Нарегеева Нурсауле
Условия для успешного развития восприятия у детей с ЗПР
▼ Скачать + Заказать документы
Для реализации вышеперечисленных задач и чтобы получить хорошие результаты очень важно создать необходимые условия для успешного развития восприятия.
1. Создание предметно-развивающей среды.
Правильно организованная предметная среда обеспечивает всестороннее развитие ребенка. Предметно-развивающая среда должна быть насыщена игровым и дидактическим материалом.
Публикация «Условия для успешного развития восприятия у детей с ЗПР» размещена в разделах
- ЗПР. Задержка психического развития
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
Для развития восприятия цвета и формы предметов в кабинете имеется достаточное количество дидактических игр и пособий, оборудована компьютерная зона, в соответствии с требованиями, создана компьютерная развивающая и обучающая игродискотека.
Для проведения занятий в кабинете имеется компьютер, стол и стул, с учетом роста детей. Стул обязательно имеет спинку. Ребенок должен сидеть за компьютером так, чтобы линия взора (от глаза до экрана) была перпендикулярна экрану и приходилась на его центральную часть. Оптимальное расстояние глаз до экрана составляет 55—65 см.
Работа за компьютером проводится по двум направлениям:
- работа с компьютерной программой Paint, проведение компьютерных развивающих и обучающих игр индивидуально с одним ребенком по 10-15 минут 1 раз в неделю.
Цель таких занятий – развитие восприятия цвета и формы предметов.
- проведение мультимедийных презентаций для подгруппы и мини подгруппы детей.
Для проведения этой работы подобраны и систематизированы компьютерные игры и презентации:
на восприятие цвета предметов : «Изучаем цвета», «Юный музыкант», «Наряди елочку», «Коллекционер», «Собери пять в линию» и т. п.
на восприятие формы предметов : «Найди такой же формы», «Строим домики», «Парочки», «Паровозик», «Подбери форму» и т. п.
на группировку предметов по основным признакам: «Найди предметы такой же формы», «Из каких фигур предмет?», «Собери все овалы…», «Собери фигуры в домик такого же цвета», «Поймай фигуру и назови цвет» и т. п.
2. Использование различных форм работы:
Работа с детьми;
Взаимодействие с родителями;
Взаимодействие с воспитателями группы, со специалистами детского сада.
Работа с детьми по данной теме проводилась на протяжении 2 лет.
В начале первого года обучения провела диагностическое обследование уровня восприятия цвета, формы предметовдетьми. Обследование показало низкий уровень восприятия, как цвета, так и формы. Это видно на диаграмме обследования уровня развития восприятия цвета и формы предметов детьми с ЗПР I подготовительной к школе группы.
Для успешной реализации цели разработала перспективный план работы по развитию восприятия цвета и формы предметов у детей посредством компьютерных технологий.
Указанные выше особенности восприятия у дошкольников с ЗПР учитываются в процессе обучения и воспитания.
На основе восприятия формируется система эталонов, которая включает в себя:
основные цвета спектра (красный, оранжевый, жёлтый, зеленый, голубой, синий, фиолетовый, белый и черный,
пять фигур (круг, квадрат, прямоугольник, треугольник и овал).
Восприятие предметов происходит, в основном, за счет восприятия формы, так как она является наиболее надежным признаком вещи, остающимся неизменным при изменениях цвета, величины, положения предмета. От умения определить форму зависит результат деятельности детей. Поэтому первые упражнения направлены на практические действия, требующие опоры на форму предметов.
В дальнейшем основные задачи связаны с обучением ребенка мысленному расчленению сложной формы на определенные сочетания простых фигур, моделированию предметов разной формы, выделению разновидностей геометрических фигур. Данные умения формируются в играх и упражнениях на группировку предметов по форме, на узнавание знакомых форм на рисунке, на определение формы предметов, расположенных в разных ракурсах, и др.
Восприятие цвета отличается от восприятия формы, прежде всего тем, что это свойство не может быть выделено практически, путем проб и ошибок. Цвет нужно обязательно увидеть, т. е. при восприятии цвета можно пользоваться только зрительной, перцептивной ориентировкой.
Формирование представлений о цвете основывается на зрительном различении предметов по цвету при непосредственном их сближении. Сближение позволяет увидеть наличие или отсутствие так называемого цветового перепада между двумя цветами. Он может быть резким (например, между красным и желтым цветами) или близким (между желтым и оранжевым цветами). Поэтому первые упражнения проводятся с предметами, резко различными по цвету, и осуществляется выбор по образцу. Постепенно цветовой перепад будет все меньшим, и уже на расстоянии производиться составление цветов.
В своей работе по развитию восприятия цвета я придерживаюсь рекомендованной последовательности: начинать с красного цвета, затем синий, желтый, зеленый, белый, черный, оранжевый, фиолетовый.
Развитие восприятия цвета и формы предметов проходит три этапа:
На первом этапе происходит формирование представлений о цвете и форме предметов, т. к. дети с задержкой психического развития самостоятельно не могут выбрать ни цвет, ни форму предметов по называнию взрослым. Без называния цвета или формы детям предлагается подбирать такой же. На этом этапе ребенок учится сличению цветов или геометрических форм: «Найди такой же».
Эта работа проводится на подгрупповых занятиях, с использованием мультимедийных презентаций «Семь цветов радуги», (изучаем цвет с помощью птичек, «Простейшие формы», а на индивидуальных занятиях в процессе игр расширяются и закрепляются полученные знания о цвете и форме предметов, дети учатся сопоставлять их с окружающими предметами. С этой целью наряду с дидактическими играми использую такие обучающие и развивающие компьютерные игры как: «Красный, желтый, зеленый»
Цель: знакомство с разными цветами, сравнение, зрительное соотнесение предметов по цвету.
Задачи: закрепить умение обращать внимание на цвет предметов, учить правильно подбирать цвет предметов.
Описание игры: На игровом поле разбросаны геометрические фигуры разного цвета. С помощью "мышки" нужно перенести каждую геометрическую фигуру к кружочку-рожице соответствующего цвета.
«Простейшие геометрические фигуры» (Переместить фигуру в домик с окошком такой же формы, «Найди такой же формы» (Подобрать такой же формы, как показывается, «Учим цвета» (выбрать предмет нужного цвета).
На втором этапе происходит закрепление слов-названий и введение названий в активный словарь. На этом этапе ребенок выполняет задание по словесной инструкции: «Дай мне красный», «Покажи квадрат».
Для закрепления названий формы использую обучающие компьютерные игры: «Плоские фигуры»
Цель: сравнение, зрительное соотнесение и называние предметов по форме. Задачи: закрепить умение обращать внимание форму предметов, учить правильно называть форму предметов.
Описание игры: На игровом поле разбросаны геометрические фигуры. Нужно «мышкой» переместить фигуру в свой домик. При этом слушать, как называется фигура, и запоминать).
Для закрепления названий цвета использую мультимедийную презентацию: «Цвета» (Выбирается изучаемый цвет или форма, и далее показываются картинки данного цвета или формы) и обучающие компьютерные игры: «Изучаем форму» (из геометрических фигур разного цвета выбрать нужную, «Подбери цветок», разнообразные «Раскраски».
Для закрепления цвета и формы использую развивающую компьютерную игру «Поймай фигуру»
Цель: сравнение, называние предметов по цвету и форме.
Задачи: закрепить умение обращать внимание на цвет и форму предметов, учить правильно называть цвет и форму предметов.
Описание игры: На игровом поле разбросаны геометрические фигуры. Управляя бабочкой либо тараканчиком, нужно "съедать" крутящиеся фигуры, после чего выбранный персонаж пустится в пляс.
Во время игры цвет и форму «съедаемой» фигуры рекомендуется называть, что способствует изучению базовых цветов и фигур.
На третьем этапе дети учатся самостоятельно называть цвета и группировать классифицировать предметы по основным признакам. На этом этапе ребенок сам называет тот или иной цвет или форму в ответ на вопрос: «Это какой цвет?», «Какой формы предмет?», классифицирует по основным признакам. С этой целью использую развивающие компьютерные игры :
«Собери фигуры»
Цель: сравнение, зрительное соотнесение, группировка предметов по форме.
Задачи: учить обращать внимание на форму предметов, учить группировать разнородные предметы по форме.
Описание игры: ребенку нужно собрать в левый отсек предметы овальной формы, а в правый все другой формы. Если ребенок ошибается, то фигура перечеркивается.
«Строим домики» - подобрать нужной формы фигуры, чтобы построить дом, «Разноцветные палочки» - выбирать и называть цвет самой верхней палочки.
«Найди пару»
Цель: сравнение, зрительное соотнесение, группировка предметов по форме.
Задачи: учить обращать внимание на форму предметов, учить группировать разнородные предметы по форме.
Описание игры: ребенку необходимо найти пары одинаковых геометрических фигур, отмечая их щелчком "мышки".
Работа по развитию восприятия цвета и формы продолжалась в подготовительной группе. В ходе работы удалось выяснить, что процесс коррекции восприятия цвета у дошкольников с ЗПР очень сложен.
Большие трудности в узнавании и назывании вызывают дополнительные цвета: оранжевый, фиолетовый, голубой и т. д. Это связано с недостаточной дифференцированностью восприятия детей с ЗПР, неумением отмечать тонкие различия и нюансы насыщенности цветового тона. При назывании цвета и формы у детей с ЗПР высок процент замены одних названий другими. Развивающие компьютерные игры проводились с усложнением. Уделялось больше внимания анализу, классификации. С помощью программы Paint дети учатся рисовать геометрические фигуры и закрашивать карандашом, кисточкой, «банкой» - заливкой, выделять из каких фигур состоит предмет.
В конце второго года обучения провела обследование детей, чтобы сравнить динамику уровня развития восприятия цвета и формы предметов у детей. Сравнительный анализ показал, что наблюдается положительная динамика, уровень развития восприятия цвета и формы предметов на достаточно высоком уровне.
Одним из условий успешной коррекционной работы с детьми с ЗПР является работа с семьей.
Старалась вызвать у родителей интерес к проблеме, привлечь их к развитию восприятия у детей. Для этого использовали различные формы работы: анкетирование, консультации, родительские собрания.
К родительскому собранию подготовила и провела занятие по ознакомлению с окружающим миром «Фиолетовая сказка».
Подготовила консультации «Виртуальные помощники, или как использовать компьютерную игру для обучения и развития ребенка», «Как помочь ребенку выучить цвета»
Оформила стенды для родителей на темы: «Какой учим цвет сегодня», «Знакомимся с геометрическими фигурами», папку-ширму «Развивающая игра — основное условие использования компьютера».
Различные формы взаимодействия с родителями дают положительные результаты по развитию восприятия цвета и формы у детей.
Подготовила и показала коллегам непосредственную образовательную деятельность – занятие по РЭМП «Поможем бабушке Федоре» с использованием компьютерной игры.
Для городского методического объединения подготовила и провела индивидуальную работу с использованием компьютерных технологий «Определи цвет и форму».
На семинаре для учителей начальных классов подготовила и провела занятие по РЭМП с использованием информационно-коммуникативных технологий «В гости к Мухе-цокотухе».
Подготовила консультацию для воспитателей «Использование информационно-коммуникативных технологий для развития и обучения дошкольника».
Об эффективности работы по данному направлению можно судить по результатам диагностики. Они свидетельствуют, что к концу обучения удалось повысить уровень развития восприятия цвета и формы детьми. Дети уверенно используют названия основных и дополнительных цветов, умеют моделировать, собирать и раскладывать фигуры на составляющие части.