Наталья Кожевникова
Условия речевого развития детей
▼ Скачать + Заказать документы
Чем легче учителю учить, тем труднее ученикам учиться
Презентацию приготовила воспитатель:
Кожевникова Наталья Петровна
МБДОУ детского сада комбинированного вида № 5 "Дельфиненок"
Елизавета Ивановна Тихеева (1867-1943) Развитие речи и языка должно лежать в основе всей системы воспитания в детском саду.
Е. И. Тихеева впервые составила программу обучения детей родному языку в детском саду Основные положения: развитие речи детей необходимо осуществлять в единстве с другими видами деятельности (игра, труд, ознакомление с окружающим); развитие речи детей тесно связано с умственным и психическим развитием ребенка; развитие речи детей происходит в процессе духовного и словесного общения со взрослыми и сверстниками; большая роль в речевом развитии детей принадлежит речевому окружению.
Публикация «Условия речевого развития детей» размещена в разделах
Условия речевого развития маленьких детей индивидуальный контакт младенцев с обслуживающим их взрослым;
-постепенно расширяющееся социальное речевое окружение;
-развитие слуха и речевого аппарата (эмоциональная поддержка речевых реакций детей, фон тишины, игры на развитие слухового восприятия и внимания);
- стимулирование активной речи детей за счет сопровождения речью всех действий;
- создание благоприятной обстановки для развития восприятия и накопления представлений детей (объекты природы, дидактическое оборудованное помещение, образовательный игровой материал);
- планомерное руководство развитием наблюдательности детей расширением их кругозора;
- грамотная, правильная речь воспитателя; -использование игры как основного средства развития речи;
-поддержание у детей «радостного интереса к окружающему», чувства «ненарушаемой радости»;
- помнить, что маленький ребенок – это большой человек в будущем, способствовать развитию его задатков.
Требования к речи педагога
-грамотность, соответствие литературным нормам; - культура речи, вежливость, этика; - соотношение синтаксической структуры речи с возрастом детей; - соотношение содержания речи запасу представлений, опыту детей; - точность, ясность, простота речи; - регулирование темпа речи и силы голоса; -эмоциональность, выразительность речи; -не допускаются ярко выраженные недостатки речи.
Наблюдения и экскурсии
Цель их – систематически формировать у детей сознательное представление об окружающем мире, на основе которого образуется слово-понятие Среди методов развития речи на экскурсиях, подчеркивала роль вопросов детей, рассказа-комментария воспитателя.
Серии игровых занятий с дидактической куклой «Оденем куклу на прогулку», «Уложим куклу спать», «День рождение куклы» и т. д. Она отмечала, что в таких играх могут быть отражены многие трудовые процессы (приготовление еды, стирка белья, пошив платья, которые способствуют накоплению опыта ребенка и развитию его речи.
Рассматривание картин Большую роль картины играют в развитии способности к наблюдению, интеллектуальных процессов (мышления, воображения, рассуждения, речи и языка. Она определила серии картин для дошкольников, эстетические и педагогические требования к организации работы с картинами, виды занятий по картинам (номенклатура, описание, сравнение, систематизация картин, подбор картинок к теме, к стихам, рассказам, составление рассказа по картине).
Педагог подчеркивает значение любой деятельности, труда в процессе развития речи детей : «Поменьше упражнений, оперирующих голым словом, и побольше таких, при которых словом пользуются для упорядочения, систематизирования тех многочисленных воспиятий, которые породили личный опыт, наблюдение, труд»
Дидактические игры-занятия с материалами и игрушками - номенклатура (называние предметов, их качеств, действий с ними, их числовых и пространственных отношений); - описание предмета; - сравнение предметов; - составление и отгадывание загадок о предмете; - нахождение игрушки по стихотворению; - составление фраз об игрушках; - составление рассказов по игрушкам, наборам игрушек.
СВЯЗЬ РЕЧИ С ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ ДЕТЕЙ Творческая деятельность ребенка проявляется прежде всего в игре. В первую пору жизни детей труд преобразуется в ту же игру. Игра — первая ступень трудового воспитания.