Получи документы

Конспект урока русского языка в 9 классе «Развитие языка как объективный процесс»

Елена Бут
Конспект урока русского языка в 9 классе «Развитие языка как объективный процесс»
▼ Скачать + Заказать документы

Урок родного языка в 9 классе

«Развитие языка как объективный процесс».

Ход урока:

1. Организационный момент

2. Проверка домашнего задания

3. Постановка цели урока

Беседа:

- Назовите ближайших «родственников» русского языка?

(Восточная подгруппа славянских языков включает русский, украинский и белорусский - близкородственные языки.)

- Какова основная функция языка?

Публикация «Конспект урока русского языка в 9 классе „Развитие языка как объективный процесс“» размещена в разделах

(Служить средством общения между людьми, коммуникативная.)

Тему сегодняшнего урока мы сейчас постараемся определить с вами из эпиграфа:

«Язык есть самая живая, самая обильная

и прочная связь, соединяющая отжившие,

живущие и будущие поколения народа в

одно великое, историческое живое целое…»

К. Д. Ушинский.

- Итак, как вы думаете, о чем сегодня пойдет речь на уроке?

-Может, кто-то сможет назвать тему урока?

Тема нашего урока – «Развитие языка как объективный процесс».

- Открыли тетради, записали число, классная работа и тему сегодняшнего урока.

- Тема сегодняшнего урока поможет нам узнать об одном из необычных свойств языка. Ведь язык – это не просто средство передачи информации, орудие, которым мы привычно пользуемся. Язык может жить своей собственной жизнью. Он может диктовать нам свои условия и в то же время быть послушным и преданным человеку.

Задумайтесь: наш родной язык может удовлетворить потребности человека в общении и в эпоху княжеской Руси, и в век высочайших компьютерных технологий. Значит, язык способен развиваться и совершенствоваться, помогая в этом и нам.

Давайте послушаем легенду «Язык мой - друг мой»

Знаменитый древнегреческий баснописец Эзоп был рабом философа Ксанфа. Однажды Ксанф пригласил гостей и велел Эзопу приготовить для них самое лучшее на свете блюдо. Когда Эзоп подал гостям язык, гости удивились. Эзоп сказал: «Ты велел купить самое лучшее. А что может быть на свете лучше языка? При помощи языка строятся города, мы изучаем науки, люди могут объясняться друг с другом, решать различные вопросы, просить, мириться, приветствовать… Поэтому нужно знать, что нет ничего лучше языка».

Против такого объяснения не нашлось возражений. В другой раз Ксанф приказал Эзопу приготовить самое худшее блюдо. Когда Эзоп вновь приготовил языки, все удивились и потребовали объяснений. Эзоп обратился к Ксанфу: «Ты велел мне сыскать самое худшее. А что на свете хуже языка? Посредством языка люди огорчают и разочаровывают друг друга, посредством языка можно лгать, лицемерить, хитрить, ссориться. Он может вызвать войну. Может ли быть что-нибудь хуже языка!».

Гости и Ксанф не нашлись, что ответить Эзопу, имя которого до сих пор известно миру. Имена же тех, кто считал себе выше, безвозвратно канули в лету.

- На каких явлениях основана эта легенда (Омонимия, многозначность).

- Какой язык имел в виду Эзоп в своих объяснениях?

- С каким значением слова язык мы имеем дело на уроках русского языка?

- Являются ли синонимами слова «язык» и «речь»? (Язык – исторически сложившаяся система звуковых, словарных и грамматических средств. Речь – способность говорить, говорение.

Язык служит для общения друг с другом, является средством связи между людьми для обмена мыслями и взаимного понимания людей в обществе.)

- Да, «язык» мы рассматриваем часто как синоним слова «речь».

-Ребята, а сейчас я попрошу вас вспомнить фразеологизмы, пословицы, загадки со словом «язык».

Ответы:

1. Длинный язык, язык без костей (о болтливости).

2. Язык на плече, высунув язык (об усталости)

3. Найти общий язык (договориться).

4. Язык не повернется (не осмелится).

5. Держать язык за зубами, придержать язык (молчать).

6. Проглотить язык (лишиться дара речи).

7. Прикусить язык (пожалеть о сказанном).

8. Язык развязался, язык распустил (разговорился)

9. Язык чешется (хочется высказаться).

10. Черт за язык дернул, сорвалось с языка (пожалеть о сказанном)

11. Язык сломаешь (о трудно произносимом)

12. Не сходить с языка (постоянно говорить о чем-либо)

13. Говорить на разных языках (не понимать друг друга).

14. Вертится на языке (о невозможности вспомнить).

15. Язык до Киева доведет (люди помогут найти дорогу).

Орфоэпическая минутка. Расставьте ударения.

