Ольга Хромова
Урок русского языка во 2 классе «Родственные слова»
▼ Скачать + Заказать документы
Тема: Что такое родственные слова?
Цели: познакомить с понятием родственные слова, с признаками однокоренных слов; развивать речь; пополнять словарный запас учащихся.
Планируемые результаты (УУД) :
Личностные результаты: Волевая саморегуляция, контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталонном.
Метапредметные:
Публикация «Урок русского языка во 2 классе „Родственные слова“» размещена в разделах
- Начальная школа. 1-4 классы
- Начальная школа. 2 класс
- Русский язык, 2 класс
- Русский язык, конспекты уроков
- Школа. Материалы для школьных педагогов
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» октябрь 2018
Регулятивные: Учить ставить учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно и освоено учащимся, и того, что еще неизвестно. Формирование социальной роли ученика. Формирование умения проявлять инициативу, умение исправлять свои ошибки и доводить до конца.
Познавательные: формировать умение работать с информацией, использовать алгоритм, сравнивать, обобщать, дополнять, делать выводы. Формировать умение постановки и решения проблемы, осознанного и произвольного построения речевого высказывания в устной и письменной форме.
Коммуникативные: Потребность в общении с учителем. Умение слушать и вступать в диалог. Умение выражать свое мнение и доказывать. Развивать навыки сотрудничества
Предметные: научатся находить в тексте родственные слова, употреблять их в речи; аргументировано отвечать, доказывать свое мнение; анализировать, делать выводы, сравнивать.
Оборудование:
• учебник русского языка для 2 класса ( авторы: В. П. Канакина, В. Г. Горецкий);
• рабочая тетрадь;
• презентация Power Point; компьютер, проектор с экраном,
• карточки для рефлексии
Ход урока:
I. Вводная часть.
-Ребята, проверьте свое рабочее место.
Давайте создадим друг другу хорошее настроение, а для этого улыбнемся друг другу.
Итак, друзья, внимание,
Ведь прозвенел звонок,
Садитесь поудобней,
Пора начать урок.
Тетрадь правильно кладу,
Ручку правильно держу.
За посадкой слежу
И красиво напишу.
1. Пальчиковая гимнастика.
-Давайте приготовим пальчики для работы, чтобы они лучше писали и помассируем их.
Этот пальчик - дедушка,
Этот пальчик – бабушка,
Этот пальчик – папочка,
Этот пальчик – мамочка,
Этот пальчик – я
Вот и вся моя семья!
(Запись числа, классной работы)
2. Минутка чистописания
Вм он ля ле (анализ ошибок)
Яблоко (Г. Сапгир)
У прохожих на виду
Висело яблоко в саду.
Ну, кому какое дело?
Просто яблоко висело.
Только Конь сказал,
Что низко,
А мышонок -
Высоко.
Воробей сказал,
Что близко,
А Улитка – далеко.
А Теленок озабочен,
Тем, что яблоко
Мало.
А Цыпленок - тем
Что очень
Велико и тяжело.
А Котенку все равно:
-Кислое - зачем оно?
-Что вы?-
Шепчет Червячок, -
Сладкий у него бочок.
Назовите из стихотворения слова антонимы :
Высоко – низко
Близко – далеко
Велико – мало
Сладкое – кислое
- С какими словами из словаря встретились? (Ябл…к., в…р…бей)
II. Мотивационно – ориентированный этап.
-О чем говорилось в гимнастике для пальчиков? У каждого человека тоже есть родственники.
Кого называем семьей? (Тех людей, которые живут вместе.)
Назовите членов вашей семьи.
А как еще называют близких родных людей? (Родня, родственники)
Что общего у родственников? ( Общие родители: бабушки, дедушки и др.
Они похожи внешне и имеют одну фамилию).
У меня есть папа и мама.
Что я сказала? Из чего состоит предложение?
Как вы думаете, есть ли у слов родственники?
Послушайте рассказ «Родня ли Гусеница Гусю?»
Идут по лугу гусь, гусыня и гусята. Навстречу им ползет гусеница
- О! Здравствуйте! Вы кто такие?
- Я Гусь, это Гусыня, это наши гусята. А ты кто?
- А я ваша родственница – гусеница.
Петя выписал родственные слова : гусь, гусыня, гусята, гусеница.
Алеша сказал, что гусеница – не родственное слово.
Петя возразил: «Ведь гусеница сама сказала, что она родственница, значит родственное слово».
Кто же прав? Петя или Алеша? Почему? Надо выбрать из этой группы слов только те, которые являются родственными.
III. Поисковый этап.
Может ли гусеница считать себя родственницей гусей? Почему? Кого можно здесь назвать родственниками?
Все родственные слова связаны по смыслу.
Тогда должно еще какое-то условие, при котором слова будут называться родственными.
- Давайте посмотрим еще раз на эти слова и обратим особое внимание на их написание.
-Кого можно здесь назвать родственниками? (Гуся, гусыню, гусят)
- Почему? (потому что они одна семья, у них есть много общего)
- А что вы еще заметили общего в написании этих слов? (в некоторых словах есть общая часть).
- Назовите эту общую часть. (гус-).
- Выделим эту общую часть дугой.
(Все слова начинаются с букв «гус»)
-Посмотрите на слова гусеница, она тоже начинается так. Значит, она тоже родственница гусей? (Нет, не знаем)
- Попробуйте сформулировать тему сегодняшнего урока.
Дети: родственные слова
- Какую учебную задачу мы поставим перед собой?
Сегодня мы
- познакомимся с родственными словами,
-узнаем их признаки,
- будем учиться находить родственные слова в тексте и среди других слов.
IV. Практический этап.
4.1 -Что нам поможет в решении учебной задачи? (учебник)
Работа с учебником. Стр. 58, упр. 77.
-Прочитайте текст. (Читает ученик с хорошими навыками чтения)
-Чем похожи выделенные слова? (Общая часть. Одинаковое значение).
-Какие слова мы называем родственными словами? (У которых есть общая часть и одинаковое значение)
-Прочитайте на стр. 58, на что нужно обратить внимание, и скажите: верно ли мы высказали предположения?
-Назовите два признака родственных слов. (Общая часть и близкое значение)
4.2 Физкультминутка
4.3 Составление алгоритма определение родственных слов.
1. Стр 59, упр. 78).
-Прочитайте слова первой группы. Можно ли эти слова назвать родственными? (Да. Есть общая часть, и эти слова близкие по значению.)
2. Составление алгоритма.
•Читаю слова.
• Нахожу общую часть.
• Определяю близкое по смыслу значение слов.
(Алгоритм записан на доске, аналогично разбирают остальные слова)
-Выполните письменное задание к упражнению.
Спишите: 1 ряд – 1 группу, 2 ряд – 2 группу, 3 ряд – 3 группу.
Выделите общую часть родственных слов так :
V. Рефлексивный
Вам даны карточки.
1. жарко, жарится, печется.
2. дерево, деревянный, сосна, деревцо.
3. чайка, чайник, чайный.
4. лес, лестница, лесничий.
В каждой группе зачеркните лишнее слово, оставьте только родственные слова.
Проверьте работу у соседа по парте оцените с помощью знаком +, =, !.
- Сейчас покажите ваше настроение, с которым вы работали сегодня на уроке. Кто из вас доволен своей работой, а кто не со всеми заданиями справился и остался не очень доволен своей работой.
- Отлично. Наш урок закончен. Всем спасибо за работу.
VI. Подведение итогов урока
Что нового узнали на уроке?
Какие два условия должны выполняться, чтобы слова модно было назвать родственными?
Д/ З: упр. 79 (с. 59).