Инга Мешкова
Урок по обучению грамоте в 1 классе «Слова, отвечающие на вопросы «Кто?», «Что?»
▼ Скачать + Заказать документы
Урок обучение грамоте
1 класс
по теме
«Слова, отвечающие
на вопросы «кто?», «что?»
учитель начальных классов Мешкова И. В.
2023 г.
Тема: «Слова, отвечающие на вопросы «кто?», «что?»
Публикация «Урок по обучению грамоте в 1 классе „Слова, отвечающие на вопросы „Кто?“, „Что?“» размещена в разделах
- Начальная школа. 1 класс
- Начальная школа. 1-4 классы
- Обучение грамоте, 1 класс
- Школа. Материалы для школьных педагогов
- Темочки
Цели: формировать умение ставить вопросы кто? что? к словам, обозначающим предметы, различать слова-названия одушевленных и неодушевленных предметов.
Планируемые результаты образования:
Предметные: научатся различать слово и предложение, решать учебные и практические задачи – ставить точку в конце предложения, осознавать цели и ситуации устного общения; получат возможность научиться различать слова, называющие предметы, задавать к ним вопросы, соблюдать орфоэпические нормы и правильную интонацию.
Метапредметные
Познавательные: общеучебные – постановка вопросов к словам, обозначающим предмет; группировка слов по заданному признаку (отвечают на вопрос что? кто); осуществление выбора необходимого знака препинания в конце предложения и обоснование его постановки; логические – преобразование информации, полученной из рисунка, в текстовую задачу (моделирование диалога заданной ситуации общения); осуществление анализа звуковых моделей слов.
Регулятивные: оценивать собственную речь и речь собеседника с точки зрения соблюдения правил речевого этикета и норм произношения.
Коммуникативные: применять в общении диалогическую форму речи согласно выработанным правилам (умение слышать, точно реагировать на реплики, поддерживать разговор, излагать мысли последовательно, ясно и просто.
Личностные: проявляют устойчивое стремление к процессу общения, заинтересованность в получении совета с целью улучшения учебных результатов; осуществляют самоконтроль: соотносят собственный ответ с предложенным вариантом; обнаруживают настойчивость и терпение в преодолении трудностей.
Тип урока : открытие новых знаний.
Основные понятия: слово, значение слова, предложение.
Оборудование: карточки с заданиями, светофоры, компьютер, проектор, презентация по теме, предметные картинки.
Сценарий урока
1. Организационный момент
2. Актуализация знаний
Чистописание. Словарная работа.
Ребята, сегодня отмечается день одного лакомства. А какого, вы узнаете выполнив задание. Сперва проведём минутку чистописания.
-Буква, которую мы сегодня будем писать, потерялась.
Прочитайте слова и подумайте, какая это буква.
Хол…д, пал…чка, пл…мбир.
- Дайте характеристику звуку, который обозначен этой буквой.
-Запишите букву о.
- Обведите слова ручкой, вставляя пропущенную букву.
Поставьте ударение, а пропущенную букву подчеркните.
Прочитаем ещё раз эти слова. Что вы представили, прочитав их?
- Сегодня, 24 января отмечается международный день эскимо. А что такое эскимо? Эскимо – это мороженое на палочке, покрытое шоколадной глазурью.
Предлагаю послушать рассказ о мороженом.
3. Самоопределение к деятельности.
Ну, а если вдруг мы заболели, врачи рекомендуют пить чай. Чайный напиток считается самым употребляемым напитком. Ведь в каждом доме, в каждой семье пьют чай, устраивают чаепитие.
Кто любит чай?
А с чем вы любите пить чай?
Я вам предлагаю поиграть в игру чаепитие. На доске вы видите две чашки: зелёная и синяя. А пить чай мы будем с конфетами. Но конфеты не простые, на них написаны слоги. Вы должны распределить конфеты на две группы. На какие? Может кто-то догадался уже?
Если согласный звук в слоге твёрдый, то эту конфету положим к синей чашке, а если согласный звук мягкий – к зелёной чашке.
Му ли
Ха тё
СА тя
Бу ря
Но пи
Га ща
Молодцы. Скажите, ребята, что можно составить из слогов?
Из слогов можно составить слова. Давайте составим двусложные слова из этих слогов, т. е. слово должно состоять из двух слогов.
Составленные слова : муха, лиса, буря, нога, тётя, пища.
Прочитайте ещё раз внимательно слова. Подумайте, на какие две группы можно их разделить. Живые и неживые предметы.
Муха буря
Лиса нога
Тетя пища
Ребята, давайте поставим вопрос к словам первой группы. На какой вопрос они отвечают? (КТО) а слова второй группы? (ЧТО)
-Какая же тема нашего урока? (Слова, отвечающие на вопросы КТО, ЧТО)
-Чему мы будем учиться сегодня с вами? (ставить вопросы к словам, распределять предметы на живые и неживые.)
4. Работа по теме урока
-Как вы думаете, много ли слов, которые отвечают на вопросы что? Кто?
Посмотрите вокруг. Нас окружают разные предметы. И каждый предмет вокруг нас имеет своё название. Назовите предметы, которые вы видите в классе, которые отвечают на вопрос ЧТО? - ….
А теперь на вопрос КТО? - ….
5. Физкультминутка
6. Продолжение работы по теме урока
1) – Работа в парах.
Возьмите зелёную карточку.
-На карточках задание.
- Найдите лишнее слово в каждом столбике и зачеркните его.
Кто? Что?
собака трава
девочка лиса
колокольчик телефон
яблоко глаз
утка молоко
Самопроверка на экране.
2) Индивидуальная работа
-На столах у вас лежат карточки розового цвета. Прочитайте.
Гриб, ежик, туча, радуга, ученик,белка.
- Запись слов в тетради в 2 строчки.
кто? что?
(Можно составить предложение с одним из слов)
3) Работа в группе. Создание мини-проектов.
-Посмотрите на экран. На экране мы видим разные предметы. Назовём их.
Поработаем в группах. Вспомним правила работы в группе.
Не забываем, что в группе работаем дружно, не ссоримся, пытаемся понять и принять или не принять доводы одноклассника.
Вы должны распределить эти предметы на две группы.
(1группа- наклеить подходящие картинки, отвечающие на вопрос кто, (2- на вопрос что)
Проверка.
Учащиеся называют: 1. бабочка, стрекоза, собака, корова.
2. ягодка, капуста, корзина, ведро, стол, блюдце, чашка.
Что мы можем сказать о словах первой группы? (это живые существа)
На какой вопрос отвечают они? (Кто?)
Все слова, которые называют людей и животных отвечают на вопрос КТО?
-Что мы можем сказать о словах второй группы?
(это неживые предметы)
На какой вопрос отвечают они? (что)
Учитель: слова, которые называют людей и животных отвечают на вопрос КТО, остальные на вопрос ЧТО?
7. Рефлексия.
-Кто доволен результатом своей работы?
-Какие задания вам было интересно выполнять?
- Какие задания вызвали у вас затруднение?
8. Итог урока
-Мы работали со словами, которые отвечают на вопросы кто? Что? Что обозначают эти слова.