Приложение МААМ

Урок русского языка по обобщению и систематизации изученного «Имя существительное как часть речи» в 6 классе

Лобанова Надежда Владимировна
Урок русского языка по обобщению и систематизации изученного «Имя существительное как часть речи» в 6 классе
▼ Скачать + Заказать документы

Цели урока :

- обобщить и расширить сведения о существительном как части речи;

- повторить морфологические признаки имени существительного;

- уметь определять синтаксическую роль существительного в предложении;

- закрепить навыки правильного написания имен существительных с изученными орфограммами.

Ход урока.

I. Сообщение темы и целей урока.

II. Повторение изученного материала

1. Блиц-опрос. Работа с карточками "ДА", "НЕТ"

– Имя существительное – самостоятельная часть речи.

Публикация «Урок русского языка по обобщению и систематизации изученного „Имя существительное как часть речи“ в 6 классе» размещена в разделах

– Имя существительное служит для связи слов в предложении.

– Имя существительное изменяется по лицам.

– Имена существительные КЕНГУРУ, КАШНЕ склоняются.

– Большинство имен существительных изменяется по падежам и числам.

– Имена существительные ВРЕМЯ, ПЛЕМЯ разносклоняемые.

– Имена существительные НЕПОСЕДА, ПЛАКСА, ЗАЗНАЙКА женского рода.

– НЕ с существительными пишется раздельно, если к существительным можно подобрать синоним.

– В слове ГРУЗЧИК пишется суффикс -ЧИК.

Вывод: что называется именем существительным?

2. Распределительный диктант.

Распредели по колонкам данные имена существительные :

осень, рассвет, глубина, утро, дедушка, мышь, тишина, озеро, ночь, день, акация, рожь.

1 склонение 2 склонение 3 склонение

Вывод: какие имена существительные относятся к 1 склонению? ко 2 склонению? к 3 склоне-нию?

3. Определи окончание.

Составьте словосочетания, соединив слова по смыслу. Существительные поставьте в форму указанного падежа.

Интересный,

длинная,

яркий,

любимый,

вкусная,

всемирная,

известный,

серая Спектакль (П. п. ,

писатель (Р. п. ,

фонарь (Р. п. ,

очередь (Д. п. ,

шинель (В. п. ,

известность (Р. п. ,

учитель (П. п,

морковь (Р. п)

1 группа – выполняет все задание;

2 группа – составляет словосочетания, используя четыре первых существительных;

3 группа – ставит существительные в указанном падеже.

Вывод: рассказать о правописании гласных И и Е в падежных окончаниях существительных в единственном числе.

4. Морфологическая путаница

Привести в порядок морфологический разбор имени существительного :

I. Непостоянные признаки: собственное/нарицательное; одушевленное/неодушевленное; род, склонение.

Постоянные признаки: падеж, число.

II. Синтаксическая роль.

III. Часть речи. Вопрос.

Начальная форма

1 группа – приводит в порядок морфологический разбор;

2 группа – морфологический разбор слова ДЕРЕВЬЯМИ;

3 группа – работает по карточкам.

5. Выборочный диктант

Найдите и выпишите разносклоняемые существительные, укажите их падеж.

Дорогой друг! Прости, не знаю твоего имени. Задумывался ли ты над вопросом: почему у отличников на все хватает времени? И по ботанике заняться изучением семени пшеницы, и в конно-спортивной секции покачаться в стремени. То ли они из другого племени? Говорят, что все дело в каком-то особом духовном пламени.

1 группа – выписывает разносклоняемые существительные и указывает их падеж;

2, 3 группы – выписывают разносклоняемые существительные.

Вывод: какие имена существительные являются разносклоняемыми?

6. Исправь ошибки!

Как-то рано поутру

С другом сели мы в метру.

И поехали в метре

Фильм смотреть о кенгуре.

Вот сидим мы с ним в кине

Без пальта и без кашне…

А вернее – я и ты без кашна и без пальты.

1 группа – выписывает словосочетания с несклоняемыми существительными;

2, 3 группы – выписывают несклоняемые существительные, исправляя ошибки.

Вывод: какие имена существительные являются несклоняемыми?

7. Разгадай кроссворд

Список блюд «Дом» трамваев

Зеркало с тумбочкой Теплый шарф

Мастерская по шитью одежды Верхняя одежда

Музыкальный инструмент с клавишами Сумчатое животное

Вид обезьяны Вид капусты

1 группа – разгадывает весь кроссворд;

2, 3 группы – разгадывают часть кроссворда.

8. Орфоэпическая минутка

Прочитайте слова, соблюдая орфоэпические нормы:

кафе, намерение, газопровод, тире, фанера, МГУ, договоренность, академия, спортсмен, сред-ствами, авеню.

- Лексическое значение какого слова нам не знакомо?

Словарная работа.

АВЕНЮ. Узнаем лексическое значение этого слова в толковом словаре.

- Что мы узнали о грамматических признаках этого слова?

Составим и запишем с изученным словом словосочетание и предложения.

9. Игра "Составь шифр".

Определите, слитно или раздельно пишется НЕ со следующими именами существительными. Ес-ли слитно, ставьте букву С. Если раздельно – букву Р.

Каждая неудача прибавляет ума.

Не силой борются, а умением.

В осеннее ненастье семь погод на дворе.

Не работа сушит, а забота.

Невидимкою луна освещает снег летучий.

Не друг, а враг.

Поделом тебе, старый невежа!

Вывод: расскажите о слитном и раздельном написании НЕ с существительными.

10. Творческий диктант с комментированием

Подберите к этим выражениям слова с суффиксом –чик (–щик)

1. Самолет вел опытный пилот.

2. Играющий на ударном инструменте.

3. Все подписавшиеся будут получать газету.

4. Инициатором драки был Вася.

5. Смазывающий колеса закончил свою работу.

Вывод: расскажите о написании суффиксах -ЧИК, -ЩИК в именах существительных.

11. Собери пословицу

Соберите пословицу, используя подсказку – грамматические показатели слов.

1) в, друг, беде, познается.

Подсказка: ед. ч. Им. п. ; глагол; предлог; ед. ч. П. п.

2) лень, а, кормит, портит, труд.

Подсказка : ед. ч. Им. п. ; глагол; союз; ед. ч. Им. п.

3) труда, рыбку, выловишь, и, не, пруда, без, из.

Подсказка: предлог; ед. ч. Р. п. ; частица; глагол; союз; ед. ч. В. п., предлог; ед. ч. Р. п.

1 группа – составляет все три предложения;

2 группа – 1-ое, 2-е предложения;

3 группа – 3-е предложение.

12. Образуйте от данных слов имена существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами. Какую орфограмму вам придется вспомнить?

Стог – стож. к; Овраг – овраж. к;

жук - … орех - …

круг - … замок - …

волк - … горох - …

луг - … кусок - …

1 группа – выполняет все задание;

2 группа – по 4 существительных из каждого столбика;

3 группа – по 3 существительных из каждого столбика.

Вывод: расскажите о написании гласных О и Е после шипящих в суффиксах имен существитель-ных.

13. Построй схему предложения

1. Я горжусь тем, что живу в Мордовии.

2. Цветет мой край мордовский, становится все краше мой Саранск.

3. Федор Ушаков, Федот Сычков, Степан Эрьзя – славные сыны Мордовии.

1 группа – выполняет схемы 1 и 2 предложений;

2 группа – выполняет схемы 2 и 3 предложений;

3 группа – выполняет схему 3 предложения.

- Какими членами предложения могут являться имена существительные?

- Что вы знаете о Ф. Ушакове, Ф. Сычкове и С. Эрьзе?

III. Итоговый тест по теме "Имя существительное" выполняется за компьюте-ром.

I. Укажите слово, строение которого соответствует схеме:

.

1) Пришкольный. 2) Приготовился. 3) Удивительный. 4) Приближаться.

II. Найдите слово, в котором написание гласной в корне проверяется ударением.

1) Выр. сли. 2) Уг. реть. 3) Бл. стеть. 4) Р. скошный. 5) Соб. рать.

III. Укажите слово в корне которого пишется о.

1) Р. стение. 2) К. сание. 3) Распол. гаться. 4) Разг. реться. 5) Отр. сль.

IV. Найдите слово с приставкой при- .

1) Пр. пятствие. 2) Пр. сутствовать. 3) Пр. образовать. 4) Пр. вращаться. 5) Пр. огромный.

V. Найдите разносклоняемое существительное.

1) Санаторий. 2) Галерея. 3) Пламя. 4) Аллея. 5) История.

VI. Укажите существительные, у которых в окончании пишется -и.

1) К станции. 2) На топол. 3) О ёлк. 4) По дорог. 5) В гербарии.

VII. Найдите существительное с суффиксом -щик.

1) Перебеж. ик. 2) Груз. ик. 3) Рез. ик. 4) Рассказ. ик. 5) Фасов. ик.

VIII. Найдите существительное с приставкой не- .

1) (Не) место красит человека, а человек место. 2) Вася – (не)ряха. 3) (Не)решительность шахматиста. 4) (Не)настье задержало нас в пути.

IX. Найдите среди данных слов заимствованное.

1) Весна. 2) Полотер. 3) Праздник. 4) Акварель. 5) Земля.

X. Найдите предложение, в котором допущена пунктуационная ошибка.

1) Женя положила ключ и телеграмму на край стола и вышла из комнаты.

2) Красивый пейзаж вызывает у людей радостное чувство, отвлекает от грустных мыслей.

3) Я вспоминаю то утро когда отец вернулся из экспедиции.

4) Ветер нагнал к веранде кучу листьев, и теперь они лежали маленькой горкой.

IV. Подведение итогов урока.

V. Домашнее задание:

1. Вопросы, стр. 103;

2. 1 гр. – упр. 261, 266;

2 гр. – упр. 267;

3 гр. – упр. 266.

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

Урок русского языка в 5 классе «Омонимы и многозначные слова» (слайд 1) Мастер – класс по теме «Многозначные слова и омонимы» Учитель: Магазейщикова Александра Сергеевна МБОУ «Школа-лицей №2» г. Армянска.

Урок русского языка в 9 классе «Подготовка к ОГЭ по русскому языку. Сложносочинённое предложение» Тема: ПОДГОТОВКА к ОГЭ. СЛОЖНОСОЧИНЁННОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ. Задачи: обучающие – обобщить знания по теме «Сложносочинённые предложения»; закрепить.

Урок русского языка в 1 классе «Деление слов на слоги» Тема: «Деление слов на слоги» Цель: формировать умения делить слова на слоги, анализировать модели слов, находить слова по данным моделям.

Урок русского языка во 2 классе «Родственные слова» Тема: Что такое родственные слова? Цели: познакомить с понятием родственные слова, с признаками однокоренных слов; развивать речь; пополнять.

Урок русского языка «Проверяемые безударные гласные в корне слова» в 3 классе Тема: "Проверяемые безударные гласные в корне слова" Цели: • закреплять умение применять различные способы проверки написания безударных.

Урок русского языка в 1 классе «Правописание сочетаний жи-ши» Тема: Правописание сочетаний жи-ши. Цель урока: учиться правильно писать слова с сочетаниями жи-ши; отрабатывать умение безошибочно писать.

Урок русского языка в 7 классе школы VIII вида «Систематизация и обобщение знаний по теме «Имя существительное» Систематизация и обобщение знаний по теме: «Имя существительное». Цель урока: создать условия, способствующие обобщению и усвоению знаний.

Урок русского языка во 2 классе «Упражнения в правописании буквосочетаний жи-ши. Обозначение орфограммы» Русский язык УПРАЖНЕНИЯ В ПРАВОПИСАНИИ БУКВОСОЧЕТАНИЙ жи-ши. ОБОЗНАЧЕНИЕ ОРФОГРАММЫ. Тема: Упражнения в написании буквы и после ж и ш.

Урок русского языка в 5 классе «Лексическое и грамматическое значение слова» МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ОТДЕЛ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ ГОРОДА АРМЯНСКА РЕСПУБЛИКИ КРЫМ МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ЦЕНТР.

Урок русского языка в 6 классе «Имена существительные общего рода» Учитель: Магазейщикова Александра Сергеевна Предмет: русский язык Класс: 6-В Дата проведения: 12.12.2018 № урока: Тема урока: Имена существительные.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Урок русского языка по обобщению и систематизации изученного «Имя существительное как часть речи» в 6 классе
Опубликовано: 24 февраля 2019 в 19:36
+133Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Урок русского языка по обобщению и систематизации изученного «Имя существительное как часть речи» в 6 классе» (включая файлы) размещена пользователем Лобанова Надежда Владимировна (УИ 1807197) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 13.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
7 декабря. День зимовья зверей

 С наступлением зимней поры изменения происходят не только в природе, но и в жизни птиц и зверей. Все дикие животные выработали свои способы пережить холод и голод долгой зимы.

6 декабря. День памяти великого князя Александра Невского. Передвижка

ИмяАлександра Невского— одно из самых славных в истории нашей страны. Его жизнь и ратные подвиги могут служить лучшим примером для подрастающего поколения.




РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД