обозначить так: труд для последующей игры; подражание труду взрослых; труд для родителей, для детей другой группы; труд ради удовольствия от самого процесса деятельности.

Работа по изготовлению флажка или салфетки оказывается наиболее организованной и по своему характеру, и по качеству продукта там, где она включается в игру, т. е. в ситуации, где мотивы продуктивной деятельности были наименее выражены.

В то же время деятельность детей при изготовлении тех же предметов для предстоящей игры, когда в качестве доминирующих задаются мотивы продуктивной деятельности, находится на значительно более низком уровне.

Это, на первый взгляд, парадоксальное положение можно объяснить следующим образом. Для игры предмет может быть годен лишь тогда, когда он сходен с реальным предметом. Но самое важное здесь — возможность обращаться с игровым предметом так же, как это делает взрослый с реальным предметом. Работа делается не на столько совершенно, исчезает ответственность за качество продукта и критическое отношение к самой работе.

По другому обстоит дело, когда ребенок подражает труду взрослого. Здесь дети берут на себя роль человека выполняющих «важную» работу. Ребенок может хорошо выполнить взятую на себя роль только в том случае, если процесс его работы очень похож на настоящую. Ребенок старается выглядеть как взрослый и сделать изделие, как можно лучше. Работа приобретает характер развернутой и ответственной трудовой деятельности.

В играх дети стремятся отразить явления, выходящие за пределы их возможностей. Они играют в «летчиков, шоферов, строителей, парикмахеров, врачей», т. е. отражают: те профессии и события, о которых им рассказывают, читают в семье и в детском саду или которые они сами частично наблюдают.

Исходя из этого, становится понятным, почему дети, которые не были на заводах и фабриках, изготавливают флажки и салфетки, с таким желанием, как это делают настоящие рабочие. Они принимают на себя роль рабочих и с чувством ответственности выполняют задание.

Считается, что игра — это свободная деятельность, позволяющая ребенку менее требовательно относиться к процессу труда и качеству продукта. Однако, оказывается, что эта свобода является относительной. Свобода игры состоит в том, что ребенок свободен включаться или не включаться в игру, но, как только он вошел в труд и принял определенную роль и правила игры, он им полностью подчиняется. В той игре, где ребенок, исполняет роль взрослого производительность труда меняется, возрастает его ответственность и отношение к своему труду и к труду других детей.

Наблюдается значительное повышение эффективности работы и при изготовлении салфетки в подарок маме или флажка в подарок детям другой группы. В этих случаях для ребенка совершенно очевидно устанавливается связь между тем, что делать и для чего делать. Флажки действительно годятся для подарка малышам, а салфетки подходят в подарок маме. Поэтому дети доводят работу до конца и стремятся сделать ее хорошо. Представление о том, как мама и малыши обрадуются их подарку, поддерживает настроение детей, вызывает чувство удовольствия от сделанной работы.

Для дошкольников важным является не сам по себе продукт труда, а то для кого он делается. Чем реальнее для ребенка выступает связь между тем что он делает, и тем, для чего он это делает, тем более планомерный и целеустремленный характер приобретает процесс работы и тем законченнее становится продукт его труда.

Исходя из вышесказанного, можно сделать вывод, что мотив имеет большое значение для продуктивности работы, которую выполняет ребенок. Мотив поднимает уровень самой деятельности, делает детей целеустремленней и повышает результат работы.

В случае, если взрослый плохо организует работу ребенка или неубедительно объясняет цели, то уровень работы снижается: она ограничивается не всегда хорошим результатом и не заканчивается созданием соответствующего законченного продукта. Следовательно, выполнение задания зависит от того, как взрослый направляет практическую деятельность ребенка, насколько ему удается показать содержательность задания.

Воспитатель должен мотивировать деятельность детей, как можно интереснее привлекая их к отпределенной работе.

Публикации по теме:

Консультация для воспитателей «Формирование социальных и нравственных качеств ребенка» МБДОУ Сухобезводнинский детский сад «Калинка» «Формирование социальных и нравственных качеств ребенка» В форме технологической ситуации.

Консультация для воспитателей «Условия формирования индивидуальности личности ребенка» Жизненный путь личности – это путь становления её индивидуальности под воздействием комплекса уникальных биопсихологических и социальных.

Игры-ситуации как средство формирования у детей доброжелательного поведенияИгры-ситуации как средство формирования у детей доброжелательного поведения С. Н. Семенака:Детям сложно разобраться в мире человеческих отношений, освоить язык чувств. Многого, не зная и не умея, дети часто нарушают.

Исследовательский проект «Особенности поведения джунгарского хомяка. Домашние условия его содержания» ТЕМА: Особенности поведения джунгарского хомяка, домашние условия его содержания Работу выполнила :Безрукова Марьяна Научный.

Педагогические условия формирования основ культуры здоровья у детей старшего дошкольного возраста в семье и детском саду Важным условием формирования у детей старшего дошкольного возраста культуры здоровья является овладение системой понятий о своем организме,.

Педагогические условия формирования у старших дошкольников основ безопасного поведения в быту I. Моделирование системы деятельности педагога, направленной на решение профессиональной проблемы. 1. Анализ недостатков в результатах,.

Психолого-педагогические условия формирования у дошкольников уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье I.Моделирование системы деятельности педагога, направленной на решение профессиональной проблемы 1. Анализ недостатков в результатах, в.

Доклад «Педагогические условия формирования у старших дошкольников интереса к самостоятельной музыкально-дидактической игре» Педагогические условия формирования у старших дошкольников познавательного интереса к самостоятельной музыкально-дидактической игре Самостоятельная.

Условия формирования мотивации к инновационной деятельности у педагогов в ДОУ Условия формирования мотивации к инновационной деятельности у педагогов в дошкольном образовательном учреждении Хорошо известно, что.

Условия создания развивающей и эмоционально-комфортной для ребенка образовательной среды Проблема создания условий для эмоционального благополучия детей является одной из важнейших проблем современной психолого-педагогической.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Условия формирования социальных мотивов поведения ребенка
Опубликовано: 3 февраля 2016 в 15:57
+167Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Условия формирования социальных мотивов поведения ребенка» (включая файлы) размещена пользователем Ольга Михайлова (УИ 421876) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 112.
Для просмотра комментариев
Календарь
21 декабря 2024 суббота
Конспекты предновогодних творческих занятий.

Приглашаем принять в творческом конкурсе новогодних поделок
Добавьте фото на новогодний конкурс
22 декабря 2024 воскресенье
Благодарим тех, кто подарил нам жизнь.
Поздравляем энергетиков с профессиональным праздником!



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД