Ольга Мачкевская
Урок обобщения и систематизации знаний «Части речи» в 4 классе
▼ Скачать + Заказать документы
Тема урока : «Части речи»
Предмет: Русский язык
Класс :4
Цель:
Обобщить знания учащихся о самостоятельных частях речи.
Задачи урока :
Образовательные: закрепить и обобщить знания учащихся о частях речи
Публикация «Урок обобщения и систематизации знаний „Части речи“ в 4 классе» размещена в разделах
- Начальная школа. 1-4 классы
- Начальная школа. 4 класс
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Части речи. Конспекты уроков
- Школа. Материалы для школьных педагогов
- Темочки
Развивающие: Развитие умения отличать части речи от состава слова; тренировка навыков нахождения различных частей речи в тексте; способствовать развитию познавательного интереса, мотивации учения, памяти, воображения, общего кругозора.
Воспитательные: создать условия для формирования чуткого отношения к языку, наблюдательности и внимательности; воспитание доброты, чувства дружбы, коллективизма.
Формируемые УУД:
Познавательные:
• определять части речи и обосновывать своё мнение;
• определять морфологические признаки частей речи;
• классифицировать объектов по выделенным признакам.
• умение осознавать познавательную задачу; самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения предметной учебной задачи; извлекать нужную информацию
Коммуникативные:
• согласовывать позиции с партнером и находить общее решение;
• адекватно использовать речевые средства для представления результата.
• умение задавать вопросы, слушать и отвечать на вопросы других; формулировать собственные мысли; высказывать и обосновывать свою точку зрения; подтверждать аргументы фактами.
Регулятивные:
• постановка учебной задачи;
• оценивание качества усвоения материала.
• умение обнаруживать и формулировать учебную проблему совместно с учителем; планировать (с учителем и одноклассниками или самостоятельно) необходимые действия, операции.
Личностные: Уметь использовать, приобретенные знания и умения в практической деятельности, умение оценивать ситуацию на уроке с точки зрения важности образования; желание приобретать новые знания, умения, совершенствовать имеющиеся.
Тип урок : урок развития умений и навыков.
Оборудование: Учебник по русскому язык 4 класс Канакина В. П., Горецкий В. Г. 1 ч. ; мультимедийный проектор; карточки для индивидуальной работы.
Ход урока
I.Организационный момент
Учитель: Добрый день, друзья! Я рада вас видеть и очень хочу начать работу с вами. Хорошего вам настроения и успехов! Все ли готовы к уроку?
Дети: Да!
Учитель: Тогда вперед!
Приветствие “Пальцы-ладошка”
Учащиеся поочередно касаются одноименных пальцев рук своего соседа, начиная с больших пальцев и говорят:
• желаю (соприкасаются большими пальцами);
• успеха (указательными);
• большого (средними);
• во всём (безымянными);
• и везде (мизинцами);
• (прикосновение всей ладонью)
• Чтобы быть успешным на уроке создадим формулу успеха.
. +. +. = УСПЕХ
- Добавьте нужные слова: СТАРАНИЕ, НЕСАМОСТОЯТЕЛЬНОСТЬ, ВНИМАНИЕ, ЛЕНЬ, СООБРАЗИТЕЛЬНОСТЬ, РАЗДРАЖИТЕЛЬНОСТЬ, НЕУВЕРЕННОСТЬ
СТАРАНИЕ + ВНИМАНИЕ + СООБРАЗИТЕЛЬНОСТЬ = УСПЕХ
- Воспользуемся этой формулой на уроке.
II. Актуализация опорных знаний
1. Проверка домашнего задания
Упр. 293 стр. 134
Назовите вставленные буквы. Какова тема и главная мысль стихотворения?
2. Работа в тетрадях
Двенадцатое мая. Классная работа.
3. Минутка чистописания
-Назовите твёрдый парный согласный звук для звука б и запишите букву, которую он обозначает.
П
- запишите букву, которая стоит в алфавите перед буквой п
О
-Запишите букву, которая обозначает безударный гласный звук в слове весна
Е
Запишите букву, обозначающую звук, который чаще всего звучит в скороговорке
Дятел долбит древний дуб
Добрый дятел дубу люб.
Д
Пропишите всевозможные варианты соединений с этими буквами
Поед опед допе едоп поде епод
3. Словарная работа
Составьте слово, добавив две гласные буквы
Победа
Пропишите, выделите орфограмму
III. Самоопределение к деятельности
-Сколько слов в русском языке?
-А во всех языках, вместе взятых?
-Представьте мешок, из которого высыпались слова. Что делать? Наводить порядок. А как? Их надо сгруппировать. Что же делать? (слова нужно сгруппировать так, чтобы в одной группе оказались слова, обладающие общими признаками.) По какому признаку можно сгруппировать слова? (по частям речи)
Сформулируйте цель и задачи урока (повторить части речи и их признаки, научиться распознавать изученные части речи)
III. Работа по теме урока
1. Составление кластера «Части речи».
- На какие 2 большие группы можно разделить слова русского языка, части речи? Почему?
Перечислите самостоятельные части речи?
Перечислите служебные части речи?
Самопроверка.
2. «Найди пару». Заполнение таблицы
Выберите вопросы к каждой части речи. Самопроверка.
Часть речи Вопросы Что обозначает
Имя существительное Кто? Что? Предмет
Имя прилагательное Какой? Чей? Признак предмета
Глагол Что делать? Что сделать? Действие предмета
Имя числительное Сколько? Который? Количество предметов и порядок при счёте
Наречие Где? Куда? Признак действия
3. Работа по определению частей речи. Проблемный вопрос.
- Определите к какой части речи относится слово «учёный»
-Прочитайте четверостишие.
У лукоморья дуб зелёный;
Златая цепь на дубе том:
И днём, и ночью кот учёный
Всё ходит по цепи кругом.
-Спишите 3 и 4 строки.
-Определите, к какой части речи относятся выделенные слова.
-Какой частью речи они являются? Как определить? Что для этого нужно сделать?
Докажите. Вывод.
Алгоритм определения части речи.
• прочитать слово
• задать к слову вопрос
• определить, что обозначает слово
• определить часть речи
4. «Чудесное превращение»
Составьте и запишите предложение, чтобы слово «учёный» стало существительным.
V. Физкультминутка
Называю слова разных частей речи. Если это существительное - руки верх, прилагательное - приседание, глагол – поворот туловища, наречие-поворот головой, числительное-три хлопка
(Весна, идёт, девятое, мая, зелёные, приветствую, хороший, отлично, новый, школа, учатся, дружные, уроки).
VI. Продолжение работы по теме урока.
1. Учитель рассказывает стихотворение:
Сказали МНЕ, что с НЕЮ ВЫ
При НИХ на берегу
ЕГО ловили. Но, увы:
Я плавать - не могу!
МЫ ВАМ ЕЁ, ОНА НАМ ИХ,
ВЫ ИМ, обратно, НАС.
Он с НЕЮ, к НАМ опять для НИХ,
А МЫ с НИМ - к НЕЙ от ВАС…
Хоть МНЕ известно, что ОНО
ИХ любит больше ТЕХ, -
Всё ЭТО тайной быть должно
Для НАС и ВАС от ВСЕХ…
-Поняли вы что-нибудь? (нет)
- А как вы думаете, почему? (Не названы существительные. Местоимения
заменяют существительные. Местоимения не называют предмет, а указывают
на него).
-Для чего существуют местоимения в речи? (Они делают нашу речь
удобной и разнообразной. Мы употребляем местоимения, чтобы не было
повторений в предложении одного и того же имени существительного)
-Итак, без местоимений наша речь бедна. Проверим, умеете ли вы
употреблять местоимения.
-Замените выделенные существительные местоимениями.
2. Морфологический разбор частей речи. Определение роли предлогов и союзов. (3 человека у доски и по рядам)
Составьте предложение из слов. Запишите. Удалось ли вам?
Города, высаживают, цветы, поддерживают, улицах, порядок, жители.
Ж…тели гор…да высаживают кр…сивые цв…ты и поддерживают
п…рядок на ул…цах.
Самопроверка.
Морфологический разбор
Образец в учебнике стр. 146
Самопроверка.
Дополнительно. Индивидуальная работа. Стр. 136 упр. 297
VII. Подведение итогов
1. Рефлексия
Что мы с вами изучили на уроке?
• Было интересно…
• Было трудно…
• Мне захотелось…
• У меня получилось…
• Была ли достигнута цель урока?
2. Оценивание
3. Домашнее задание
Учеб. Стр. 135 упр. 296