Сабрия Таштанова
Конспект урока русского языка в 5 классе «Простые и Сложные предложения»
▼ Скачать + Заказать документы
Цели урока :
образовательные:
• познакомить учащихся с понятиями "простые и сложные предложения";
• научиться распознавать простые и сложные предложения, определять основные признаки сложного предложения, строить сложное предложение, определять его границы;
• познакомить с делением сложного предложения по средствам связи на союзное и бессоюзное;
• обратить внимание учащихся на интонационное единство сложного предложения, помогающее определять его границы;
Темочки:
- Русский язык, 5 класс
- Русский язык, конспекты уроков
- Средняя школа, 5 класс
- Средняя школа. 5-9 классы
- Школа. Материалы для школьных педагогов
- Темочки
• учить выделять существенные признаки в изученном материале (формулирование вопросов, выводов, обобщать факты и понятия)
развивающие:
• развивать у учащихся устную речь, фонематический слух, память, внимание;
• развивать навык чёткого и красивого письма;
• развивать познавательный интерес учащихся к русскому языку;
• формировать умение следовать устным и письменным инструкциям учителя и учебника;
• совершенствовать орфографические и пунктуационные умения и навыки учащихся;
• закрепить навык определения простых осложнённых и сложных предложений;
• закрепить навык постановки запятой в простом осложненном предложении, сложном предложении;
• формировать орфографическую зоркость, грамотность учащихся;
• развивать навык свободного письма, речь, развивать кругозор учащихся, творческое мышление
воспитательные:
• расширять коммуникативные способности детей;
• закреплять способы развития работоспособности и профилактики утомления;
• воспитывать интерес к русскому языку через языковые средства;
• воспитывать культуру общения на уроке, ответственное отношение к учебе;
• воспитывать необходимое для красивой и грамотной речи чувство языка
Тип урока : урок изучения нового материала
Вид урока : урок развивающего обучения
Методы обучения: проблемно-поисковый метод, наглядный, репродуктивный и другие методы стимулирования учебной деятельности
Формы организации учебной деятельности учащихся: индивидуальная, фронтальная, парная
Оборудование и техническое оснащение: учебник, тетрадь,, таблица со схемами предложений, карточки с упражнениями.
Технологии: общепедагогические технологии, системно-деятельные технологии, здоровьесберегающие и информационно- коммуникативные технологии.
Этапы урока :
1. Организационный момент.
2. Актуализация знаний.
3. Формулирование темы и цели урока.
4. Изучение нового материала.
5. Закрепление изученного материала.
6. Подведение итогов. Рефлексия.
7. Домашнее задание.
Ход УРОКА
1. Организационный момент
Учитель: Здравствуйте, ребята!
Когда мы улыбаемся,
Мы реже ошибаемся,
И чаще награждаемся
Подарками судьбы!
Пусть подарками судьбы сегодня на уроке у вас будут ваши оценки.
2. Актуализация знаний
Учитель: Ребята, вы любите собирать головоломки?.
У вас в конверте головоломка. Попробуйте решить, что за головоломка вам дана.
- Какая головоломка получилась у 1 варианта?
На небе появились тучи. (что это)
- Какая головоломка получилась у 2 варианта?
На небе появились тучи, и пошел сильный дождь.
Давайте мы с вами запишем число и классная работа в тетрадях.
О чем говорится в 1 предложении?
О чем говорится во 2 предложении?
Давайте найдем грамматическую основу предложения.
Чем отличаются предложения?
3. Формулирование темы и цели урока
Учитель: А теперь, ребята, сформулируйте тему сегодняшнего урока.
(Тема сегодняшнего урока — «Простые и сложные предложения).
Учитель: Запишите в тетрадях тему урока.
На доске записывается тема урока.
Учитель. Исходя из темы, сформулируйте цели урока. Используйте опорные слова, написанные на доске.
1) Познакомиться с.. ;
2) Научиться различать. и. ;
3) Научиться ставить.
Цели:
1. Познакомиться с сложными предложениями;
2. Научиться различать простые и сложные предложения;
3. Научиться ставить знаки препинания в сложных предложениях;
Спишите эти 2 предложения.
На небе появились тучи.
На небе появились тучи, и пошел сильный дождь.
Ответим на вопросы :
• Какие бывают предложения по цели высказывания? (Повествовательные, вопросительные, побудительные).
• Какие бывают предложения по интонации?
(Восклицательные, невосклицательные).
• Какие бывают предложения по наличию второстепенных членов предложения?
(Распространенные, нераспространенные)
• Что такое грамматическая основа предложения?
(Грамматическая основа – это подлежащее и сказуемое)
• Какие бывают предложения по наличию главных членов?
(Если в предложении есть оба главных члена – это двусоставное предложение, если в предложении есть только один из главных членов, то это предложение - односоставное)
Игра «Определи предложение по структуре». (Учащиеся показывают руками. Если предложение простое, поднимают 1 руку, а если сложное, то 2 руки. Объясняют свой выбор).
• Пришла долгожданная весна.
• Пригрело солнышко, и на деревьях набухли почки.
• Появились первые клейкие листочки.
• Снег выпал, и деревья покрылись инеем
• Выбирается из берлоги медведь.
• Снег выпал и покрыл всю землю.
4. Изучение нового материала
Учитель: А теперь, ребята, посмотрите на доску. Давайте обратим внимание на 1 предложение.
5. Закрепление изученного материала.
Работа с учебником.
Прежде чем приступить к выполнению заданий, давайте прочитаем теоретический материал из учебника.
упр. 232, 233
6. Подведение итогов. Рефлексия.
Учитель. Сегодня, ребята, вы очень хорошо поработали. Молодцы. Давайте подведем итог
-Чему вы научились сегодня на уроке?
(Различать простые и сложные предложения, составлять схемы сложных предложений)
-Какое предложение называют сложным?
(Предложения, в которых две или несколько грамматических основ)
-Какие знаки препинания ставятся в сложном предложении?
(Между простыми предложениями в составе сложного ставится запятая)
-Как соединяются простые предложения в сложном?
(При помощи союзов или бессоюзно, при помощи интонации)
7. Домашнее задание: п. 46 №235
(по желанию) Выписать из любого художественного произведения 5 сложных и 5 простых предложений.
Оценка
Прозвенит сейчас звонок
Вот и кончился урок,
Вам девчонки и мальчишки
Всем спасибо за урок!