Инна Слепцова
Игры-ситуации как средство формирования у детей доброжелательного поведения
▼ Скачать + Заказать документы
С. Н. Семенака: |
Детям сложно разобраться в мире человеческих отношений, освоить язык чувств. Многого, не зная и не умея, дети часто нарушают установленные нормы, ведут себя неадекватно |
Публикация «Игры-ситуации как средство формирования у детей доброжелательного поведения» размещена в разделах
- Игры для детей
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» ноябрь 2015
Чтобы дети осознали свое поведение нужно создать такие условия, которые побудили бы их задуматься о том, как следует поступить в том или другом случае. Но опыт детей еще беден и самим найти правильное решение им трудно. Целесообразно использовать игры – ситуации. Через игры – ситуации обеспечиваем ребенку:
• Возможность зрительного восприятия непривлекательности норм поведения отрицательных персонажей;
• Упражняем его в применении ценных этических норм взаимоотношений;
• Проявить миролюбивое стремление к взаимодействию с другими детьми.
• Принимать во внимание чувства другого человека в конфликтной ситуации.
Взрослый создает различные проблемные ситуации, участвуя в которых дети приобретают необходимые умения управления негативными эмоциями. Направлено на формирование у детей доброжелательного поведения. Большое внимание уделяется обучению детей конструктивным способам решения конфликтных ситуаций, развитию способности сопереживать, сочувствовать.
Проведение игр – ситуаций имеют такую структуру:
- Беседа с постановкой проблемной задачи;
- Рассказ ситуаций с показом книги или показ на фланелеграфе, либо инсценировка ситуаций;
- Обсуждение проблемы (направлено на понимание детьми ситуации, дети проговаривают проблему своими словами);
- Поиск путей выхода из проблемной ситуации;
- Подведение итогов, выводы.
Для этого подбирала ситуации, изготовила книги и персонажи на фланелеграфе по ситуациям, разучивали роли с детьми и готовились к инсценировкам.
Примеры ситуаций
Инсценировка ситуации “Заяц и Ежик на качелях”
Цель: Обогащение опытом эффективного взаимодействия в ситуации столкновения интересов.
Беседа с постановкой проблемной задачи
Воспитатель. Ребята, бывает ли такое, что вы ссоритесь? (ответы детей). Представьте двух друзей, каждый из которых хочет покачаться на качелях. Друзей зовут Ежик и Заяц. Как помочь им не поссориться?
На роли Ежика Зайца выбираются два ребенка, им выдаются маски соответствующих героев. Детям предлагается изобразить происходящую ситуацию.
Воспитатель: Жили - были два друга – Заяц и Ежик (входят держась за руки). Как – то они пошли на прогулку и на поляне увидели качели и прибежали оба к качели.
Заяц: «Я первый!»
Ежик: «Нет. Я!» (стали толкать друг друга).
Заяц обиделся: «Значит, Ежик я с тобой больше не буду дружить» (повернулись друг другу спиной).
Не уступают друг другу друзья.
Обсуждение проблемы, поиск путей ее решения
Вопросы к детям:
1. Почему Заяц решил не дружить с Ежиком? (Еж не уступил ему качели)
2. Как вы считаете, стоит ли из – за этого ссориться друзьям? (Нет)
3. Как помирить друзей, сделать так, чтобы ссоры не было? (Ответы детей)
Воспитатель: Давайте еще раз посмотрим как Заяц и Ежик смогли договориться и избежать ссоры.
Жили - были два друга – Заяц и Ежик (входят держась за руки). Как – то они пошли на прогулку и на поляне увидели качели и прибежали оба к качели.
Заяц: «Покачаю тебя. Потом ты меня покачаешь. Мы ведь с тобою, Ежик, друзья?»
Подведение итогов
Воспитатель: Итак, что нужно сделать, чтобы не ссориться?
Дети. Нужно уметь договариваться.
Мяч
Наташа с Леной играли в мяч.
Мяч покатился в лужу.
Лена хотела достать мяч, но не удержалась на ногах и сама упала в лужу.
Наташа начала смеяться, а Лена горько заплакала.
— Почему заплакала Лена? (Ей стало обидно.)
— Правильно ли поступила Наташа?
— Как бы вы поступили на ее месте?
— давайте поможем девочкам помириться.
В конце беседы взрослый делает обобщение:
— Если вы являетесь виновником ссоры, то умейте первыми признавать свою вину. Вам помогут волшебные слова: *Извини*, давай играть вместе.
— Почаще улыбайтесь, и вам не придется ссориться!
Замок из песка
Коля построил замок из песка. И все им любовались.
Только один Игорь сказал, что он может сделать лучше, а когда не поверил, разбежался и затоптал всю постройку.
– Как поступил Игорь?
– Что чувствовал Коля, когда Игорь разломал его постройку? (Обиду, досаду.)
— Как бы вы поступили на месте Коли?
— Какие советы вы можете дать Игорю?
- играй дружно;
- не обижай товарища;
- не ссорься с товарищем;
- если товарищ не умеет делать то, что умеешь ты, покажи ему,
- посоветуй — вместе будет интереснее;
— нужно радоваться успехам других.
Если дети не смогут перечислить все эти правила, взрослый сам их называет и объясняет значение каждого правила, раскрывая нравственную сущность того или иного поступка.
Кто напутал
Н. Ходза
Привела мама Танюшу в дворовый садик, посадила на скамейку и сказала: «Подожди меня здесь, доченька. Я в булочную схожу». И ушла.
Мимо проходила соседка – тетя Варя.
- Что же ты молчишь, Танюша? – спрашивает тетя Варя. – Тебе ведь уже два года. Разве ты не знаешь, что нужно сказать?
- Не знаю, - вздохнула Таня.
- Нужно сказать: «Здравствуйте».
- Здравствуйте, - повторила Танюша.
- Ну, вот, умница! Всегда так говори!
Вернулась из булочной мама, и они пошли домой завтракать. Танюша кончила есть и соскочила со стула. А мама говорит: «А что нужно сказать, доченька?»
- Нужно сказать: «Здравствуйте».
- Ты что – то путаешь, надо сказать: «Спасибо», - поправила мама.
Вечером мама ушла, а Таня осталась вдвоем с папой. Посидели, поговорили, книжку почитали, а потом папа сказал: «Э, кому – то пора спать, у кого – то уже слипаются глазки».
Танюша была послушная девочка. Она слезла с папиных колен и пошла к своей кроватке, но папа остановил ее и спросил:
- А что надо сказать, когда идешь спать?
- Надо сказать: «Спасибо».
- Нет, - засмеялся папа, - нужно сказать: «Спокойной ночи», а не «Спасибо».
- Не «Спасибо», а «Спокойной ночи».
Так Таня и не может понять, кто же прав: тетя Варя, мама или папа?
А вы как думаете, ребята?