ДоговОр. столЯр, предположИть, красИвее, нАчал, партЕр, алфавИт, ржАветь, позвонИт, облегчИть, тОрты,досУг, кУхонный, балОванный,жалюзИ,завИдно, ломОть, бАрмен, фОрзац, срЕдства, слИвовый.

Фонетический разбор: язык, рукописи

Определите способ связи словосочетаний:

Язык Пушкина (управл, древнегреческий язык (согласов,

преемственное накопление (управл,

современный язык (согласов, языковые явления (согласов)

укоротить язык (управл, хорошо говорить (примык,

тянуть за язык (управл).

Синтаксический разбор предложения.

Я утром должен быть уверен, что с вами днем увижусь я.

(Составная конструкция, состоящая из краткого прилагательного и инфинитива быть)

(Повест, невоскл. сложное, сложноподчиненное с придаточным изъяснительным; состоит из 2 простых предложений. Далее разбирается каждое простое предложение)

4. Работа над новым материалом.

1. Лекция.

Язык как объективное явление изменяется и развивается по своей внутренней логике, которая остается неизвестной говорящим. И только ученые, исследующие эволюцию языковой системы, в той или другой мере открывают тенденции развития языка, его направление и логику. Своеобразие этого развития заключается в том, что объективный его ход слагается из субъективных намерений речевой деятельности участвующих в общении людей. Вспомним весьма примечательное суждение о том, что язык, будучи орудием сознания, сам по себе создание бессознательное. Говорящие на том или другом языке сознательно не участвовали в образовании имен существительных, прилагательных, наречий, фонем, определенного строя предложения и т. д. Все это образовалось в процессе эволюции языка объективно и стихийно, независимо от воли и намерений говорящих, отвечая потребностям человеческого общения, отражения и познания действительности, развития языка и мышления.

В связи с этим возникает весьма важный не выясненный в языкознании вопрос о том, существует ли определенная цель в этом объективном движении и развитии языка? Многие лингвисты оспаривают самое постановку этого вопроса (А. А. Потебня, Е. Косериу и др.). В то же время эта проблема следует из всего содержания известного теоретического труда В. Гумбольдта.

Е. Косериу считает, что проводником изменений является речь. Если же мы зададимся вопросом о причине изменений языковых фактов, мы необходимо должны выяснять, для какой цели эти изменения произошли. «. Язык,— пишет Е. Косериу,— как объективный факт, как историческая техника речи ни к чему не стремится и не может стремиться. Телеологический подход, при котором языку приписывается стремление к внешней объективной цели, должен быть отвергнут».

Однако это суждение Е. Косериу требует уточнения. Разумеется, у языка нет какой-то внешней объективной цели или внешней тенденции развития. Но источник его внутреннего самодвижения, как мы хотели показать выше, есть. Источник самодвижения, надо полагать, определяет и направление движения и развития языка. В языке сквозь множество целей, в соответствии с которыми осуществляется речевая деятельность говорящих и образуются высказывания, в которых язык и существует как явление, пробивает себе дорогу, как равнодействующая, определенное направление развития языка. Если бы в языке действовали только субъективные цели и отсутствовало детерминированное под воздействием прежде всего внутренних факторов закономерное развертывание и развитие языковой системы, то откуда бы могла сформироваться строгая система языка, точнее — система систем, в создании которой говорящие хотя и участвовали, но совершенно бессознательно, не догадываясь о происходящих глубинных процессах. Нам, разумеется, не дано знать предопределенности цели, но определение или угадывание направления движения языка на основе сравнения в синхронии и диахронии изменяющихся фактов возможно. Э. Сепир, например, писал: «У языкового движения есть свое направление. Направление это может быть в общих чертах выведено из прошлой истории языка».

Изменение — постоянно присущее языку свойство. «Язык создается посредством изменения,— пишет Е. Косериу,— и «умирает» как таковой, когда он перестает изменяться». Задолго до Е. Косериу сходное положение высказывал Д. Н. Ушаков: «Язык находится в постоянном изменении, в этом изменении и состоит жизнь языка». Изменение языка — это не просто модификация раз навсегда созданной, реализованной системы, а непрерывное создание системы. Система находится в постоянном движении и созидании, а язык тем самым пребывает в постоянном процессе систематизации. Изменения не противостоят системе, они не могут быть восприняты вне непрерывности языка. Изменения не могут происходить между двумя различными статичными состояниями языка; «состояние языка — это не статические этапы, а моменты непрерывной систематизации». Уже из того наблюдения, что форма изменений языка представляет собой сосуществование изофункциональных элементов, можно сделать вывод, что изменение — не изолированный факт, оно предполагает системные отношения.

2. Беседа:

-Какая существует актуальная проблема культуры речи на сегодняшний день?

