Елена Васильева
Урок русского языка в 5 классе «Предложения с обращениями»
▼ Скачать + Заказать документы
Цели урока :
Знать: понятия обращение, звательная интонация; функции обращения в предложении; различия между подлежащим и обращением.
Уметь: распознавать обращения в предложениях, отличать их от подлежащих; ставить знаки препинания при обращениях; находить предложения с обращениями к неодушевленным предметам; выразительно читать предложения с обращениями, использовать их в собственной речи.
Тип урока : Урок изучения нового материала
Ход урока.
I.Организационный момент.
Публикация «Урок русского языка в 5 классе „Предложения с обращениями“» размещена в разделах
- Русский язык, 5 класс
- Русский язык, конспекты уроков
- Средняя школа, 5 класс
- Средняя школа. 5-9 классы
- Школа. Материалы для школьных педагогов
- Темочки
II.Повторение.
1. Словарный диктант.
Местоимение, глагол, высказывание, текст, стиль, словосочетание, предложение, подлежащее, сказуемое, дополнение, определение, обстоятельство, обращение.
2. Синтаксический разбор предложения. Схема.
Белки готовят на зиму разнообразный корм : орехи, шишки, грибы.
3. Индивидуальная работа.
Расставить знаки препинания в предложениях и объяснить.
а) Декабрь год кончает а зиму начинает.
б) Пришвин писатель.
Пушкин поэт.
Васнецов художник.
Вывод:
Какие члены предложения называются однородными?
Какова роль обобщающих слов в речи?
Когда ставится тире между подлежащим и сказуемым?
III.Объяснение новой темы. Упр. 209 (устно)
Запись на доске.
1. Ребята бережно обращаются с учебниками.
2. Ребята, бережно обращайтесь с учебниками.
Выразительное чтение предложений, соблюдая интонацию. Разбор по членам предложений.
Анализ второго предложения.
Вывод: Второе предложение с обращением.
Запишите предложения. Кто и к кому обращается?
Кумушка, мне странно это…
Не оставь меня, кум милый.
Что такое обращение?
Обращение – это слово или сочетание слов, называющее того, к кому обращаются с речью.
Где стоит обращение? Объяснить знаки препинания.
Прочитайте об обращении на стр. 85
Понаблюдайте, где может стоять обращение и как выделяется оно на письме.
Звёздочка на стр. 85
Запишите предложения. Найдите обращение. Обратите внимание на знаки препинания. (Слайд 5)
Голубушка, как хороша.
Спой, светик, не стыдись! Что, ежели, сестрица, при красоте такой и петь ты мастерица…
Слово учителя: Если обращение стоит в начале предложения и произносится с восклицательной интонацией, то после него ставится восклицательный знак.
Вывод: Обращение не входит в грамматическую основу предложения, к нему нельзя задать вопрос от сказуемого. Следовательно, не является членом предложения. Роль обращения обычно выполняет существительное в Им. п.
Работа с учебником стр. 86.
IY.Физкультминутка.
- А сейчас мы в лес пойдём…
- А теперь все тихо встали,
Дружно руки вверх подняли,
В стороны, вперёд, назад,
Повернулись вправо, влево
Тихо сели, вновь за дело.
Y.Закрепление.
Беседа с классом.
Слово учителя.
На слове-обращении голос повышается, затем – понижается, а после обращения соблюдается пауза.
Это называется звательной интонацией.
Ребята, часто по обращению можно понять, каков тот человек, который обращается, и тот, к кому обращаются. Обращением можно выразить ласку, доброту, заботу говорящего. Очень часто обращение раскрывает героя произведения.
Вспомните отрывки из «Сказки о мертвой царевне и семи богатырях» А. С. Пушкина, где встречаются обращения : «свет мой, зеркальце», «мерзкое стекло».
Закрепление: В предложении обращение может занимать любое место: в начале, в середине или в конце предложения.
Обращение выделяется запятыми.
Это знаки выделения.
Упр. 206(№2)
Упр. 208
YI. Словарная работа. Объяснить правописание.
Здравствуйте, пожалуйста, до свидания, спасибо, благодарю, извините.
Ситуация в библиотеке. Составить предложения, с которыми вы обратились к библиотекарю. Используйте обращения и записанные вами вежливые слова.
Итог урока.
1. Что такое обращение? Какова роль в предложении?
2. Как выделяются обращения на письме?
Домашнее задание:
Найдите в сказках А. С. Пушкина примеры с обращениями. Ответьте на вопрос: кто и при каких обстоятельствах какие формы выбирает? Как это характеризует говорящего?