елена зверева
Конспект занятия по обучению грамоте «Почтальон принес письмо, мы не знаем для кого… Знакомство с буквой А и звуком [а]»
▼ Скачать + Заказать документы
I. Организационная информация
1.1 Доминирующая
образовательная область Речевое развитие
1.2 Виды деятельности
детей коммуникативный
игровой
двигательный
познавательно-исследовательский
II. Методическая информация
2.1 Тема занятия Почтальон принес письмо, мы не знаем для кого…
2.2 Методы и приемы
реализации содержания
занятия Наглядный (демонстрация, рассматривание, показ способа действия,
Публикация «Конспект занятия по обучению грамоте „Почтальон принес письмо, мы не знаем для кого… Знакомство с буквой А и звуком [а]“» размещена в разделах
- Буква А и звук [А]. Конспекты занятий
- Буквы. Знакомимся с буквами и звуками
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Обучение грамоте. Звуки, буквы, слоги
- Обучение грамоте. Конспекты
- Темочки
Словесный (беседа, объяснение, загадка,
Игровой (дидактическая игра, словесная игра)
Практический (выкладывание буквы из палочек, упражнение)
Прием постановки цели и мотивации деятельности детей: вступительная беседа.
Прием активизации деятельности детей в процессе занятия : создание проблемной ситуации.
Прием поддержания интереса у детей: чередование детской деятельности, физкультминутка
Прием оценки и самооценки: похвала, поощрение
2.3 Возрастная группа 5-6 лет
2. 4 Цель: Знакомство с буквой Аа и звуком [а]
2. 5 Задачи: Закреплять понятия звук, гласный звук, согласный.
Формировать понятия буква и представления о том, чем звук отличается от буквы. Формировать навык конструирования буквы А из палочек.
Формировать умение различать гласный звук [а] среди других гласных в дидактической игре «Хлопни в ладоши».
Формирование умения находить букву а среди других букв алфавита.
Формировать умение подбирать слова с заданным звуком [а] в начале слова.
Формировать умение определять на слух наличие звука [а] в словах в дидактической игре «Четвертый лишний»
Формировать умение определять место гласного звука [а]в начале, середине или в конце слова в игровом упражнении «Определи место звука а в слове».
Развивать зрительное и слуховое внимание, память, мышление, мелкую и крупную моторику, самоконтроль.
Воспитывать самостоятельность.
2.6 Планируемые
результаты Дети знают букву Аа и звук [а].
2.7 Организация РППС
для проведения занятия палочки двух цветов, пластмассовые магнитные буквы, предметные картинки, схема определения места звука в слове, карточки с заданием на определение места звука в слове по количеству детей, по 3 красные фишки по количеству детей, контейнер с песком, 2 одинаковых конверта в цветочек, влажные салфетки.
Графическое изображение буквы Аа на доске.
2.8 Обогащение словаря Звук, буква, гласный звук, согласный звук.
2.9 Подготовка
к образовательной
деятельности
на занятии в
предшествующие
режимные моменты Знакомство с графическим изображением буквы Аа. Подбор имен на звук [а]. Определение положения звука а в слове на слух.
III. Конспект занятия
3.1 Вводная часть
3.1.1
Введение в тему
(создание проблемной ситуации) Воспитатель: ребята, утром почтальон принес письмо. Какое-то странное письмо…Непонятно, кому адресовано… Как же мы узнаем кому?
Дети (рассуждают) : конверт с цветочками, это письмо для девочки.
3.1. 2 Мотивация деятельности детей Воспитатель: на обратной стороне конверта PS(приписка) «Как зовут девочку вы узнаете, если выполните задания, которые приготовил почтальон». Хотите узнать кому письмо?
Дети: Да, хотим. Когда мы узнаем кому письмо, тогда мы узнаем что в письме.
3.1.3. Целеполагание
3.2. Основная часть:
3.2.1 Актуализация ранее
приобретенных знаний Воспитатель:
1.«Загадка от почтальона»
В море плавала акула
Ела все, что в нем тонуло…
К нам акула приплыла-
Превратилась в букву …А
Воспитатель: На прошлом занятии вы уже познакомились с буквой А, поэтому вам не составит труда выложить большую букву А из палочек. Как выдумаете, какого цвета возьмем палочки?
Дети: красного.
Воспитатель: Почему?
Дети: потому что, звук [а],который обозначен буквой А-гласный., мы его можем петь, когда мы его произносим нет преграды для произношения. Воспитатель: что может быть преградой для произношения звука?
Дети: при произношении звуков могут мешать : язык, губы, зубы. Эти звуки называются согласными.
Воспитатель: Правильно ребята! Давайте споём звук «а», как будто наш голос поднимается, а потом спускается по лесенке.
2. Упражнение «Лесенка».
Дети поют звук вместе с воспитателем.
Воспитатель: Молодцы. из скольких палочек состоит большая буква «А»?
Дети: Из трёх. Две палочки длинные и одна короткая.
3. Выкладывание буквы А из палочек.
Воспитатель: Какую букву вы сложили?
Дети : большую букву А
Воспитатель: Есть еще маленькая буква а. София, найди ее, пожалуйста, среди других букв. (о, р, м, н и тд.).
Сафия: Маленькая буква а, тоже гласная.
4. Дидактическая игра «Хлопни в ладоши».
Воспитатель произносит звуки а, у, о, у, а, а, о, у, а.
Услышав звук [а], дети должны хлопнуть в ладоши.
Воспитатель: Ребята, запомните, букву А мы видим и пишем, а звук слышим и произносим!
Воспитатель: Какие слова на звук а вы помните?
Дети: аист, арбуз, автобус, апельсин, ананас, акула, азбука, абрикос, астра, азбука, алфавит.
(воспитатель использует предметные картинки)
Воспитатель: Молодцы!
5. Физкультминутка «Буква А»
А – начало алфавита,
Тем она и знаменита.
А узнать ее легко:
Ноги ставит широко,
(Дети должны стоять широко расставив ноги. На каждый счет руки поочередно: на пояс, на плечи, вверх, два хлопка, на плечи, на пояс, вниз - два хлопка. Темп постоянно ускоряется.)
– А теперь ребята, встали!
Быстро руки вверх подняли,
В стороны, вперед, назад,
Повернулись вправо, влево,
Тихо сели, вновь за дело.
(Встали; руки вверх, в стороны, вперед, назад, повороты вправо, влево; сели.)
6. Логопедическое упражнение произнесения звука «А»
Воспитатель: Длительно тянем звук «А», укачивая на руках куклу (рот широко открыт).
3.2.2 Добывание
(сообщение и приятие)
нового знания 7. Дидактическая игра «Четвертый лишний»
Воспитатель: Посмотрите, ребята, что вы видите на картинках?
Дети : рак, жук, белка, арбуз.
Воспитатель: Как вы думаете, что лишнее?
Воспитатель проговаривает слова и акцентирует внимание детей на звуке а в словах.
Дети : Жук, потому, что в слове жук не слышется звук а.
Воспитатель: Правильно! Молодцы!
8. Игровое упражнение «Определи место звука а в слове».
Воспитатель: Определите место звука а в слове (в начале, середине,конце слова) и положите туда красный кружок-фишку по схеме.
В первом слове, место гласного звука а определим вместе.
Воспитатель проговаривает все звуки в слове «рак». Где слышится звук а : в начале слова, в середине или в конце слова?
Дети: В середине слова, кладем красную фишку в середину.
3.2.3 Самостоятельная/
продуктивная деятельность детей по закреплению нового знания 9. Самостоятельное определение места звука а в словах «белка», «арбуз».
Воспитатель приглашает детей к мольберту, для определения места звука в словах.
Воспитатель: Молодцы! Ребята, проверьте, правильно ли вы выполнили задание.
10. Игровое упражнение «Волшебная буква»
Пока мы выполняли задания почтальона письмо сдуло легким ветерком. Ребята, вы случайно не видите письмо?
Дети находят контейнер с сухим песком, где заранее, не полностью зарыто письмо,смазанное клеем. Не смазана клеем только заглавная буква А.
Воспитатель: Достанем, стряхнем песок. Оказывается, это письмо волшебное!
Что вы видите?
Дети : Буква А.
Воспитатель: Что это может значить?
Дети: Значит имя девочки начинается со звука
[ а].
Воспитатель: Кто же это может быть?
Дети: Аня, Алена, Амира, Алиса?
Воспитатель: Как мы теперь узнаем кому из девочек письмо?
Дети предлагают разные варианты решения проблемы, затем предлагают открыть письмо и посмотреть.
В письме лежит диплом 1 степени для Ани Сороковых, за участие в международном конкурсе рисунков «Чем пахнет лето».
Вручение диплома.
3.3. Заключительная часть
3.3.1 Рефлексия (анализ и самоанализ
деятельности детей) Воспитатель: Кто сегодня получил письмо?
Как мы узнали, что письмо для Ани?
Какая буква проявилась на письме с помощью волшебства? Что у вас вызвало интерес на занятии?
Какое задание почтальона вызывало у вас трудности?
Молодцы, хорошо поработали, как говорится делу время, потехе час! Можно теперь отдохнуть.
3.4. Дальнейшая разработка темы
3.4.1 Указывается мероприятие
(экскурсия, выставка и т. д., вид деятельности (чтение, художественно-творческая и т. п.) Изготовление книги «Наша азбука»
3.4.2 Длительность занятия : 20 мин