Молодые люди по большей части общаются на уровне жаргонов и диалектов, забывая о литературном языке. Назначение этимологии приводит к безграмотности, к неуместному и неправильному употреблению слов в речи. Речь молодёжи плохо развита.

Исследовав русскую лексику с точки зрения происхождения и употребления, я думаю, что молодые люди поймут и осознают всю прелесть русского языка, научатся более грамотно и выразительно общаться – ведь русский язык, это наш родной язык

Проблемы Русский язык как средство общения и взаимопонимания граждан России:

засорение языка ненормативной лексикой, неоправданное употребление

иностранных слов, сленга

(Ключевое слово в сочетании «современный русский язык» слово русский. Это язык, созданный народом, на котором он строит свою культуру; для русского человека он – родной.

Среди более двух с половиной тысяч языков (по другим данным – около 3 500, известных на земном шаре, русский язык является одним из распространенных и удовлетворяет языковые потребности не только русских, но и людей других национальностей, живущих в России и за ее пределами).

-Какие разделы науки о языке вы знаете?

- Давайте понаблюдаем над изменениями различных языковых норм с течением времени.

3. Выполнение тренировочных заданий.

Изменения орфоэпических норм

- Что такое орфоэпия (Орфоэпия – это правила литературного произношения.)

Задание 1: поставьте ударения в словах: амфора, английский, библиотека, заслуженный, индустрия, климат, музыка, паспорт, профиль.

А теперь сравните с устаревшими нормами: амфОра, Английский, библиОтека, заслужЕнный, индУстрия климАт, музЫка, паспОрт, профИль.

- Непривычно звучит для уха?

Задание 2. Послушайте строчки из романа А. Пушкина «Евгений Онегин» :

«Гремит музыка полковая…», «Недуг, которому причину давно бы отыскать пора, подобный английскому сплину, короче: русская хандра им овладела понемногу».

Во времена Пушкина эти ударения были нормой

Задание 3. Изменение грамматических форм слов.

Шумит порывный ветр между дерев нагих.

И, желтый лист крутя, далеко завевает. (Н. И. Гнедич. «Осень»)

- Определите тему предложения. (Поздняя осень.)

- Назовите ключевые слова. (Порывный ветр, дерев нагих, желтый лист.)

- Какие из названных слов не употребляются в современном русском языке? Назовите современные аналоги этих слов.

(Порывный – порывистый, ветр – ветер, дерев – деревьев.)

- Какие изменения произошли в процессе образования новых слов?

(Изменения в образовании прилагательных – с помощью суффикса – ист.

Полногласие – ветер, - .

Образование множественного числа существительных деревья – деревьев.

Все изменения слов относятся к историческим процессам.)

Задание 4. «Заполни таблицу»

- Открываем тетради. Необходимо заполнить следующую таблицу по заданию.

Часть речи Употребляется у

А. С. Пушкина Современная норма

Имя существительное

Деепричастие

Имя числительное

Имя прилагательное

Местоимение

(На каждую парту раздаются распечатанные задания).

В приведенных ниже отрывках из романа А. С. Пушкина «Евгений Онегин» найдите грамматические формы, которые не соответствуют нормам современного русского литературного языка.

Укажите их современные нормативные варианты.

1. Бывало, он еще в постеле:

К нему записочки несут.

1. Воспомня прежних лет романы,

Воспомня прежнюю любовь…

1. Он пел те дальные страны,

Где долго в лоно тишины

Лились его живые слезы;

Он пел поблеклый жизни цвет

Без малого в осьмнадцать лет.

1. К несчастью, Ларина тащилась,

Боясь прогонов дорогих,

Не на почтовых, на своих,

И наша дева насладилась

Дорожной скукою вполне:

Семь суток ехали оне.

- Проверка заполнения таблицы с комментарием (устно)

Часть речи Употребляется у

А. С. Пушкина Современная норма

Имя существительное В постеле В постели – в пушкинское время постеля и постель были одинаково употребительными вариантами. Таким образом, написание в постеле не является орфографической ошибкой.

Деепричастие Воспомня Вспомнив; воспомня – устаревшая форма.

Имя числительное Осьмнадцать Восемнадцать

Имя прилагательное Дальные Дальние

Местоимение Оне Они

Задание 5. Изменение лексики современного русского языка)

Перейдём к следующим изменениям в русском языке - изменениям в лексике. Именно лексика наиболее восприимчива ко всему новому. Это очевидно: появляются новые реалии - появляются новые слова, их обозначающие, и соответственно идет обратный процесс (исчезновение реалий - исчезновение слов, их называющих).

- Вспомним, что такое историзмы?

(Историзмы - слова, которые вышли из употребления в связи с исчезновением тех реалий действительности, которые они обозначали.)

