МААМ-картинки

Конспект урока литературного чтения в 4 классе по рассказу М. М. Пришвина «Выскочка»

Мадина Умарова
Конспект урока литературного чтения в 4 классе по рассказу М. М. Пришвина «Выскочка»
▼ Скачать + Заказать документы

Тема урока : М. М. Пришвин «Выскочка».

Цели урока : формирование читательской компетентности при ознакомлении обучающихся с произведением Пришвина “ Выскочка”.

Задачи:

- способствовать пониманию идеи произведения; формировать у обучающихся личное отношение к прочитанному;

- развивать умение анализировать текст, выделять главное, обобщать, систематизировать, делать выводы; формировать умение осмысливать имеющуюся информацию и применять ее в различных ситуациях.

Темочки:

- создать условия для развития способностей оценивать окружающий мир, свои поступки и поступки людей.

Ход урока:

I. Мотивционно- организационный момент.

СЛАЙД 1

Упражнение «Птица, расправляющая крылья»

- Представьте, что вы – птица, крылья которой крепко сжаты. Соедините лопатки, напрягите спину так сильно, как только можете. Вы ощущаете напряжение. А теперь медленно, не торопясь, освобождайте свои мышцы. Ваши крылья расправляются. Становятся сильными и легкими, невесомыми. Вы ощущаете расслабление.

СЛАЙД 2

-Речевая разминка.

Три Сороки-Тараторки

Тараторили на горке.

- Прочитайте скороговорку все вместе.

Прочитайте: 1 ряд- птичьим базаром

2 ряд- с вопросительной интонацией

3 ряд- с утвердительной интонацией

- Молодцы, ребята!

II. Актуализация знаний.

СЛАЙД 3

Проверка домашнего задания:

- На прошлом уроке мы с вами познакомились с очерком М. Пришвина «Моя Родина». Я просила вас подготовить иллюстрации к очерку. Показать рисунком, что для каждого из вас значит «Родина». Мы видим на доске, великолепные работы. Все они различны по своему содержанию, написанию. Но в них есть одно общее, они говорят о вашей любви к Родине. Насколько она для вас красива. И какое огромное значение вы придаете Родине.

-Молодцы, ребята! Вы меня впечатлили!

Сегодня на уроке мы продолжим знакомиться с творчеством замечательного писателя Михаила Михайловича Пришвина. СЛАЙД 4 И начать я бы хотела с таких слов:

М. М. Пришвин писал : «Я ведь, друзья мои, пишу о природе,

сам же только о людях и думаю»(читает ученик).

Как вы думаете, почему он так говорил? (Высказывания детей)

К этому высказыванию мы еще вернемся в конце урока.

- У вас у всех разные мнения. И я думаю, разобраться в этих словах нам поможет сам писатель, а именно его рассказ. А вот какой это рассказ, вы разгадаете сами.

III. Работа с текстом до чтения. Прием «Дешифратор» (У вас на партах лежат листочки с цифрами название текста записано в виде набора цифр, каждая из которых обозначает номер буквы в алфавите). Дети разгадывают название.

Произведение М. М. Пришвина,с которым мы сегодня будем знакомиться называется «Выскочка». Прием “Предположение”.Предположите, о чем будет идти речь? (Ответы детей (фиксируем на доске)

- Кого называют в народе выскочкой? (Ответы детей)

Выскочка - это тот, кто постоянно выкрикивает ответы на вопросы, не дожидаясь своей очереди, привлекает к себе внимание.

Найдите объяснение этому слову в толковом словаре:

(В словаре зачитывает ребенок)

СЛАЙД 5

Выскочка – это человек, который выдвинулся (отличился, стал заметным, известным) слишком быстро или занял видное общественное положение не по заслугам.

-Ребята, как вы понимаете слова «занял видное положение не по заслугам»? (Ответы детей)

-Как вам кажется, достигать цель обманным путем, это справедливо?

- Как вы считаете быть «выскочкой» правильно?

-Как вы думаете, ребята, о чем мы будем говорить сегодня на уроке? Какова наша тема? (Ответы детей)

СЛАЙД 6

- Наша сегодняшняя тема «Умей оценивать свои и чужие поступки». А раскрыть эту тему мы попытаемся на примере рассказа М. М. Пришвина «Выскочка».

Я нашла к этому произведению вот такую иллюстрацию. (Иллюстрации на доске)

Прием “Предположение”. Предположите по иллюстрации, о ком будет идти речь?

IV. Работа с текстом во время чтения.

Читаем вслух, по ходу чтения работаем с текстом, над непонятными словами ставим?

с. 92 после первого абзаца. Проследите, как менялась кличка собаки? Почему?

с. 92 второй абзац прием «Чтение с пометкой» Тема абзаца?

с. 92 второй абзац, второе предложение (. и опустила его вниз поленом.)

прием «Вопрос автору» (Для чего она это делала)

с. 92 после третьего абзаца. (… на кости есть много охотников.)

приём “Дерево предсказаний” (групповая работа по 4 человека)

Подумайте и дайте ответы на вопросы. (задавать по одному вопросу, после ответов групп переходить к следующему вопросу)

1. Что будет дальше?

2. Как могут развиваться события?

3. Чем закончится текст?

с. 93 второй абзац прием «Чтение с пометкой» Главная мысль?

с. 93 … а я как мне хочется) прием «Вопрос автору» (Зачем она так поступает)

с. 93 … наступали шесть умных сорок.) прием «Антиципация» (Кому достанется все-таки кость)

с. 94 второй абзац (. только бы еще одно мгновеньшко.)

приём “Дерево предсказаний” (Что произойдет дальше) (групповая работа по 4 человека)

V. Релаксация «Птицы».

VI. Работа с текстом после чтения.

Какие слова непонятны?

СЛАЙД 7

1. Лексическая работа:

Бдительность – постоянное настороженное внимание.

Улучила – нашла подходящее время.

Поскакала дуром – не по порядку, как попало, не думая.

С заскоком и с пыльцой в голове – не умная, глуповатая.

Полено – кусок распиленного бревна для растопки

сородичи – родственники.

выводок – птенцы живущие с матерью;

срам – стыд, позор;

2. Оправдались ли ваши предположения, которые вы высказывали в начале работы с текстом?

В каком абзаце вы найдете описание Вьюшки? (с. 92)

- Какой знакомый литературный приём вы увидели в описании (Сравнение)

с. 93 Найдите эпизод, где автор использует крылатое выражение “В семье не без урода”. Что оно обозначает?

с. 93 третий абзац подчеркните слова “повели правильное наступление”. Это метафора – скрытое сравнение. С кем сравнивает автор шесть сорок? (шесть сорок, наступающих на Вьюшку, сравнивает автор с противником.) Метафора используется для создания ярких образов.

- Где в рассказе самый напряжённый момент (кульминация?

с. 94 (со слов. Только бы ещё одно мгновение.).

- Сравните выскочку в момент схватки и в конце рассказа. (самоуверенная, хитрая, с напором- шарик пестрый с головкой).

- Какое чувство испытывала Выскочка в конце рассказа : гордости или стыда?

Почему? (над ней посмеялись даже сороки). Докажите это словами текста.

- Какое чувство вызывает бесхвостая сорока? (сострадание)

- Что такое сострадание?

Сострадание – это жалость, сочувствие к кому-нибудь.

- Как вы думаете, кому показывает сострадание автор? Почему?

(Да, действительно, автору немного жаль сороку, потому что она осталась без хвоста. Сорока поплатилась хвостом за свою глупость).

- Почему эта история закончилась именно так?

- Можно ли сравнить поведение птицы с поведением человека?

- Как относятся к выскочкам в обществе?

Какой вывод делает М. М. Пришвин? О чем предупреждает? (М. М. Пришвин обращает наше внимание на то, что если вести себя как выскочка, то можно пострадать).

