Варякина Мария
Урок внеклассного чтения в 7 классе «Можно ли оправдать предательство?» по рассказу Ю. Нагибина «Эхо»
▼ Скачать + Заказать документы
Урок внеклассного чтения в 7 классе.
Можно ли оправдать предательство?
(по рассказу Ю. Нагибина «Эхо»)
Цель: ознакомить учащихся с содержанием рассказа и его нравственной проблематикой; формировать умение формулировать собственное отношение к событиям и героям.
Оборудование: Портрет Ю. Нагибина, текст рассказа, карточки с таблицами.
Тип урока : урок усвоения новых знаний, формирования навыков работы с текстом, практикум.
Ход УРОКА:
• Организационный этап.
Публикация «Урок внеклассного чтения в 7 классе „Можно ли оправдать предательство?“ по рассказу Ю, Нагибина „Эхо“» размещена в разделах
- Внеурочная деятельность. Внеурочные занятия в школе
- Классные часы и внеклассные мероприятия в 5-9 классах
- Литературное чтение
- Средняя школа, 7 класс
- Средняя школа. 5-9 классы
- Темочки
- Что такое дружба? Кого мы можем назвать другом?
- Какой антоним мы можем подобрать к слову «дружба»?
- Как возникает предательство?
- Можно оправдать предателя? А простить?
II. Работа над темой урока.
- Тема нашего сегодняшнего урока звучит так : «Можно ли оправдать предательство?»
Для ответа на этот вопрос мы обратимся к рассказу Юрия Нагибина «Эхо». Попробуем ответить на некоторые вопросы:
- По какой причине происходят предательства?
- Можно ли его оправдать? Или даже простить?
1) Рассматривание портрета писателя Ю. Нагибина.
2) Знакомство с фактами биографии. Нагибин Юрий Маркович (1920 - 1994,
прозаик, журналист.
Родился 3 апреля в Москве, у Чистых прудов, в семье служащего.
В 8 лет, после развода родителей, остался с матерью, которой "обязан основополагающими качествами своей человеческой и творческой личности". В литературном обучении обязан своему отчиму, писателю.
Нагибин не сразу нашел себя, свое призвание. В юности увлекался футболом, ему даже предсказывали большое будущее на этом поприще. Отчим посоветовал ему писать рассказы, обратив внимание на его талант передавать свои впечатления об увиденном и услышанном легко и с юмором. Однажды будущий писатель сделал попытку написать рассказ, который оказался неудачным, но сам процесс писания захватил юношу.
В 1943 выпустил сборник прозаических произведений "Человек с фронта". Приняли в Союз писателей. Корреспондентские впечатления вошли в рассказы, составившие сборники "Большое сердце", "Две силы".
Много сил Нагибин отдает кино, написав сценарии таких известных фильмов, как "Председатель", "Директор", "Красная палатка", "Чайковский", "Ночной гость" и др. Работая и для телевидения, сделал ряд передач о жизни и творчестве Лермонтова, Аксакова, И. Анненскою, А. Голубкиной.
Работал Нагибин до конца дней своих. Уже после его смерти вышла автобиографическая проза писателя - "Тьма в конце туннеля"; "Моя золотая теща". Умер в Москве 17 апреля 1994.
• Проблемно-поисковая работа над содержанием рассказа «Эхо»
- Чтобы лучше понять характеры героев, выяснить причины их поведения обратимся к тексту рассказа и поработаем в группах и заполним таблицы примерами из текста.
Работа в группах.
1-я группа заполняет таблицу
«Героиня рассказа – Витька»
п/п Критерии характеристики Примеры из текста, собственная точка зрения
1 Внешность героини «худая, ребрастая, с тонкими руками и ногами. Длинные мокрые волосы облепили лицо, вода сверкала на ее бледном, почти не тронутом загаром теле, с пупырчатой проголубью от холода»
2 Увлечения Эхо; «Терпеть не могу, когда убивают»
3 Отношение к окружающим Ценит интересных людей, не любит грубиянов и трусов
4 Отношение к ней окружающих Считают странной, некрасивой
2- я группа заполняет таблицу «Витькина коллекция»
п/п Расположение места, где «обитало» эхо Глаголы, которыми автор описывает звукоподражания эхо
1 Вершина горы чувствовался жутковатый характер: шептун был злобно-вкрадчивым тихоней;
2 Ущелье прошелестев ядовито-вкрадчиво слова прощания, и хохотнула морская даль,
3
4
Подведение итогов работы групп.
- Что можно сказать о характере героини?
- Какие черты добавляются к описанию характера после знакомства с её «коллекцией»?
- Какие глаголы использует автор в описании «голосов» эха?
- Какие художественные средства использует? Для чего это нужно?
IV. Фронтальная беседа по композиции рассказа.
Заполнение таблицы.
Примеры из текста
Вступление Воспоминания автора
Завязка Знакомство с Витькой и её «коллекцией»
Кульминация Предательство главного героя по отношению к Витьке
Развязка Осознание героем своей вины перед Витькой. Слова мамы «Все очень просто: горы отзываются только чистым и честным…»
Концовка Герой пытается помириться с Витькой
V. Работа с текстом на основе материалов таблицы.
- Как ведёт себя герой, когда Витька просит его о помощи?
- Почему так поступает?
- Что ему мешает протянуть руку помощи?
- Как вы охарактеризуете его поступок?
- Можно его оправдать?
- А как бы вы поступили на его месте?
• Подведение итогов урока.
Рефлексия.
- Как вы думаете, можно ли оправдать поступок главного героя? Кто он в данной ситуации? Трус или предатель?
- Какое впечатление оставил этот рассказ?
- Как бы вы поступили на месте героя?
VII. Домашнее задание.
• Дать развёрнутый ответ на вопрос «На месте главного героя я бы поступил ….» продолжите свой ответ.
• Написать сочинение – миниатюру «Рассказ назван «Эхо», потому что…»
Приложение 1.
Юрий Нагибин.