Мовина Оксана
Урок литературного чтения в 3 классе «Обобщение по разделу «Страницы русской классики»
▼ Скачать + Заказать документы
Урок литературного чтения в 3 «Б» классе (УМК Школа России)
Тема Обобщение по разделу. Страницы русской классики
Педагогическая цель создать условия для обобщения знаний о лирических произведениях в поэтической и стихотворной форме; обучения определению настроения лирического текста; нахождению необходимых средств выразительности, работе в группе, паре
Тип урока систематизация знаний
Публикация «Урок литературного чтения в 3 классе „Обобщение по разделу „Страницы русской классики“» размещена в разделах
- Литературное чтение
- Начальная школа. 1-4 классы
- Начальная школа. 3 класс
- Школа. Материалы для школьных педагогов
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» октябрь 2017
Планируемые результаты (предметные) научатся употреблять пословицы и поговорки в учебных диалогах
и высказываниях на заданную тему; пользоваться элементарными приемами анализа текста по вопросам учителя (учебника, находить в произведениях средства художественной выразительности
Личностные результаты проверяют себя и самостоятельно оценивают свои достижения
на основе диагностической работы, представленной в учебнике
Универсальные учебные действия (метапредметные) познавательные: знают особенности лирического текста; создают монологические высказывания на тему;
регулятивные: оценивают свои достижения и результаты сверстников
в группе (паре) по выработанным критериям и выбранным формам оценивания; осознают смысл и назначение позитивных установок на успешную работу;
коммуникативные: умеют работать в паре (распределять обязанности; выслушивать товарища по группе, отстаивать свое мнение); проявлять терпимость к альтернативному мнению, не допускать агрессивного поведения, предлагать компромиссы, способы примирения в случае несогласия
с точкой зрения оппонента
Методы и формы работы Словесный, наглядный, практический; индивидуальная, фронтальная.
Образовательные ресурсы Мультимедийная презентация, учебник ; портреты поэтов XIX века: А. Фета, И. Никитина, И. Сурикова, Ф. Тютчева, К. Чуковского;
Этап урока
Виды работы Содержание взаимодействия с учащимися Деятельность учителя Деятельность учащихся
I. Организация начала урока.
Цель: содействовать установлению нормального рабочего настроя у школьников и готовности к сотрудничеству
Фронтальный, Индивидуальный
Слово учителя
1. Приветствие.
2. Эмоциональный настрой.
-Здравствуйте, ребята. Меня зовут Оксана Витальевна, сегодня урок литературного чтения проведу у вас я.
Начинается урок.
Он пойдет ребятам впрок.
Постарайтесь все понять,
Учитесь тайны открывать,
Ответы полные давайте
И на уроке не зевайте.
Проверяет готовность класса к уроку, обеспечивает быстрое включение учащихся в деловой ритм.
Приветствуют учителя, организуют рабочее место, включаются в деловой ритм урока.
Фронтальный Индивидуальный
Словесный
3. Проверка готовности к уроку.
- Проверим готовность к уроку, на столах у вас должен лежать, учебник литературного чтения.
II. Речевая разминка
Цель: совершенствование четкости произношения, развитие дикции, правильного дыхания; формирование выразительности речи
IIIАктуализация опорных знаний.
Цель:
выявить пробелы в знаниях и способах деятельности учащихся и определить причины их возникновения
Фронтальный
Индивидуальный
Словесный
1. Речевая разминка на отчётливость произношения звуков
Фронтальный
Индивидуальный
Словесный
-Ребята сейчас мы с вами проведем, речевую разминку.
-Обратите внимание на слайд.
-Читаем все вместе.
– Произносите скороговорку четко, выделяя голосом ударные слоги:
Гроздья рябины на солнце горят,
Рябит от рябины в глазах у ребят.
-Читаем с веселой интонацией.
-Читаем с ускорение.
-Молодцы ребята.
-Теперь мы можем начать нашу работу.
– Перед вами выставка портретов известных людей. Назовите их и исключите «лишний»
портрет. (И. Суриков, Ф. Тютчев – это поэты XIX века, «лишний» – портрет детского писателя К. Чуковского. Это произведения поэтов XIX века, чьи портреты мы видим)
– Какое название вы дали бы уроку? (Обобщение по разделу) Организует внимание учащихся. Проводит речевую разминку.
Организует беседу, выявляющую уровень знаний по теме.
Создает проблемную ситуацию на основе исключения по общему признаку
Принимают
и сохраняют учебную задачу. Формулируют ответы на вопросы учителя. Владеют навыками выразительного чтения стихотворения
IV. Постановка цели урока Цель : определить содержательные рамки урока, сообщить тему и цели урока. Фронтальная. Словесный. Слово учителя
1. Беседа. – Сегодня мы подведем итоги: вспомним, чему научились, что узнали нового для себя, важного для жизни; будем учиться выразительно читать стихи, правильно формулировать свои ответы, работать в коллективе.
- В процессе урока вам предстоит работать совместно друг с другом, принимать общие решения. Я вас разделю на три группы. От окна будет 1группа, 2группа и 3группа. За правильные ответы будут присуждаться поощрительные жетоны.
-В чьей команде больше жетонов, та команда выиграла.
-А у кого 4 и более жетонов, получит оценку 5.
-В дружной работе – залог успеха.
-Вы – команда, значит, работать должны все!
Умейте выслушать товарища. Дает анализ и оценку успешности достижения цели. Обеспечивает усвоение принципов саморегуляции и сотрудничества
Получают информацию о реальных результатах учения. Соотносят цель и результаты учебной деятельности
V. Работа
по теме.
создать содержательное и организационные условия учащимися методики воспроизведения изучаемого материала.
VI.Закрепление изученного.
Цель: закрепление знаний и способов действий, контроль и самопроверка знаний
VI. Рефлексия.
Цель: рефлексия и самооценка учащимися собственной учебной деятельности 1. Беседа
2. Ритмичное чтение отрывков
Индивидуальный
Словесный
3. Работа с МП
4. Игра «Подбери рифму».
5. Физминутка
6. Словесные зарисовки.
7. Работа с учебником
1. Творческая мастерская
-Ребята, а кто может сказать, что такое стихотворение?
(Стихотворение-небольшое художественное произведение, написанное ритмически организованными, обычно рифмованными, строками.)
-Обратите внимание на слайд, перед вами отрывки стихотворений
прочтите их, подчеркивая его ритм; определить автора, его настроение, название произведения.
Сорвите, умчите, Весело текли вы,
Мы ждать не хотим, Детские года!
Летите, летите! Вас не омрачали
Мы с вами летим. Горе и беда.
(Ф. Тютчев «Листья».) (И. Суриков «Детство».)
Робко месяц смотрит в очи, Нам не стать привыкать,
Изумлён, что день не минул, Пусть мороз твой трещит:
Но широко в область ночи Наша русская кровь
День объятия раскинул. На морозе горит!
(А. Фет «Зреет рожь.».) (И. Никитин «Встреча зимы».)
Обеспечивает мотивацию и принятие учащимися цели, учебно-познавательной деятельности
Читают текст в соответствии с заданием.
Обеспечивает восприятие, осмысление и запоминание знаний и способов действий, связей и отношений в объекте изучения; обеспечивает правильность и осознанность усвоения нового учебного материала; корректирует неправильные ответы
Демонстрация учителем упражнений.
Принимают совместное решение в выборе стихотворения, составляют словесную картину.
Предлагает поработать в парах с целью отработки выразительного чтения с заданной установкой.
Ведет беседу по пройденному материалу.
Осуществляет самоанализ учебной деятельности
Формулируют и аргументируют мнения.
Выразительно читают, понимают на слух ответы обучающихся. Слушают собеседника. Аргументируют свою точку
Демонстрируют готовность к активной учебной познавательной деятельности на основе опорных знаний
Повторяют упражнения за учителем.
Осознают, принимают и сохраняют учебные задачи
Умеют слушать в соответствии с целевой установкой. Принимают и сохраняют учебную цель и задачу.
Дополняют, уточняют высказанные мнения.
Слушают, установку учителя.
Владеют навыками самоанализа
-Ребята, а что такое рифма?
– Дайте определение рифмы своими словами.
(Рифма – это созвучные слова в конце строк. Соединяют слова в рифмующиеся пары).
-Сейчас мы с вами поиграем в интересную игру, она называется
«Подбери рифму»
Обратите внимание на слайд.
– Работая в паре, подберите рифму к словам:
шарик – дом барабан – крючок
стрелка – окошко ракушка – мишка
сачок – оса морковка – тарелка
лиса – стакан кошка – фонарик-Молодцы ребята, вы отлично справились с заданием.
Выполнение упражнений. (показ учителем)
-. Чтоб сидеть нам было легче,
Чтоб писать, читать, считать
И совсем не уставать.
(Рывки руками перед грудью.)
Голова устала тоже.
Так давайте ей поможем!
Вправо-влево, раз и два.
Отдохнули, продолжаем нашу работу
– Я для вас придумала интересное задание. Каждая группа выбирает автора и находит в его стихотворении словесное описание картины природы, быта
Нужно одному человеку из группы описать это стихотворение, которое они выбрали. Зачитывает отрывок, составляет описание в прозе. Молодцы, очень ярко и выразительно описываете произведения.
-Откройте учебник на странице 80-ой задание №10
-Какое чтение тебе понравилось больше?
-Откройте учебники литературного чтения.
– Найти и прочесть скучно и однообразно отрывок из произведения
Ф. Тютчева «Листья».
-Кто нашел это произведение и готов прочитать?
– Найти. в учебнике и прочесть восторженно, радостно отрывок из произведения И. Никитина «Встреча зимы»
-Кто нашел это произведение и готов прочитать?
– Найти в учебнике и прочесть грустно, печально отрывок из произведения И. Сурикова «Детство».
– Опишите, какие чувства возникают при чтении таких разных стихотворений.
– Можно сделать вывод, что лирические стихи отражают не события, а душевные переживания поэта, его настроение.
-Ребята, вы очень долго и усердно работали, по «Разделу страницы русской классики»
-Назовите поэтов с которыми вы знакомились?
-Какое произведение вам больше запомнилось и понравилось? Расскажите наизусть. (учащиеся читаю произведения)
-Чему мы учились на уроке?
- Вам было интересно работать этим разделом?
-И так, подводим итоги какая же группа больше набрала жетонов?
- У кого больше всех жетонов?
- У вас на столах кружочки из самоклеящейся бумаги, кому было все понятно приклейте на лист, который расположен на доске.
-Кому было не понятно возьмите карандаш красного цвета и нарисуйте кружок
- Молодцы ребята, сегодня на уроке вы поработали очень хорошо, на этом наш урок окончен, до свидания