Рима Галина
Урок обучения грамоте «Знакомство с буквой О»
ЗНАКОМСТВО С БУКВОЙ О, о
Цели деятельности педагога: организовать работу по ознакомлению с буквой О, о; научить устанавливать различие в произнесении гласных и согласных звуков, различать гласные и согласные звуки, определять место звука [о] в слове (начало, середина и конец слова) и подбирать слова с этим звуком, объяснять (доказывать) выбор фишки при обозначении звука, выполнять звукобуквенный анализ слова «полка»; создать условия для развития речи, мышления, памяти.
Воспитывать культуру поведения при работе в парах, фронтальной работе.
Планируемые результаты образования:
Публикация «Урок обучения грамоте „Знакомство с буквой О“» размещена в разделах
- Буквы. Знакомимся с буквами и звуками
- Обучение грамоте, 1 класс
- Школа. Материалы для школьных педагогов
- Темочки
Предметные: знают букву О, о; умеют выполнять звуковой анализ слова «полка», называть слова со звуком [о] в начале, середине и в конце слова (по рисункам, определять звуковые схемы слов «стол», «столик» без проведения звукового анализа.
Метапредметные (критерии сформированности/оценки компонентов универсальных учебных действий – УУД) :
Познавательные: логические – составление (по схеме) различных имён с изученными буквами; воспроизведение по памяти информации, необходимой для решения учебной задачи.
Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу; адекватно воспринимать оценку учителя и товарищей; планировать своё действие.
Коммуникативные: уметь формировать коммуникативно-речевые действия, конструктивные способы взаимодействия с окружающими (учителем, сверстниками).
Личностные: высказывают своё мнение, оценивают собственную учебную деятельность: свои достижения, самостоятельность, инициативу, ответственность.
Ход урока
I. Организационный момент. Приветствие.
Придумано кем-то просто и мудро
При встрече здороваться:
– Доброе утро!
– Доброе утро солнцу и птицам!
– Доброе утро улыбчивым лицам!
И каждый становится добрым, доверчивым.
Пусть доброе утро длится до вечера!
-Ещё раз доброго всем дня и успехов в нашей предстоящей работе.
- А как Вы думаете, над чем мы будем работать? (Произносить звуки, говорить, читать, писать).
Повторение изученного материала.
-Вспомнить, закрепить знания и умения поможет упражнение по интерактивной доске.
(Работа на интерактивной доске)
- Хорошо справились, молодцы!
-Ребята,
-На какие группы делятся звуки?
-Чем отличается звук от буквы?
-Какие звуки называются гласными?
- С какими гласными звуками мы уже познакомились?
II. Самоопределение к деятельности.
– Рассмотрите иллюстрацию. (Показ иллюстрации.)
– Что на ней изображено? (Ответы учеников.)
«Кролик собрался перекусить, вдруг в дверь к нему постучали.
– Интересно, кто бы это мог быть? – подумал Кролик.
– Наверняка опять этот сладкоежка со своим другом.
Кролик приоткрыл дверь и посмотрел. Но увидел только большое серое ухо.
– Это определенно не медвежонок! – решил Кролик. – Большие серые уши могут быть только у… Кролика. Но если там, за дверью, стоит Кролик, то кто же тогда я?
Кролик широко распахнул дверь и увидел…»
– Ребята, подумайте: кто пришёл в гости к Кролику? (Ослик.)
– Ослик принёс Кролику и нам с вами новую букву. (Показ буквы)
- А сейчас сделаем артикуляционную гимнастику.
Артикуляционная гимнастика.
– Жил-был язычок в домике-ротике. Двери-губы плотно закрыты. Вот так (показ учителем). Язычок спокойно спит. К нему пришли гости – звуки. Начали они будить: «О-о-о».
(Губы округлены и слегка вытянуты вперёд, зубки закрыты губками, язычок лежит на дне ротика, горло «работает». Произносится утрированный звук [о], повторить 8–10 раз.)
III. Объявление темы и постановка учебной задачи.
– А что нам предстоит сделать на уроке?
(Познакомимся с новой буквой и её секретами.)
- Ребята, а по какому плану мы будем работать?
1. Выделяем новый звук.
2. Конструируем букву.
3. Находим её в алфавите и словах.
4. Составляем схему слова.
5. Пишем букву.
6. Читаем слоги и слова, предложения.
IV. Открытие нового знания.
1. Выделение звука [о].
- Вы не забыли какую букву принёс ослик кролику?
– Как вы думаете, какую букву любит ослик?
– Произнесите слово «ослик», интонационно выделяя звук [о]. (О-о-ослик.)
– Определите его место в слове. (В начале слова.)
– Какой это звук? (Гласный.)
– Почему?
– Произнесите звук [о]. Звук [о] обозначается буквой о.
2. Знакомство с буквой.
– Ослик принёс Кролику букву о. Рассмотрите букву. На что похожа
буква о?
(Просмотр видеоролика про букву О).
3. Дифференцированная работа. Работа по учебнику.
1) Для не читающих учащихся:
– Подчеркните в словах стихотворения буквы о.
– Сколько букв подчеркнули? (5.)
– Сколько букв «о» в первой строчке? (4.)
(Хоровое произношение)
2) Для читающих учеников:
– Прочитайте двустишье А. Шибаева вслух.
– Прочитайте слова с буквой о. («Посмотри», «колесо».)
-Ребята, вы, наверное, устали. Отдохнём?
Самостоятельная работа по карточкам «Найди в словах
букву О. Подчеркни»
4. Звуковой анализ слова «полка».
- Продолжим работу по учебнику. Какой рисунок вы увидели?
-Кто знает, что такое полка? Какие бывают полки? (Полка- прикреплённая к стене горизонтальная доска для предметов домашнего обихода, книг).
- А как на родной язык переводится слово полка?
На татарском- киштэ, шурлек.
На башкирском- кэштэ.
- Составим схему слова полка.
1-й ученик. П-п-полка – первый звук [п], твёрдый согласный. Обозначу синей фишкой. Мягкая пара – [п’].
2-й ученик. Поооолка – второй звук [о], это гласный звук. Обозначу красной фишкой.
Правило: после твёрдого согласного звук [о] обозначается буквой о.
– Замените фишку на букву, которую она обозначает.
Синяя фишка а
Зелёная фишка я
Синяя фишка о
3-й ученик. Полллка – третий звук [л], это твёрдый согласный, обозначу синей фишкой. Мягкая пара – звук [л’].
4-й ученик. Полккка – четвёртый звук [к], это твёрдый согласный, обозначу синей фишкой. Мягкая пара – звук [к’].
5-й ученик. Полкаааа – пятый звук [а], это гласный звук, обозначу буквой а, так как в слове он стоит после твёрдого согласного звука.
5. Подбор слов со звуком [о], расположенным в начале, середине и в конце слова. Игра «Где в словах звук [о]?» (по схемам).
– Рассмотрите картинки. Все предметы художник расположил в два столбца. Определите, какой столбец левый, а какой правый. Покажите сначала правый столбец. Теперь левый.
– Назовите каждый предмет, расположенный в левом столбце, двигаясь сверху вниз.
– Назовите каждый предмет, двигаясь снизу вверх.
– Что обозначают схемы в самом низу?
– Определите, какие слова соответствуют первой схеме? (Ослик.)
– Назовите другие слова, которые бы начинались на букву о.
– Определите, какие слова соответствуют второй схеме. (Зонт, торт, бочка, лимон.)
– Назовите другие слова, в которых буква о стоит в середине слова.
– Определите, какие слова соответствуют третьей схеме? (Яйцо.)
–Назовите слова, которые заканчивались бы на букву о.
(Слушание песни про букву О).
8. Подготовка к письму.
1. -Ребята, на столе лежит конвертик с фасолью. Выложите вместе букву О из фасолинок.
-Молодцы, получилось очень красивая буква!
2. -Ребята, звук [о] мы можем увидеть?
-Звук [о] обозначим буквой О.
(Показываю печатную букву Оо).
-Ребята, а почему две буквы Оо?
- Чем буквы отличаются от звука?
Сравнение письменной и печатной строчной букв.
Буква печатная – стоит прямо, а письменная наклонена, как ветерок подул на неё, она слегка наклонилась.
-Вспомним правило, которое должны помнить при письме:
Парта- это не кровать, и на ней нельзя лежать.
Ты сиди за партой стройно и веди себя достойно.
3. - Посмотрите на образец написания буквы о. (Показ буквы учителем на меловой доске).
- Напишем в воздухе заглавную букву О.
- Запишите букву на доске. (Письмо пальцем на разлинованном листе интерактивной доски).
- Заглавную букву О начинаем писать чуть ниже вспомогательной линии. Руку ведем вверх, закругляя линию чуть влево, затем ведем округлую линию вниз; чуть не доходя до нижней линии рабочей строки, закругляем вправо, доводим до нижней линии рабочей строки, закругляем вправо и ведём округлую линию до начала письма.
- Молодцы!
4. Работа в парах, взаимопроверка.
-Запишите соединения букв, поменяйтесь тетрадями и обведите в кружочек те буквы, которые лучше всего получились у вашего соседа по парте.
-Ребята, понравилась Вам буква О?
V. Первичное закрепление.
Работа по карточкам «Нарисуй машинам колёса в виде буквы О»
Конкурс «Знаток загадок».
– Отгадайте загадку:
Сер, но не волк, длинноух, да не заяц, с копытами, да не лошадь.
(Ослик.)
– Вспомните загадки, отгадки в которых начинаются на о.
Те, с кем рядом я жужжала,
Помнят – у меня есть жало
И на брюшке полоса,
Потому что я. (оса). Он рогат и благороден,
Он мечтает о свободе.
Бьёт копытом целый день
За решёткою. (олень).
Они лёгкие, как вата,
По небу плывут куда-то,
Держат путь издалека
Каравеллы. (облака). На июньской грядке
Всё у нас в порядке!
Строем, словно молодцы,
Зеленеют. (огурцы).
Шипит и злится,
Воды боится.
С языком – а не лает,
Без зубов – а кусает.
(Огонь.) Лес разделся,
Неба просинь,
Это время года –. (осень).
VI. Итог урока.
– С какой буквой мы познакомились?
– Какой звук обозначает буква о? (После твёрдого согласного звука буква о обозначает звук [о].)
-Будем дружить с этой буквой : красиво писать, правильно произносить звук о.
-Желаю Вам успехов!