Алёна Лочехина
Условия развития творческих способностей детей в дошкольной организации
▼ Скачать + Заказать документы
Тамбовское областное государственное автономное
профессиональное образовательное учреждение
«Педагогический колледж г. Тамбова»
статья на тему: "Условия развития творческих способностей детей в дошкольной организации"
Выполнила студентка группы Д-41:
Лочехина Алёна Алексеевна
Научный руководитель:
Самородова А. П., к. п. н.,
Публикация «Условия развития творческих способностей детей в дошкольной организации» размещена в разделах
Одним из действенных средств развития детей признано декоративно-прикладное искусство, являющееся частью народной культуры. В условиях духовного возрождения общества, роста его национального самосознания интерес к народной культуре как корневой системе, питающей современное воспитание подрастающих поколений и способствующий его духовному оздоровлению представляется вполне закономерным. Народное искусство –это уникальный мир духовных ценностей, где воплощена духовная энергия народа, хранящая и развивающая нравственный потенциал этноса.
В соответствии с требованием федерального государственного образовательного стандарта развивающая предметно-пространственная среда должна обеспечивать:
реализацию различных образовательных программ;
в случае организации инклюзивного образования — необходимые для него условия;
учёт национально-культурных, климатических условий, в которых осуществляется образовательная деятельность;
учёт возрастных особенностей детей.
Развивающая предметно-пространственная среда должна быть содержательно-насыщенной, трансформируемой, полифункциональной, вариативной, доступной и безопасной.
Насыщенность среды должна соответствовать возрастным возможностям детей и содержанию Программы.
Образовательное пространство должно быть оснащено средствами обучения и воспитания (в том числе техническими, соответствующими материалами, в том числе расходным игровым, спортивным, оздоровительным оборудованием, инвентарём (в соответствии со спецификой Программы).
Организация образовательного пространства и разнообразие материалов, оборудования и инвентаря (в здании и на участке) должны обеспечивать:
игровую, познавательную, исследовательскую и творческую активность всех воспитанников, экспериментирование с доступными детям материалами (в том числе с песком и водой);
двигательную активность, в том числе развитие крупной и мелкой моторики, участие в подвижных играх и соревнованиях;
эмоциональное благополучие детей во взаимодействии с предметно- пространственным окружением; возможность самовыражения детей.
Трансформируемость пространства предполагает возможность изменений предметно-пространственной среды в зависимости от образовательной ситуации, в том числе от меняющихся интересов и возможностей детей;
Полифункциональность материалов предполагает:
возможность разнообразного использования различных составляющих предметной среды, например, детской мебели, матов, мягких модулей, ширм и т. д. ; Наличие в организации или группе полифункциональных (не обладающих жёстко закреплённым способом употребления) предметов, в том числе природных материалов, пригодных для использования в разных видах детской активности (в том числе в качестве предметов-заместителей в детской игре).
Вариативность среды предполагает:
наличие в Организации или Группе различных пространств (для игры, конструирования, уединения и пр., а также разнообразных материалов, игр, игрушек и оборудования, обеспечивающих свободный выбор детей;
периодическую сменяемость игрового материала, появление новых предметов, стимулирующих игровую, двигательную, познавательную и исследовательскую активность детей.
Доступность среды предполагает:
доступность для воспитанников, в том числе детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов, всех помещений, где осуществляется образовательная деятельность;
свободный доступ детей, в том числе детей с ограниченными возможностями здоровья, к играм, игрушкам, материалам, пособиям, обеспечивающим все основные виды детской активности; исправность и сохранность материалов и оборудования.
Безопасность предметно-пространственной среды предполагает соответствие всех её элементов требованиям по обеспечению надёжности и безопасности их использования.
Организация самостоятельно определяет средства обучения, в том числе технические, соответствующие материалы (в том числе расходные, игровое, спортивное, оздоровительное оборудование, инвентарь, необходимые для реализации Программы.
Тематические зоны в группе — обязательное условие для гармоничного всестороннего развития дошкольников. Богатство их содержания вместе с подходящим оформлением позволят малышам получать большой опыт во время пребывания в детском саду. Одним из любимых занятий дошкольников является рисование. Яркий же и насыщенный материалами центра творчества ещё больше заинтересует ребят творческой деятельностью.
Большинство дошкольников обожают рисовать. Им очень нравятся занятия по изобразительной деятельности в детском саду, и поэтому в свободное время ребята с удовольствием повторяют свои рисунки и поделки. Многим же нравится раскрашивать готовые картинки, например, на определённую тематику (девочкам — сказочных принцесс, а мальчикам — автомобили, самолёты и пр.). Кому-то интересно рассматривать альбомы с репродукциями произведений живописи и изящные изделия народного промысла (матрёшки, деревянные ложки, блюда, подносы).
Многие ребята в детском саду в свободное время с удовольствием раскрашивают картинки
Все указанные виды деятельности способствуют творческому развитию дошкольников, а найти себе подходящее занятие ребёнок сможет в центре развития творческих способностей, который специально для этой цели оборудует воспитатель. Ребята получают возможность раскрыть свой потенциал и обогатить представления о красоте окружающего мира.
В студии развития творчества осуществляется воспитательная деятельность с воспитанниками дошкольного возраста.
Оснащение студии развития творчества включает в себя : методические пособия, оборудование, технические средства обучения.
Занятия должны служить:
активизации мыслительной деятельности воспитанников;
формированию знаний, их практическому применению;
развитию у воспитанников способностей к самоконтролю, самооценке, самоанализу;
развитию художественно-эстетического восприятия образов и предметов;
созданию условий для свободного экспериментирования с художественными материалами и инструментами;
развитию художественно-творческих способностей детей.
Основные требования к студии развития творчества :
Наличие в кабинете нормативных документов.
Соответствие методического комплекса и комплекса средств обучения требованиям стандарта образования и образовательным программам.
Обеспеченность дидактическими материалами.
Соблюдение эстетических требований к оформлению студии развития творчества.
Соблюдение правил технике безопасности.
В студии развития творчества – помещение, предназначенное для специальных занятий с необходимым для этого оборудованием.
Виды деятельности:
Основными направлениями деятельности воспитателя в ДОУ является:
занятия по изобразительной деятельности;
дополнительное образования по изобразительной деятельности;
экспериментирование с художественными материалами;
наблюдения.
Студия развития творчества также должна содержать наглядные пособия.
Наборы муляжей: «грибы», «овощи», «фрукты»
Изделия народных промыслов: хохлома, дымковская игрушка, гжель, богородская резьба по дереву, матрешка, берестяные куклы, глиняный кувшин, кожлянская игрушка, образцы современной керамики, народные рушники с вышивкой и кружевоплетением.
Репродукции картин на тему: пейзажи, времена года, дикие животные и птицы, домашние животные и птицы, и др.
Рядом со студией развития творчества организована постоянная выставка детских работ, которая периодично обновляется. Работы на выставку отбираются воспитателем совместно с детьми. Она эстетически оформлена и неизменно привлекает интерес детей, родителей, сотрудников, способствует формированию у детей эстетического отношения к окружающему, к занятиям рисованием, формирует интерес к художественному творчеству.
Центр развития творчества также оформляется и для родителей в раздевалке в виде красивого стенда. Ведь мамам и папам очень интересно увидеть рисунки и поделки, которые их дети создали своими руками. Это даёт взрослым возможность соприкоснуться с образовательным процессом в ДОУ.