Наталья Князькова
Урок по русскому языку во 2 классе «Правила переноса слов»
▼ Скачать + Заказать документы
Урок по русскому языку во 2 классе.
Тема: «Правила переноса слов».
Цели урока :
- Знакомство с новыми правилами переноса слов.
- Совершенствование умения переносить слова с одной строки на другую.
Задачи:
- Повторить ранее изученные правила переноса.
- Закрепить умение делить слова на слоги.
- Закрепить умение подбирать однокоренные слова.
Публикация «Урок по русскому языку во 2 классе „Правила переноса слов“» размещена в разделах
- Начальная школа. 1-4 классы
- Начальная школа. 2 класс
- Русский язык, 2 класс
- Русский язык, конспекты уроков
- Школа. Материалы для школьных педагогов
- Темочки
- Обогащать словарный запас учащихся.
- Развивать логическое мышление, устную речь.
- Совершенствовать навыки самоконтроля и взаимоконтроля.
1. Мотивация и актуализация знаний.
У. Весело звенит звонок,
Начинается урок.
Как работать нужно?
Д. Старательно и дружно!
Чистописание.
У. И сейчас мы старательно пишем буквы Н, н, соединения и слова с этими буквами.
Но, но, на, ну, ны, не, ню, ня.
Нина, Нонна, длинный.
- Какие орфограммы встретились в словах?
Молодцы! А теперь отгадайте загадку.
У отца есть мальчик странный,
Необычный, деревянный,
На земле и под водой
Ищет ключик золотой,
Всюду нос сует свой длинный…
Кто же это?. (Буратино)
Слайд 1. (Буратино со звуковичком).
У. Буратино – герой какой сказки?
Д. "Золотой ключик, или Приключения Буратино".
У. Кто автор этого произведения?
Д. Алексей Николаевич Толстой.
У. Можно ли сказать, что Буратино много знает и умеет?
Д. Нет.
У. Почему?
Д. На уроках мы часто помогаем Буратино ответить на сложные вопросы, разобраться с трудными для него заданиями.
У. Вот и сегодня Буратино пришёл к нам с неразрешимой для него задачей.
Помогите деревянному мальчику охарактеризовать звук и определите, в каком слове есть такой звук.
Д. Этот звук согласный, звонкий, твёрдый.
Слайд 2.
нос
нёс
- В каком слове есть такой звук?
- Чем похожи эти слова? Чем отличаются?
Запишите слово нос.
Подберите однокоренное слово с уменьшительно-ласкательным значением. Запишите на этой же строке.
носик
Придумайте ещё одно однокоренное слово, чтобы оно отвечало на вопрос
какой?
Это слово мы тоже должны записать.
2. Постановка проблемного вопроса. Фиксирование затруднения.
Пока мы работали, Буратино тоже записывал слова. Вот что у него получилось.
Слайд 3.
У. Какая трудность возникла у Буратино?
Д. Слова не поместились на строке.
У. Что бы вы предложили нашему герою?
Д. Перенести слово.
У. Переносить слова с одной строки на другую нужно по правилам или как получится?
Д. По правилам.
У. Какой же будет цель нашего урока?
Д. Научить Буратино переносить слова с одной строки на другую.
У. Правильно. Но чтобы научить Буратино, сначала мы сами должны научиться правильно переносить слова с одной строки на другую.
3. Открытие новых знаний.
Работа в парах.
Разделите записанные на экране слова на слоги :
Слайд 4.
ребята
группа
пальто
зайка
Проверка работы.
Слайд 5.
ре/бя/та
груп/па
паль/то
зай/ка
У. Какие правила переноса слов вы уже знаете?
Д. Слова переносятся по слогам. Односложные слова нельзя переносить. Одну букву на строке не оставляем и не переносим.
Работа в парах.
Слайд 6. (На каждой парте такая же табличка.)
Рассмотрите таблицу и попробуйте отгадать и другие секреты переноса слов.
(В первом столбике слова разделены для переноса правильно, а во втором неправильно. Второй столбик перечёркнут.)
ре - бя – та у - рок
груп – па гру - ппа
паль – то пал - ьто
зай – ка за – йка
мо - я
У. Почему слова во втором столбике зачёркнуты?
- Какой сделаем вывод?
А теперь прочитаем правила переноса в учебнике (с. 71) и расскажем их Буратино.
Физкультминутка.
Дети встают. Учитель называет слова. Если слово перенести нельзя, дети приседают; если можно перенести, произносят слово, хлопая в ладоши в том месте, где должен стоять знак переноса.
Парк, лодка, ванна, весна, осень, лейка, коньки, озеро, стройка, пальма, друзья, олень, змейка, парта, ручьи, класс, сумма, олень, Ольга, Юля, Юленька, ягода, Азия.
4. Первичное закрепление.
Слайд 7.
Прочитайте предложение.
Язык родной дружи со мной.
- Как вы его поняли?
- Какие слова нельзя разделить для переноса? Почему?
- Как можно перенести другие слова?
Подберите однокоренные слова к слову дружи.
Друг, дружба, друзья, подруга.
5. Самостоятельная работа.
А теперь разделите эти слова на слоги и для переноса. Запишите в 2 столбика.
Взаимопроверка в парах.
Слайд 8.
друг -
дру/жба дру - жба
дру/зья дру - зья
по/дру/га по - друга
подру – га
Объясняйте друг другу по очереди (по цепочке, по одному слову, как вы переносили слова.
А теперь объясните Буратино, почему нельзя перенести первое слово.
Расскажите ему, как вы переносили остальные слова.
Буратино очень доволен вашим объяснением.
Работа с учебником. С. 71 №108
Обсудите задание в парах. Выполните самостоятельно.
А теперь проверьте работу Буратино.
Слайд 9.
( В работе Буратино допущена одна ошибка: он неправильно перенёс слово русский.)
Молодцы, что нашли ошибку.
6. Итог урока.
- Какой была цель нашего урока?
- Цель достигнута?
- А как вы думаете, почему Буратино допустил ошибку?
- Какое правило он плохо усвоил?
- А какие затруднения возникли у вас?
Мотивация.
( Если были затруднения: «На следующем уроке мы продолжим работать над темой «Перенос слов» и преодолеем все трудности».)
Вы молодцы! Очень хорошо работали. А завтра на уроке мы будем составлять загадки, и узнаем, какие бывают зайчатки.
Используемые источники:
«Открытый урок». «Системно-деятельностный подход на уроках в начальной школе согласно ФГОС». Савастеева И. Д. 2015 г.
Хрипункова С. «Буратино решает задачи». «Начальная школа» №8 2003 г.
Сайт «Мультиурок». «Приемы создания проблемных ситуаций на уроках в начальной школе» Кашина Т. Н. 2019 г.
Сайт «Инфоурок». «Коммуникативное начало урока русского языка в начальной школе. МОУ «Учебно-воспитательный комплекс №244 г. Донецка»
Лыткина В. Д. «Фрагмент урока открытия нового знания по теме «Перенос слов». Липецк. 2015