Папки-передвижки

Конспект урока литературного чтения «А. Куприн «Скворцы»

Фарида Галиякбирова
Конспект урока литературного чтения «А. Куприн «Скворцы»
▼ Скачать + Заказать документы

Тема: «А. Куприн «Скворцы»

Тип урока : ознакомление с новым материалом

Цель: создание условий для осмысленного восприятия текста произведения

Задачи:

образовательные:

• организовать деятельность обучающихся по восприятию и осмыслению текста произведения;

• способствовать формированию у обучающихся целостного представления об основной идее произведения;

развивающие:

• помочь учащимся осознать нравственную и личностную значимость нового материала

воспитывающие:

Публикация «Конспект урока литературного чтения „А, Куприн „Скворцы“» размещена в разделах

• содействовать осознанию учащимися ценности дружбы, поддержки и взаимовыручки, помочь учащимся осознать ценность совместной деятельности

Планируемые результаты:

Предметные: расширить знакомство с творчеством А. И. Куприна на материале рассказа «Скворцы».

Метапредметные: формировать навыки самостоятельной работы с источниками информации (добывать, систематизировать информацию, формировать умение высказывать суждения, развивать коммуникативные навыки, навыки работы в парах, группах.

Познавательные УУД:

• - формирование умения извлекать информацию из текстов; представлять информацию в виде схемы; выявлять сущность, особенности объектов; на основе анализа объектов делать выводы; обобщать и классифицировать по признакам.

Коммуникативные УУД:

• - формирование умение слушать и понимать других; строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами; оформлять свои мысли в устной форме; умение работать в паре, группе.

Регулятивные УУД:

• - формирование умения высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника; оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей; осуществлять познавательную и личностную рефлексию.

Личностные УУД:

• - формирование умения выказывать своё отношение к героям, выражать свои эмоции; формирование мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности; умения оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией.

Оборудование и материалы для урока :

Учебник Л. А. Ефросинина, М. И. Оморокова «Литературное чтение» 4 класс 2-я часть, презентация для сопровождения урока, карточки для работы в паре, шаблон скворца

ТСО: компьютер, мультимедийная установка; аудиозапись текста, запись песни скворца, запись песни «Скворцы прилетели» стихи А. Любецкого, музыка И. Дунаевского.

Ход урока.

І. Организация урока. Мотивация.

Ребята, улыбнитесь вы друг другу,

Улыбнитесь всем гостям

Я улыбнусь, конечно, вам,

И с настроением отличным

Начать урок предложу вам!

Закончите пословицу «Когда семья вместе, так (и душа на месте).

Сегодня на уроке у всех, я думаю, на душе спокойно и тепло, потому что у нас семейный урок чтения на нем присутствуют ваши мамы. Старшие члены семьи всегда помогают младшим, и присутствующие на уроке взрослые будут помогать нам читать и думать о прочитанном. При возникновении каких-либо трудностей вы можете обратиться к ним.

- За работу!

II. Актуализация знаний.

Скажите какое сегодня число? А месяц? Какие ассоциации у вас возникли с названием месяца?

Какие изменения происходят в природе весной? (природа оживает) - Что происходит с животными после зимы? (звери просыпаются после зимней спячки) - А с птицами? (птицы прилетают из теплых стран) - Какие птицы прилетают из теплых стран раньше других? (скворцы, грачи, ласточки,утки, жаворонки)

III. Определение темы урока

Работа над скороговоркой

Летит скворец – зиме конец!

(Читаем 3 раза хором с увеличением темпа чтения)

Сейчас мы с вами попробуем сформулировать тему нашего урока. Она скрыта в пословицах.

Работа в паре. Составление пословиц

Увидал скворца – знай : весна у крыльца.

Скворцы прилетели – весну на крыльях принесли.

- Объясните, как вы их понимаете. (С прилетом скворцов начинается настоящая весна)

- Что объединяет эти две пословицы?

- Может кто-то уже догадался, какая тема урока?

- Кто видел скворцов в природе?

- А что вы уже знаете об этих птицах? У нас с вами возникла проблема, нам ничего неизвестно о скворце. Исходя из этого,какие цели мы для себя поставим на этот урок?

- Чему мы должны сегодня научиться на уроке?

Познакомиться … с новым произведением

Понять… содержание произведения

Отвечать… на вопросы

Получить … интересную информацию о скворце

Проявлять… любовь к природе

Сообщения родителей о скворцах

Родитель 1- Это перелётная птица с блестяще-чёрным оперением, с металлическим блеском, переливающим всеми цветами радуги, на пёрышках белые, в виде треугольников крапинки. Нос жёлтый, хвост короткий. Тело массивное, шея короткая, отчего птица кажется несколько тяжёлой и неуклюжей. Длина его – 23 см, вес от 75гр до 100гр. Скворцы – большие труженики. Они, выкармливая птенцов, прилетают к гнезду по 200–300 раз в день. И рабочий день скворца длится 17 часов.)

Родитель2 Издавна любят эту птицу в народе. И не только потому, что от птиц этих много пользы. За лето пара скворцов вместе с потомством уничтожает не менее четверти миллиона насекомых! Но скворцов любят и за весёлый нрав. Неважно, что у них нет своих песен, они прекрасные звукоподражатели и часто распевают песни зябликов, дроздов, малиновок и других птиц.

Родитель 3 А иногда могут заквакать лягушкой или залаять собакой. Очень это хорошо у них получается! Мы привыкли к тому, что скворцы живут в скворечниках, часто не задумываемся даже, откуда в наших дворах, у наших домов в скворечниках появляются скворцы.

Родитель 4 Скворцы существовали и тогда, когда не только скворечники никто не развешивал, а даже тогда, когда и домов-то ещё не существовало. Скворец прилетел к человеку из леса – это лесная птица. И сейчас немало скворцов живёт в лесу. Гнёзда свои устраивают в дуплах. Но дупел часто не хватает всем. Поэтому, проявляя заботу о скворцах, вывешивая скворечники у домов, в садах и парках, вывешивать их нужно и в лесу – это очень полезное дело!

Взгляните на изображение скворечника.

Учитель : Сверху на скворечнике крыша, круглый вход называется …леток.

Подумайте, почему вход в скворечник называется «леток»? (Потому что птицы влетают в него.)

А вот эта жердочка под летком называется… насест. Догадаетесь ли вы, почему? (От слова «сесть», ведь на него садится птица.)

Сегодня мы начнем знакомство с произведением «Скворцы» Александра Ивановича Куприна.

Сообщение ученицы об авторе

А. И. Куприн – русский писатель. Он родился в 1870 г. в небогатой дворянской семье. Когда умер отец, мать осталась одна с тремя маленькими детьми. С 7 лет Куприн жил в Александровском сиротском училище. Когда Куприну исполнилось 10 лет поступает во 2-ю московскую гимназию, вскоре преобразованную в Кадетский корпус. В юности Куприн увлекается стихами Пушкина, Лермонтова, Гейне. Писать для детей ему предложил К. И. Чуковский, который в то время был редактором детского журнала. С 1894 года стал профессионально заниматься литературным творчеством. В поисках заработка он немало бродил по России, перепробовал много профессий: был грузчиком, управляющим имением, служил на заводе, изучал зубоврачебное дело, пел в хоре, работал землемером, актером провинциального театра. Куприн любил русскую природу, превосходно знал характер и повадки животных. Он много написал рассказов о собаках, кошках, слонах. На своем веку Куприн немало повозился с ними: дрессировал, лечил, если они болели, спасал, когда им грозила опасность.

Учитель: - Как вы думаете, почему А. И. Куприн сменил так много профессий? (Чтобы лучше узнать жизнь и лучше научиться писать)

- Откройте страницу учебника 41. Внимательно послушайте произведение А. Куприна “ Скворец” и обратите внимание, как люди готовились к встрече птиц и как вели себя скворцы.

ІV. Первичное закрепление текста А. Куприна «Скворцы» Прослушивание произведения в аудиозаписи

Учитель: Что нового из жизни скворцов вы узнали из произведения?

Физминутка

Словарная работа в парах с родителями. Игра «Найди соответствия»

Словарная работа будет проводиться следующим образом: В маршрутном листе слева записаны незнакомые слова, которые встречаются в тексте произведения, а справа значения этих слов в разной последовательности. Ваша задача: найти верные определения для каждого слова и соединить их линией карандашом. (проверка со слайда)

V. Самостоятельная работа с текстом (Групповая работа)

I группа - Деление I части на пункты.

На сколько пунктов разделили I часть текста?

Как озаглавили каждую пункт?

II группа – работа в рабочей тетради стр. 32 №2

Сейчас будем читать рассказ по пунктам и работать над содержанием каждой части. (родители задают вопросы)

Чтение первого абзаца

Назовите приметы весны. (Была середина марта; изредка выпадали обильные, но короткие дожди; дороги покрыты густой грязью; снег лежал еще сугробами в глубоких лесах и в тенистых оврагах; на полях рыхлый и темный; плешины чёрной, жирной, парившей земли; почки набухли; барашки на вербах стали желтыми, пушистыми и огромными; пчелы вылетели из ульев; показались первые подснежники.)

- А как вы понимаете выражение «весна ровная, дружная»?

Посмотрите на изображение березы, ивы, вербы. (слайд 5)

Как набухают почки на этих деревьях? Прочитайте описание в тексте.

- Почему автор сравнивает с барашками почки вербы?

- Видите, какие эпитеты использует автор!

- Какие первые цветы появляются на лесных полянах? (слайд 6)

- А как вы думаете, а почему подснежники «робко показались»?

- Подснежники нельзя срывать, они занесены в Красную книгу.

Чтение второго абзаца

Как же все ждали скворцов? Прочитайте.

Скажите, каких старых знакомых ждали люди? (скворцов)

- Сколько вёрст, примерно, летят к нам скворцы из зимних становищ?

Посмотрите, с каким трудом скворцам приходится преодолеть перелет, сколько усилий им требуется для этого.

-- Что угрожает птицам по пути на родину? (дожди, бури, плотные туманы, градовые тучи, хищные птицы, выстрелы жадных охотников)

- Какие чувства вызывают у вас слова «выстрелы жадных охотников»?

- Как можно назвать таких людей? (бессердечные, жестокие.)

- Сколько граммов весит скворец?

Чтение третьего абзаца

В чём заключается мудрость птиц? (чутки к переменам погоды, и задолго предугадывают их)

- Что является гибельным для птиц? (внезапный ураган, нередко со снегом)

- Что в такие моменты является для скворцов «счастием»? (если встретится им в эти ужасные минуты морское судно)

- Как относятся моряки к птицам, доверившим свою маленькую жизнь вечному врагу человеку? (никогда не обидят их, не оскорбят их трепетной доверчивости)

- Какое поверье существовало у моряков? (неизбежное несчастие грозит тому кораблю, на котором была убита птица, просившая приюта)

Чтение четвертого абзаца

Что делают птицы после опасной переправы? (отдыхают целый день и всегда в определенном, излюбленном из года в год месте)

- Как вы понимаете слова «из года в год»?

- Найдите и прочитайте в тексте описание дома, где отдыхали после перелёта птицы.

- Какими словами характеризует автор общение птиц? (оглушительный крик, писк, свист, трескотня, щебетание, скворчиная суета, болтовня и ссоры).

- А как себя вели старые, опытные, мудрые скворцы? (сидели в важном одиночестве и степенно чистили клювом перышки)

Чтение последнего абзаца

Как совершают перелеты скворцы? (очень быстро, делая в час иногда до восьмидесяти верст)

- Как описывает автор перелет скворцов? (Прилетят на знакомое место рано вечером – еще до зари – легкий завтрак, и опять в путь с двумя-тремя остановками среди дня.)

Гимнастика для глаз с карандашом.

Обобщение по прочитанному.

- Скажите, что вы узнали из первой части о жизни скворцов? (1. Прилетают в марте. 2. Им приходится преодолевать огромные расстояния, чтобы вернуться. 3. Много опасностей подстерегает их на пути. 4. Отдыхают всегда в одном и том же излюбленном месте. 5. Пролетают за час до восьмидесяти верст. 6. Это умные, мудрые птицы. 7. Возвращаются в свои скворечники.

- Какую особенность вы заметили в этом рассказе?

- Писатель нам пишет о жизни скворцов, придумывая историю сам или представляет нам фактический материал, основанный на собственных наблюдениях? (Здесь много фактического материала, основанного на личных наблюдениях).

- Как называется рассказ, который содержит сведения (факты) о жизни животного? (научно-познавательный)

Моделирование обложки произведения.

- В чем заключается основная мысль первой части? (наступила весна, все ждут с нетерпением прилета скворцов)

Творческая работа в паре с родителями

Сочинить стихотворение, используя рифму

ДВОРЕЦ - СКВОРЕЦ.

Рассказ Куприна получился светлым, наполненным любовью к животным.

Любите, наблюдайте и оберегайте животных – они наши друзья!

Домашнее задание

Уровневая дифференциация (по выбору)

1 уровень – дочитай рассказ, нарисуй рисунок скворца

2 уровень – дочитай рассказ, составь план І и II ч

3 уровень – дочитай рассказ, напиши сочинение «Если бы скворцы не прилетали к нам весной …»

VII. Рефлексия-

Ребята по кругу высказываются одним предложением, выбирая начало фразы из рефлексивного экрана в презентации:

1. сегодня я узнал…

2. было интересно…

3. меня удивило…

4. у меня получилось …

5. урок дал мне для жизни…

- Если вам было интересно и комфортно, то поместите своих скворцов в зелёный скворечник. Если испытывали затруднения, то в жёлтый скворечник, а если считаете, что на уроке у вас ничего не получилось в красный скворечник.

(Дети размещают своих птиц на доску под песню «Скворцы прилетели»)

Всем спасибо за урок!

Мне было приятно с вами работать.

МАРШРУТНЫЙ ЛИСТ УРОКА

1. Я могу назвать тему произведения и жанр

Самооценка

2. Я могу рассказать товарищам о скворце

Самооценка

3. Работа в паре «Собери пословицу (задание в конверте приложение №1)

Самооценка

4. Словарная работа «Найди соответствие» Парная работа с родителями (приложение №2)

Взаимооценка родителями

5. Групповая работа

Самооценка

6. Моделирование обложки

Самооценка

5. Творческая работа

Взаимооценка группой по критериям:

1) соблюдение рифмы

2)выразительность чтения

ЛИСТ САМООЦЕНКИ

№ Критерии

1 Я могу назвать тему произведения и жанр

2 Я могу рассказать товарищам о скворце

3 Работа в паре «Собери пословицу»

4 Словарная работа «Найди соответствие»

5 Групповая работа

6 Моделирование обложки

7 Творческая работа

Зелёный – отлично

Жёлтый – хорошо

Красный - удовлетворительно

Приложение 1

Увидал скворца – знай : весна у крыльца.

Скворцы прилетели – весну на крыльях принесли.

Приложение №2 Словарная работа. Найди соответствие

1. Плешина старинная русская мера длины, равная 1 км 60 м

2.

За первым взятком

русская мера веса, равная 4 г 260 мг

3. Верста лысое место

4. Золотник Взяток-нектар, цветочная пыльца, собранные пчелой за один раз или за определённый период времени;

5. Приют рассудительно-серьезный, отличающийся основательностью поступков, достоинством поведения.