СЛАЙД 8

3. Работа с пословицами. Какие пословицы подходят к рассказу?

Поспешишь – людей насмешишь.

Что одному с трудом даётся, то коллективом легко берётся.

Нет собаки – заведи друга.

Без хозяина и дом сирота.

Богатством ума не купишь.

VII. Итог урока. Вернемся к словам, которые говорил М. М. Пришвин.

«Я ведь, друзья мои, пишу о природе,

сам же только о людях и думаю» (запись на доске)

Прокомментируйте его слова еще раз, опираясь на текст.

VIII. Рефлексия.

«Дерево ожиданий»

СЛАЙД 9

IX. Домашнее задание. Прием «Необычная обычность». Подготовить пересказ текста от лица Вьюшки или Выскочки. (иллюстрации на доске)

(каждый ребенок выбирает себе картинку того героя, от лица которого решил подготовить пересказ)

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

Конспект урока чтения «А. Л. Барто «В школу» во втором классе Конспект урока чтения (А. Л. Барто: В школу, проведенного во 2 классе Будаевой Екатериной Олеговной Тема: А. Л. Барто. Стихотворение «В.

Конспект урока чтения в 3 классе «Чтение рассказа М. Пляцковского «Какая бывает зима» по ролям» Конспект урока чтения в 3 классе Составила: Захарова Наталья Петровна Тема урока: М. Пляцковский «Какая бывает зима» Учебник: В. В.

Конспект урока чтения в 3 классе коррекционной школы по рассказу А. Баркова «Внезапное открытие» Тема: «Внезапное открытие». По А. Баркову. Цель: знакомство с новым произведением. Задачи: 1. Образовательные: формирование навыка осознанного,.

Конспект урока литературного чтения в 1 классе школы V вида. М. Пляцковский «Помощник» Цель: познакомить с произведением М. Пляцковского «Помощник». Задачи: - развивать умения анализировать произведение, делить его на части;.

Урок литературного чтения в 3 классе «Обобщение по разделу «Страницы русской классики» Урок литературного чтения в 3 «Б» классе (УМК Школа России) Тема Обобщение по разделу. Страницы русской классики Педагогическая цель создать.

Урок литературного чтения 2 класс система Эльконина — Давыдова «Необычные слова» [Тема урока: Необычные слова. С. Черный Воробей. Цели урока: учащиеся научатся находить в тексте необычные слова и получат возможность наблюдать.

Урок литературного чтения в 4 классе по ФГОС «С. Есенин «Лебёдушка» Дата 14марта 2016г. Урок литературного чтения в 4классе Учитель Субарь В. Ф. Тема: Сергей Есенин «Лебёдушка» Цель урока: раскрыть в детях.

Урок литературного чтения «П. П. Ершов «Конек-Горбунок»» Цель: Знакомство с произведением Ершова П. П. «Конек-Горбунок» Задачи: 1. Образовательные: • познакомить с особым жанром произведения Ершова.

Урок литературного чтения в 4-ом классе по теме «В мире художественного слова И. А. Бунина. Густой зелёный ельник у дороги…»Урок литературного чтения в 4-ом классе по теме «В мире художественного слова И. А. Бунина. Густой зелёный ельник у дороги…» Урок литературного чтения в 4-ом классе по теме «В мире художественного слова И. А. Бунина. Густой зелёный ельник у дороги…» Цели урока:.

Урок литературного чтения во 2 классе «Народные заклички, приговорки, потешки, перевёртыши» Дата: 17.10 2017. Предмет: Литературное чтение Тип урока: открытие новых знаний. Учитель: Шабалина Татьяна Николаевна МАОУ «СОШ №14» Класс:.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект урока литературного чтения в 4 классе по рассказу М. М. Пришвина «Выскочка»
Опубликовано: 19 декабря 2017 в 22:33
+2Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Конспект урока литературного чтения в 4 классе по рассказу М. М. Пришвина «Выскочка»» (включая файлы) размещена пользователем Мадина Умарова (УИ 1336063) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД