Мадина Умарова
Конспект урока литературного чтения в 4 классе по рассказу М. М. Пришвина «Выскочка»
▼ Скачать + Заказать документы
Тема урока : М. М. Пришвин «Выскочка».
Цели урока : формирование читательской компетентности при ознакомлении обучающихся с произведением Пришвина “ Выскочка”.
Задачи:
- способствовать пониманию идеи произведения; формировать у обучающихся личное отношение к прочитанному;
- развивать умение анализировать текст, выделять главное, обобщать, систематизировать, делать выводы; формировать умение осмысливать имеющуюся информацию и применять ее в различных ситуациях.
Темочки:
- Литературное чтение
- Начальная школа. 1-4 классы
- Начальная школа. 4 класс
- Пришвин М. М.
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» декабрь 2017
- создать условия для развития способностей оценивать окружающий мир, свои поступки и поступки людей.
Ход урока:
I. Мотивционно- организационный момент.
СЛАЙД 1
Упражнение «Птица, расправляющая крылья»
- Представьте, что вы – птица, крылья которой крепко сжаты. Соедините лопатки, напрягите спину так сильно, как только можете. Вы ощущаете напряжение. А теперь медленно, не торопясь, освобождайте свои мышцы. Ваши крылья расправляются. Становятся сильными и легкими, невесомыми. Вы ощущаете расслабление.
СЛАЙД 2
-Речевая разминка.
Три Сороки-Тараторки
Тараторили на горке.
- Прочитайте скороговорку все вместе.
Прочитайте: 1 ряд- птичьим базаром
2 ряд- с вопросительной интонацией
3 ряд- с утвердительной интонацией
- Молодцы, ребята!
II. Актуализация знаний.
СЛАЙД 3
Проверка домашнего задания:
- На прошлом уроке мы с вами познакомились с очерком М. Пришвина «Моя Родина». Я просила вас подготовить иллюстрации к очерку. Показать рисунком, что для каждого из вас значит «Родина». Мы видим на доске, великолепные работы. Все они различны по своему содержанию, написанию. Но в них есть одно общее, они говорят о вашей любви к Родине. Насколько она для вас красива. И какое огромное значение вы придаете Родине.
-Молодцы, ребята! Вы меня впечатлили!
Сегодня на уроке мы продолжим знакомиться с творчеством замечательного писателя Михаила Михайловича Пришвина. СЛАЙД 4 И начать я бы хотела с таких слов:
М. М. Пришвин писал : «Я ведь, друзья мои, пишу о природе,
сам же только о людях и думаю»(читает ученик).
Как вы думаете, почему он так говорил? (Высказывания детей)
К этому высказыванию мы еще вернемся в конце урока.
- У вас у всех разные мнения. И я думаю, разобраться в этих словах нам поможет сам писатель, а именно его рассказ. А вот какой это рассказ, вы разгадаете сами.
III. Работа с текстом до чтения. Прием «Дешифратор» (У вас на партах лежат листочки с цифрами название текста записано в виде набора цифр, каждая из которых обозначает номер буквы в алфавите). Дети разгадывают название.
Произведение М. М. Пришвина,с которым мы сегодня будем знакомиться называется «Выскочка». Прием “Предположение”.Предположите, о чем будет идти речь? (Ответы детей (фиксируем на доске)
- Кого называют в народе выскочкой? (Ответы детей)
Выскочка - это тот, кто постоянно выкрикивает ответы на вопросы, не дожидаясь своей очереди, привлекает к себе внимание.
Найдите объяснение этому слову в толковом словаре:
(В словаре зачитывает ребенок)
СЛАЙД 5
Выскочка – это человек, который выдвинулся (отличился, стал заметным, известным) слишком быстро или занял видное общественное положение не по заслугам.
-Ребята, как вы понимаете слова «занял видное положение не по заслугам»? (Ответы детей)
-Как вам кажется, достигать цель обманным путем, это справедливо?
- Как вы считаете быть «выскочкой» правильно?
-Как вы думаете, ребята, о чем мы будем говорить сегодня на уроке? Какова наша тема? (Ответы детей)
СЛАЙД 6
- Наша сегодняшняя тема «Умей оценивать свои и чужие поступки». А раскрыть эту тему мы попытаемся на примере рассказа М. М. Пришвина «Выскочка».
Я нашла к этому произведению вот такую иллюстрацию. (Иллюстрации на доске)
Прием “Предположение”. Предположите по иллюстрации, о ком будет идти речь?
IV. Работа с текстом во время чтения.
Читаем вслух, по ходу чтения работаем с текстом, над непонятными словами ставим?
с. 92 после первого абзаца. Проследите, как менялась кличка собаки? Почему?
с. 92 второй абзац прием «Чтение с пометкой» Тема абзаца?
с. 92 второй абзац, второе предложение (. и опустила его вниз поленом.)
прием «Вопрос автору» (Для чего она это делала)
с. 92 после третьего абзаца. (… на кости есть много охотников.)
приём “Дерево предсказаний” (групповая работа по 4 человека)
Подумайте и дайте ответы на вопросы. (задавать по одному вопросу, после ответов групп переходить к следующему вопросу)
1. Что будет дальше?
2. Как могут развиваться события?
3. Чем закончится текст?
с. 93 второй абзац прием «Чтение с пометкой» Главная мысль?
с. 93 … а я как мне хочется) прием «Вопрос автору» (Зачем она так поступает)
с. 93 … наступали шесть умных сорок.) прием «Антиципация» (Кому достанется все-таки кость)
с. 94 второй абзац (. только бы еще одно мгновеньшко.)
приём “Дерево предсказаний” (Что произойдет дальше) (групповая работа по 4 человека)
V. Релаксация «Птицы».
VI. Работа с текстом после чтения.
Какие слова непонятны?
СЛАЙД 7
1. Лексическая работа:
Бдительность – постоянное настороженное внимание.
Улучила – нашла подходящее время.
Поскакала дуром – не по порядку, как попало, не думая.
С заскоком и с пыльцой в голове – не умная, глуповатая.
Полено – кусок распиленного бревна для растопки
сородичи – родственники.
выводок – птенцы живущие с матерью;
срам – стыд, позор;
2. Оправдались ли ваши предположения, которые вы высказывали в начале работы с текстом?
В каком абзаце вы найдете описание Вьюшки? (с. 92)
- Какой знакомый литературный приём вы увидели в описании (Сравнение)
с. 93 Найдите эпизод, где автор использует крылатое выражение “В семье не без урода”. Что оно обозначает?
с. 93 третий абзац подчеркните слова “повели правильное наступление”. Это метафора – скрытое сравнение. С кем сравнивает автор шесть сорок? (шесть сорок, наступающих на Вьюшку, сравнивает автор с противником.) Метафора используется для создания ярких образов.
- Где в рассказе самый напряжённый момент (кульминация?
с. 94 (со слов. Только бы ещё одно мгновение.).
- Сравните выскочку в момент схватки и в конце рассказа. (самоуверенная, хитрая, с напором- шарик пестрый с головкой).
- Какое чувство испытывала Выскочка в конце рассказа : гордости или стыда?
Почему? (над ней посмеялись даже сороки). Докажите это словами текста.
- Какое чувство вызывает бесхвостая сорока? (сострадание)
- Что такое сострадание?
Сострадание – это жалость, сочувствие к кому-нибудь.
- Как вы думаете, кому показывает сострадание автор? Почему?
(Да, действительно, автору немного жаль сороку, потому что она осталась без хвоста. Сорока поплатилась хвостом за свою глупость).
- Почему эта история закончилась именно так?
- Можно ли сравнить поведение птицы с поведением человека?
- Как относятся к выскочкам в обществе?
Какой вывод делает М. М. Пришвин? О чем предупреждает? (М. М. Пришвин обращает наше внимание на то, что если вести себя как выскочка, то можно пострадать).
СЛАЙД 8
3. Работа с пословицами. Какие пословицы подходят к рассказу?
Поспешишь – людей насмешишь.
Что одному с трудом даётся, то коллективом легко берётся.
Нет собаки – заведи друга.
Без хозяина и дом сирота.
Богатством ума не купишь.
VII. Итог урока. Вернемся к словам, которые говорил М. М. Пришвин.
«Я ведь, друзья мои, пишу о природе,
сам же только о людях и думаю» (запись на доске)
Прокомментируйте его слова еще раз, опираясь на текст.
VIII. Рефлексия.
«Дерево ожиданий»
СЛАЙД 9
IX. Домашнее задание. Прием «Необычная обычность». Подготовить пересказ текста от лица Вьюшки или Выскочки. (иллюстрации на доске)
(каждый ребенок выбирает себе картинку того героя, от лица которого решил подготовить пересказ)