6. Рубка – кудри

7. Барашки на вербах надстройка на палубе

8. Неимоверный место стоянки, временного расположения

9.. Снасти убеждение, основанное на предании или приметах

10. Степенно место, где можно укрыться от кого-либо, чего-либо, отдохнуть

11. Становище

чрезвычайно большой; невероятный

12. Морское поверье приспособления для ловли рыбы

Публикации по теме:

Конспект урока литературного чтения в 3 классе «Н. Носов «Федина задача» Технологическая карта урока литературного чтения Учитель: Антинг Валентина Германовна Дата проведения: «27» апреля 2015 года Тема. Н. Носов.

Конспект урока литературного чтения в 4 классе «С. Есенин «Лебедушка» СЕРГЕЙ АЛЕКСАНДРОВИЧ ЕСЕНИН. «ЛЕБЕДУШКА» Цели: знакомить учащихся с жизнью и творчеством С. А. Есенина; показать красоту, напевность, задушевность.

Конспект урока литературного чтения в 4 классе «Спиридон Дмитриевич Дрожжин «Родине» СПИРИДОН ДМИТРИЕВИЧ ДРОЖЖИН. «РОДИНЕ» Цели: знакомить учащихся с произведениями С. Д. Дрожжина; развивать наблюдательность, воображение;.

Конспект урока литературного чтения в 4 классе «Борис Леонидович Пастернак «Золотая осень» «ЗОЛОТАЯ ОСЕНЬ» БОРИС ЛЕОНИДОВИЧ ПАСТЕРНАК. Цели: дать учащимся первичное представление о поэзии Б. Л. Пастернака; расширять кругозор учащихся;.

Конспект урока литературного чтения в 3 классе «М. М. Зощенко «Великие путешественники» Технологическая карта урока литературного чтения Учитель: Антинг Валентина Германовна Дата проведения: «24» апреля 2015 года Тема. М. М.

Конспект урока литературного чтения в 3 классе «М. М. Зощенко «Золотые слова» Технологическая карта урока литературного чтения Учитель: Антинг Валентина Германовна Дата проведения: «22» апреля 2015 года Тема. М. М.

Конспект обобщающего урока литературного чтения в 4 классе по разделу «Природа и мы» ОБОБЩАЮЩИЙ УРОК ПО РАЗДЕЛУ "ПРИРОДА И МЫ". ОЦЕНКА ДОСТИЖЕНИЙ ПО РАЗДЕЛУ. Тип урока: обобщение и систематизация знаний Педагогические задачи:.

Конспект урока литературного чтения в 3 классе «Ю. И. Ермолаев «Проговорился. Воспитатели» Технологическая карта урока литературного чтения Учитель: Антинг Валентина Германовна Дата проведения: «10» мая 2015 года Тема. Ю. И. Ермолаев.

Конспект урока литературного чтения в 4 классе по рассказу Е. И. Чарушина «Кабан» Тема: Е. И. Чарушин «Кабан». Цели: Знакомство с творчеством Е. И. Чарушина на материале рассказа «Кабан». Предметные: познакомить с творчеством.

Конспект урока литературного чтения в 3 классе «Л. Н. Толстой «Лев и собачка» Тема урока: Л. Н. Толстой «Лев и собачка». Цели урока: · ознакомления учащихся с произведением Л. Н. Толстого «Лев и собачка» · совершенствования.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект урока литературного чтения «А. Куприн «Скворцы»
Опубликовано: 30 августа 2019 в 07:03
+4Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Конспект урока литературного чтения «А. Куприн «Скворцы»» (включая файлы) размещена пользователем Фарида Галиякбирова (УИ 289087) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Календарь
23 декабря 2024 понедельник
Составляем генеалогическое древо семьи!
24 декабря 2024 вторник



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД