Наталья Лозовая
Открытый урок по русскому языку в 3 классе «Правописание приставок и предлогов»
▼ Скачать + Заказать документы
Урок русского языка в 3 классе
Тема урока: Правописание приставок и предлогов.
Тип урока: урок закрепления знаний
Цель: развивать умения различать предлоги и приставки, правильно употреблять их в речи и писать. Познакомить с понятием «Синквейн».
Задачи:
Образовательные:
1. ознакомление с отличительными признаками приставок и предлогов;
2. формирование навыков правильного написания предлогов и приставок;
Публикация «Открытый урок по русскому языку в 3 классе „Правописание приставок и предлогов“» размещена в разделах
- Начальная школа. 1-4 классы
- Начальная школа. 3 класс
- Русский язык, 3 класс
- Русский язык, конспекты уроков
- Школа. Материалы для школьных педагогов
- Темочки
3. формирование коммуникативных умений учащихся (включение в беседу; умение слушать и слышать друг друга; умение формулировать и задавать вопрос).
Развивающие:
1. развитие логического мышления;
2. развитие зрительного внимания;
3. развитие умения ориентироваться в пространстве;
4. развитие мелкой моторики рук.
Воспитательные:
1. учить взаимопомощи в трудных ситуациях,
2. воспитывать дисциплинированность, аккуратность, активность.
Оборудование:
обучающая презентация;
индивидуальная рабочая тетрадь;
раздаточный индивидуальный материал.
Планируемые результат
ы:
[/b]
1. Личностные:
• умение проводить самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности;
• повышение уровня познавательных интересов, учебных мотивов;
• развитие доброжелательности, доверия и внимательности к людям, готовности к сотрудничеству и дружбе, оказанию помощи тем, кто в ней нуждается;
2. Метапредметные:
регулятивные:
• способность принимать, сохранять цели и следовать им в учебной деятельности;
• умение действовать по плану и планировать свою деятельность
• оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки
• вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок
• высказывать свое предложение
коммуникативные:
• уметь оформлять свои мысли в устной форме, слушать и понимать речь других;
• совместно договариваться о правилах поведения и общения на уроке и следовать этим правилам
познавательные:
• уметь ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя, добывать новые знания, находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке
• развитие универсальных логических действий: анализ, синтез, выбор оснований и критериев для сравнения, классификации объектов)
3. Предметные:
• развитие умения различать приставки и предлоги;
• формировать навыки их верного правописания
Оборудование уро
ка
[/b]
1. Компьютерная презентация
2. Индивидуальные пособия:
- карточки для каждого ученика с алгоритмом;
- карточки для построения синквейна для каждого ученика;
3. Учебник Русский язык 3 кл. Желтовская Л. Я., Калинина О. Б.
Содержание уро
ка
[/b]
-Здравствуйте, ребята! Садитесь.
- Меня зовут Наталья Петровна.
- Сегодня я очень рада провести урок русского языка в вашем классе.
- Мне хочется, чтобы вы были внимательными и активными на нашем уроке.
- Я улыбнулась вам, а вы улыбнитесь друг другу и с хорошим настроением начнём урок.
- А урок наш пройдёт вот под таким девизом: прочитаем его все вместе!
Слайд 2 (девиз)
Не говори: «Не умею»,
А говори: «Научусь!»
- Я тетрадочку открою.
Уголочком положу.
Я, друзья, от вас не скрою,
Ручку я вот так держу. (Показываю)
Сяду прямо, не согнусь,
За работу я возьмусь.
- Откройте тетради. Запишите сегодняшнее число 13 февраля, классная работа.
(число записано на доске)
- Ребята! У нас сегодня на уроке присутствуют гости, но есть ещё одна гостья, а вот кто она вы узнаете, когда отгадаете эту загадку.
Слайд 3 (загадка)
(Читаю загадку)
Дел у меня немало –
Я белым одеялом
Всю землю укрываю
В лёд реки убираю.
– Что это? (зима)
Слайд 4 (зима)
- Молодцы! Я не случайно загадала загадку о зиме, потому что Зимушка -наша русская красавица, приготовила для вас подарки в этом золотом ларце. (Достаю ларец)
-А, чтобы его открыть, нам предстоит немножко потрудиться. Хотите узнать, что в волшебном ларце? (Да)
-И мне очень интересно! Тогда начнём!
-Скажите, какой сейчас идёт зимний месяц? (Февраль)
-Верно! Это последний зимний месяц.
-Давайте же порадуем нашу Зимушку и составим из слов предложение с приставками и предлогами:
Слайд 5 (в, метели, феврале, намели, сугробы, снежные)
Слайд 6 (В феврале снежные вьюги намели сугробы.)
- Ребята, а как вы думаете, где здесь могут быть опасные места?
(В феврале, вьюги, намели)
-Давайте запишем это предложение.
-Как будем его писать? (С заглавной буквы, с красной строки)
- И помним об осанке!
- Молодцы! Вы хорошо справились с этим заданием!
- А теперь внимательно посмотрите на слайд. Что вы можете сказать про эти слова? (Это приставки и предлоги)
Слайд 7 (в, до, под, и)
-Да, ребята! В русском языке существуют предлоги и приставки, которые звучат одинаково.
Слайд 8 (одинаково-звучащие)
-А раз они одинаково звучат, то как же их научиться различать?
- Это проблема!
Слайд 9 Проблема
-А как вы думаете, о чём же мы с вами сегодня будем говорить на уроке.
(о приставках и предлогах)
-Действительно, тема нашего урока звучит так: «Правописание приставок и предлогов».
Слайд 10 (Тема)
-Что же такое приставка и для чего она служит? (часть слова, служит для образования новых слов)
- Как пишется приставка? (Слитно)
-Что такое предлог и для чего он служит? (часть речи для связи слов в предложении)
- Как пишется предлог? (отдельно)
– Узнали ли вы ребята из нашего разговора что-то новое? Нет, совершенно верно, этот материал вам знаком из курса 2-го класса.
- Зимушка приготовила для вас вот такое задание: посмотрите на эти слова. Прочитайте их про себя.
Слайд 11 (доехал, до берёзы, по деревне, побежал, прочитал, про город)
- На какие две группы можно разделить эти слова? (на слова с приставками и предлогами)
- А ещё? Части речи! (на глаголы и существительные)
- А ещё, на словарные слова и не словарные.
Слайд 12
-Теперь, ребята, нам нужно разобраться, как их правильно записать.
- Какую же цель мы сегодня поставим перед собой?
(Будем учиться определять где приставка, а где предлог)
- Верно. Давайте теперь вместе попробуем составить алгоритм или правило для написания приставок и предлогов.
- Прочитайте слова в левом столбике. (доехал, побежал, прочитал)
-Какие это части речи? (глаголы)
-Докажите, что это слова с приставками. (Между приставкой и корнем нельзя вставить другое слово)
-Как мы их напишем? (слитно)
-Прочитайте слова в правом столбике.
(до берёзы, по деревне, про город)
-Какие это части речи? (существ-е)
-Докажите, что это слова с предлогами. (Можно вставить слова: до какой берёзы? По какой деревне? Про какой город)
- Как будем писать эти слова? (отдельно)
-Вот такой у нас получился алгоритм или правило написания приставок и предлогов.
Слайд 13 Алгоритм
У вас на столах лежат зелёные листы – это алгоритмы.
-Теперь, используя свои алгоритмы, запишите эти слова в 2 столбика, выделите приставки, а предлоги подчеркните. Пишем красиво и аккуратно, соблюдая осанку!
Слайд 14 (Проверка)
-Кто готов, поставьте руку на локоток и проверьте написанное.
-Ребята, а зимушка приготовила для вас вот такое задание. Прочитайте текст про себя. Теперь разберём каждое предложение. Зоя! Прочитай первое предложение. Как ты запишешь слово загудел? (слитно, за приставка). Спасибо! Следующее предложение прочитает. И т. д.
Слайд 15 Текст
-Перед вами на столах лежат голубые листочки – это тексты и зелёные листы – это алгоритмы.
-Задание такое: спишите текст, раскройте скобки, используя алгоритм. Выделите приставки. Подчеркните предлоги.
Слайд 16 ПУСТОЙ СЛАЙД
(Звучит приглушенно музыка Свиридова «Зимняя дорога»
Дети самостоятельно выполняют задание, я хожу, смотрю.)
- Кто закончил, поставьте руку на локоток. Обменяйтесь тетрадями, возьмите простые карандаши и проверьте работу соседа. Поставьте оценку. (Проверяют)
- Вот что у вас должно получиться.
Слайд 17
- Ребята, а что такое позёмка, кто –нибудь из вас её видел?
Слайд 18 (позёмка)
Физкультминутка
- А сейчас немного отдохнём. Будьте внимательны, физкультминутка необычная.
Слайд 19-23 Физкультминутка
-Присаживайтесь на свои места, продолжим работу.
-Откройте учебники на странице 53, упр. 29. Задание прочитает …
-Давайте прочитаем это стихотворение по куплету. (Спрашиваю несколько уч-ся).
(Отвечаем на вопросы в учебнике)
-Ребята, а я тоже умею писать стихи, но они необычные! Хотите послушать? (Да) С удовольствием прочитаю!
Слайд 24 (Кукла)
- Понравилось вам моё стихотворение? (не очень)
-А что в нём необычного? (Нет рифмы) Нескладное, верно.
-А называется оно - СИНКВЕЙН!
Слайд 25 (СИНКВЕЙН) (читаю)
Слайд 26 Ёлка
-Форма синквейна похожа на ёлочку.
Слайд 27 Таблица синквейна
-Одно слово – сущ-е – это тема.
2 слова –прилагат-е.
3 слова – глаголы.
4 – я строка – предложение.
5 - я строка – одно слово – синоним.
- Всё очень просто! Хотите я и вас научу писать такие стихи?
- Давайте ещё раз повторим правила синквейна! (Показываем на пальцах: 1- сущ-е, 2 – прилаг-х, 3 – глагола, 4 – предложение, 5 – синоним.
Давайте порадуем нашу Зимушку и сочиним синквейн на тему «Зима».
-Назовите 2 прил-х, какая зима? (Белая, пушистая)
-Назовите 3 глагола: что зима делает? (Заметает, морозит, удивляет)
Придумайте предложение о зиме.
-Назовите слова-синонимы к слову зима. С чем она ассоциируется? (праздник, Нов. Год, метелица, фея)
- Прочитаем, что у нас получилось.
Слайд 28 (зима)
-Молодцы! Да вы у меня все поэты, как оказалось!
- А теперь ещё раз повторим: чем отличаются приставки от предлогов.
Слайд 29 таблица
(Читаю вопросы, дети устно отвечают)
Слайд 30 (Ответы к таблице)
-Проверим!
- Ребята, я думаю, что настала пора открыть волшебный ларец. Мы с вами справились со всеми заданиями нашей Зимушки. (Открываю ларец, достаю снежинки)
-Здесь лежат снежинки! Их три цвета.
Слайд 31 (ЧИТАЮ)
- Подойдите и возьмите ту снежинку, которую вы считаете нужной и посыпьте нашу зимушку снежком.
Каждый ребенок берёт свою снежинку и прикрепляет на доску, в зависимости от того, как он усвоил эту тему.
Слайд 32 Рефлексия
- Каждый ребенок берёт свою снежинку и прикрепляет на доску, в зависимости от того, как он усвоил эту тему.
1. На уроке я работал …
2. Своей работой на уроке я …
3. За урок я …
- Ребята, спасибо вам за этот замечательный урок!
- Сегодня я разглядела в ваших глазах огонёк любознательности. Хочу пожелать вам, чтобы этот огонёк не угасал, а открытия, которые вы совершаете день за днём, помогли бы вам преодолеть все трудности учёбы. Спасибо за внимание. Урок окончен.