- Что такое архаизмы?

(Архаизмы - слова, которые в процессе развития языка были заменены синонимами, являющимися другими наименованиями того же понятия.)

- Что такое неологизмы?

(Неологизмы - новые слова, появляющиеся в результате возникновения новых реалий жизни.)

Задание: заполните таблицу из приведенных ниже слов:

(задание по рядам)

Интернет, зреть, верста, дщерь, теневая экономика, баярин, пиит, чело, модератор, забрало, редут, пищаль, горячая линия, компьютер, ланиты, сайт, вран, огнь, админ, юзер, кольчуга, латы, хит, биополе, зело, пуд, фунт, наличка, десница, банкомат, вершок, саммит имиджмейкер, сажень, латы,

Проверка задания:

-Итак, какие примеры вы записали в историзмы, архаизмы, неологизмы?

Архаизмы – зреть (смотреть, дщерь (дочь, пиит – (поэт, чело (синоним слова лоб, ланиты (синоним слова щеки, вран – ворон, огнь - огонь, зело (очень, десница (правая рука).

Историзмы- верста (русская единица измерения расстояния,

боярин (крупный землевладелец,

забрало (подвижная часть шлема, которая служит защитой лица и глаз,

редут (это были четырехугольные или треугольные земляные укрепления,

пищаль (старинное огнестрельное оружие,

кольчуга (доспех, сплетённый из железных колец, металлическая сеть для защиты от поражения холодным оружием,

доспех (сплетённый из железных колец, металлическая сеть для защиты от поражения холодным оружием,

латы (это бронированная защита воина от холодного оружия,

пуд (устаревшая единица измерения массы русской системы мер,

фунт (денежная единица многих государств,

вершок (русская мера длины, равная (4,45 см,

сажень (древнерусская мера длины, приравнена сегодня к 2 метрам).

Неологизмы- Интернет, теневая экономика, модератор, горячая линия, компьютер, сайт, админ, юзер (пользователь компьютером, хит, биополе, наличка, банкомат,

саммит (встреча на высшем уровне, собрание и переговоры людей,

имиджмейкер (специалист, занимающийся разработкой индивидуального стиля клиента, образа)

Публикации по теме:

Конспект урока русского языка в 8 классе «Однородные и неоднородные определения» Тема: Однородные и неоднородные определения Цели: углубить представление об однородных членах предложения; дать понятие об однородных и.

Конспект урока русского языка в 4 классе «Личные местоимения» Тема: Личные местоимения 1. 2 и 3-го лица. Цели: познакомить с грамматическими признаками личных местоимений; учить определять их лицо.

Конспект урока русского языка в 4 классе «Наши проекты» Наши проекты Цели: подготовить к выполнению проектной работы; обобщить знания о знаках препинания в русском языке. Формируемые УУД: п..

Конспект урока русского языка в 4 классе «Правописание наречий» Тема: Правописание наречий. Цели: развивать умения распознавать в тексте наречия, ставить к ним вопросы, определять их значение; формировать.

Конспект урока русского языка в 3 классе «Состав слова» Тема урока: Состав слова. Класс: 3 Тип урока: закрепление полученных знаний Цель урока: формировать умения разбирать слова по составу.

Конспект урока русского языка в 3 классе «Правописание частицы НЕ с глаголами.» Технологическая карта урока русского языка Учитель: Антинг Валентина Германовна Дата проведения: «24» апреля 2015 года. Тема. Правописание.

Конспект урока русского языка в 3 классе «Правописание приставок и предлогов» Технологическая карта урока русского языка Учитель: Антинг Валентина Германовна Дата проведения: «12» мая 2015 года. Тема. Правописание.

Конспект урока русского языка в 3 классе «Приставки про-| пра-, по-| па-» Технологическая карта урока русского языка Учитель: Антинг Валентины Германовны Дата проведения: 19. 11. 2014 г. Класс: 3 Г Тема. Приставка.

Конспект урока русского языка в 10 классе по теме «Глагол» Урок : Русский язык Ишметова Ш. А Дата: 31.01.2018г Количество присутствующих: Количество отсутствующих: Класс : 10 Тема урока: Глагол Цели.

Конспект урока русского языка в 4 классе «Буквы о-ё после шипящих и ц» Тема урока: «Буквы о/е после шипящих и ц» Место урока: раздел «ПРИЛАГАТЕЛЬНЫЕ» Тип и вид урока: урок повторения Цели урока: формировать.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект урока русского языка в 9 классе «Развитие языка как объективный процесс»
Опубликовано: 22 октября 2021 в 14:35
+2Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Конспект урока русского языка в 9 классе «Развитие языка как объективный процесс»» (включая файлы) размещена пользователем Елена Бут в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД