Александра Магазейщикова
Урок русского языка в 5 классе «Лексическое и грамматическое значение слова»
▼ Скачать + Заказать документы
МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ОТДЕЛ ОБРАЗОВАНИЯ
АДМИНИСТРАЦИИ ГОРОДА АРМЯНСКА РЕСПУБЛИКИ КРЫМ
МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ЦЕНТР ФИНАНСОВО-
ХОЗЯЙСТВЕННОГО И МЕТОДИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ» АДМИНИСТРАЦИИ
ГОРОДА АРМЯНСКА РЕСПУБЛИКИ КРЫМ
МЕТОДИЧЕСКИЙ ЦЕНТР
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«ШКОЛА- ЛИЦЕЙ №2»
ГОРОДА АРМЯНСКА РЕСПУБЛИКИ КРЫМ
МУНИЦИПАЛЬНЫЙ ЭТАП ВСЕРОССИЙСКОГО КОНКУРСА
«УЧИТЕЛЬ ГОДА РОССИИ – 2019»
Публикация «Урок русского языка в 5 классе „Лексическое и грамматическое значение слова“» размещена в разделах
- Русский язык, 5 класс
- Русский язык, конспекты уроков
- Средняя школа, 5 класс
- Средняя школа. 5-9 классы
- Учитель года
- Школа. Материалы для школьных педагогов
- Темочки
УРОК РУССКОГО ЯЗЫКА В 5 КЛАССЕ
НА ТЕМУ
«ЛЕКСИКОЛОГИЯ. ЛЕКСИЧЕСКОЕ ЗНАЧЕНИЕ СЛОВА»
Работу выполнила
Магазейщикова Александра Сергеевна,
учитель русского языка и литературы
Муниципального бюджетного
общеобразовательного учреждения
«Школа-лицей №2»
города Армянска Республики Крым
Армянск - 2018
Тема урока : Лексикология. Лексическое значение слова.
Цели:
Дать понятие термина «лексикология», «лексика»
Формировать умения самостоятельно давать лексическое значение слов
Развивать общеучебные умения, орфографическую зоркость, мыслительные процессы, развивать творческие способности учащихся
Воспитывать умение работать в группе, принимать решение, улаживать разногласия и конфликты, договариваться, вырабатывать свою точку зрения.
УУД:
познавательные:
- создать условия для развития у обучающихся орфографической зоркости, мышления, применять полученные знания на практике;
личностные:
- формирование мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности;
-умение проводить самооценку.
коммуникативные:
- умение оформлять свои мысли в устной и письменной форме;
- развитие умения слушать и понимать других;
- строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами;
- умение работать в группе.
регулятивные:
- развитие умения высказывать свое предположение на основе работы с материалами;
- оценивание учебных действий в соответствии с поставленной задачей;
- прогнозирование предстоящей работы;
- осуществление познавательной и личностной рефлексии.
Тип урока : открытие новых знаний
Формы работы: самостоятельная, групповая
Оборудование: учебник, кроссворд, жетоны для оценивания, карточки для рефлексии.
Ход урока:
1. Организационный этап. Мотивирование к учебной деятельности.
Учитель:
- Здравствуйте, ребята! Рада вас видеть в хорошем настроении.
Мне бы очень хотелось, чтобы наша работа на уроке была плодотворной, творческой, поэтому предлагаю такую форму проведения: самым активным ребятам в процессе урока я буду выдавать жетончики, которые в конце вы сможете обменять на оценки.
А сейчас я проверю ваши орфографические навыки, и поможет мне в этом словарный диктант.
2. Актуализация знаний. Проверка д/з.
- Открываем тетради и записываем число, классная работа.
У доски работает 1 ученик, остальные работают в тетрадях. По окончании ученики обмениваются тетрадями и осуществляют взаимопроверку, сравнивая с записями на доске.
Словарный диктант :
Разрядить ружье – разредить морковь, примерить платье – примирить поссорившихся, запевать песню – запивать чаем, полоскать горло – поласкать ребёнка.
3. Фронтальный опрос.
Учитель:
- Скажите, ребята, в какой части слова встретилась орфограмма? (в корне)
- Одинаковые ли корни представлены в словосочетаниях? (нет)
- А в чем разница? (в значении слова)
- Вы знаете, какой раздел языкознания занимается изучением значений слов? (лексикология – отвечает учитель, если дети затрудняются с ответом).
4. Формулирование темы и целей урока.
Итак, какова тема нашего сегодняшнего урока? (ответы детей)Записываем тему в тетрадь.
Какие цели перед нами стоят, как вы думает? (ответы детей).
5. Работа с теоретическим материалом в учебнике.
- Ребята, откройте учебники на с. 48. Давайте рассмотрим схему в начале параграфа и попробуем понять, что изучает наука лексикология.
Дети рассматривают схему, записывают новые термины (лексикология, лексика, лексическое значение слова)
Учитель спрашивает значение новых терминов у нескольких учеников.
6. Работа в группах.
- Ребята, вы умеете разгадывать кроссворды (да)
- А в виде чего дается вопрос в кроссвордах? (в виде лексического значения слова)
- Сейчас я вам предлагаю разгадать кроссворд. Вы объединяетесь в группы по 4 человека (2 соседние парты); у каждого из вас будет часть одного большого кроссворда, с которой вы работаете самостоятельно; затем вы складываете свои части и вместе находите зашифрованные посередине кроссворда слова. На это у вас есть 6 минут. Удачи!
Приложение 1. Кроссворд.
1. Домашнее животное семейства кошачьих. (кот)
2. Глагол 2-го лица,ед. ч., наст. вр., повелительного наклонения (что делай, обозначающий движение пешком. (иди)
3. Территория с фруктовыми деревьями. (сад)
4. Стол ученика в школе. (парта)
5. Игрушка для девочек, сделанная наподобие человека. (кукла)
6. Осенняя обувь (мн. ч.) (ботинки)
7. Человеческий детёныш. (ребёнок)
8. Главный город страны. (столица)
9. Небольшой юмористический рассказ. (анекдот)
10. Первый месяц зимы. (декабрь)
11. Жанр литературы, рассказывающий о событии или жизни героев. (рассказ)
12. Последний учебный день недели перед выходными. (пятница)
13. Дерево и его плод, красного или желтого цвета, слаще и крупнее вишни. (черешня)
14. Что-либо разрешено; слово противоположное по значению слову «нельзя».(можно)
15. Человек, летящий в космос. (космонавт)
16. Форма предложного падежа мн. ч. от слова «каникулы» (записать без предлога (каникулах)
По истечении времени учитель опрашивает детей.
7. Физминутка.
- Вы, наверное, устали? Предлагаю вам немножечко размяться и даже посмеяться. Я буду читать вам утверждения, если вы с ними согласны, значит, вставайте и топайте; если же нет, то садитесь и хлопайте. Начинаем!
Словесная игра «Отвечайте, правда ли?».
1. Любит кошка на обед
Виноград и винегрет.
Отвечайте, правда ли?
2. Закудахтал пес Барбос
И в гнезде яичко снес.
Отвечайте, правда ли?
3. Лапой хвать, зубами щелк.
Хищник - тигр и хищник - волк.
Отвечайте, правда ли?
4. Ночью, в дождик, как пастух,
Вывел кур гулять петух.
Отвечайте, правда ли?
5. Хоть улитка и мала,
Целый домик унесла.
Отвечайте, правда ли?
8. Закрепление материала.
- Вам в кроссворде попадались слова, в которых помимо лексического значения были даны еще и грамматические признаки. Перечислите их (разные части речи, число, лицо и наклонение глагола, падеж).
- Как вы думаете, эти признаки важны для понимания слова или можно обойтись без них? (важны)
- Все эти грамматические признаки составляют грамматическое значение слова (записывают в тетрадь)
- Вы все хорошо справились с предыдущим заданием. Теперь нам нужно вспомнить, из чего состоят слова (из морфем) и сделать морфемный разбор зашифрованных слов.
У доски работают три человека.
Грамматическое задание : сделайте морфемный разбор зашифрованных слов (подарки, ёлка, снежок).
- Давайте попробуем самостоятельно дать лексическое значение нашим словам.
Лексикологическое задание : запишите лексическое значение зашифрованных слов.
Дети высказывают свои варианты.
9. Самостоятельная работа (если позволяет время)
- Ребята, помните ли вы, что такое суффикс? (да)
- Почему суффикс называется значимой частью слова? (суффиксы могут указывать на лексическое значение слова)
- Я вам буду читать предложения, а вы закончите их. Все ответы записывайте, выделите суффиксы и укажите их значение.
Разные профессии.
Самолетом правит. (летчик).
Трактор водит. (тракторист).
Электричку. (машинист).
Стены выкрасил. (маляр).
Доску выстрогал. (столяр).
В доме свет провел. (монтер).
В шахте трудится. (шахтер).
В жаркой кузнице. (кузнец).
Кто все знает. (молодец).
10. Подведение итогов.
Экспресс –тест с взаимопроверкой (согласны +; не согласны -)
1. Лексикология – наука, изучающая состав слова. –
2. Лексика – словарный состав языка. +
3. Лексическое значение слова – смысл слова, то, что слово обозначает. +
4. У слова есть только одно значение – лексическое. –
5. Суффиксы -чик,–ист, -яр, -ёр, -ец имеют значение профессиональной принадлежности. +
Ответы: - + + - +
11. Рефлексия.
- У вас на партах лежат разноцветные карточки. Выберите ту, которая подходит к вашему нынешнему настроению.
«Зеленая» - все хорошо!
«Желтая» - остались вопросы по теме.
«Красная» - был неактивен или допустил много ошибок.
12. Оценивание.
- В течение урока вы получали за правильные ответы жетоны. Подсчитайте их и выставьте себе оценку.
5 и более жетонов –«5»
3-4 жетона – «4»
2 и менее жетонов – старайся!
11. Домашнее задание.
А домашнее задание я предлагаю вам придумать себе самостоятельно. Однако учтите, что за него будет выставлена оценка.
Спасибо за работу! Мне сегодня было приятно с вами сотрудничать!