Фарида Галиякбирова
Конспект урока литературного чтения «А. Куприн «Скворцы»
▼ Скачать + Заказать документы
Тема: «А. Куприн «Скворцы»
Тип урока : ознакомление с новым материалом
Цель: создание условий для осмысленного восприятия текста произведения
Задачи:
образовательные:
• организовать деятельность обучающихся по восприятию и осмыслению текста произведения;
• способствовать формированию у обучающихся целостного представления об основной идее произведения;
развивающие:
• помочь учащимся осознать нравственную и личностную значимость нового материала
воспитывающие:
Публикация «Конспект урока литературного чтения „А, Куприн „Скворцы“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Куприн А.И.
- Литературное чтение
- Перелетные птицы
- Перелетные птицы. Конспекты занятий, НОД
- Скворцы и скворечники. Мастерим домики для птиц
- Школа. Материалы для школьных педагогов
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» август 2019
• содействовать осознанию учащимися ценности дружбы, поддержки и взаимовыручки, помочь учащимся осознать ценность совместной деятельности
Планируемые результаты:
• Предметные: расширить знакомство с творчеством А. И. Куприна на материале рассказа «Скворцы».
• Метапредметные: формировать навыки самостоятельной работы с источниками информации (добывать, систематизировать информацию, формировать умение высказывать суждения, развивать коммуникативные навыки, навыки работы в парах, группах.
Познавательные УУД:
• - формирование умения извлекать информацию из текстов; представлять информацию в виде схемы; выявлять сущность, особенности объектов; на основе анализа объектов делать выводы; обобщать и классифицировать по признакам.
Коммуникативные УУД:
• - формирование умение слушать и понимать других; строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами; оформлять свои мысли в устной форме; умение работать в паре, группе.
Регулятивные УУД:
• - формирование умения высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника; оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей; осуществлять познавательную и личностную рефлексию.
Личностные УУД:
• - формирование умения выказывать своё отношение к героям, выражать свои эмоции; формирование мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности; умения оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией.
Оборудование и материалы для урока :
Учебник Л. А. Ефросинина, М. И. Оморокова «Литературное чтение» 4 класс 2-я часть, презентация для сопровождения урока, карточки для работы в паре, шаблон скворца
ТСО: компьютер, мультимедийная установка; аудиозапись текста, запись песни скворца, запись песни «Скворцы прилетели» стихи А. Любецкого, музыка И. Дунаевского.
Ход урока.
І. Организация урока. Мотивация.
Ребята, улыбнитесь вы друг другу,
Улыбнитесь всем гостям
Я улыбнусь, конечно, вам,
И с настроением отличным
Начать урок предложу вам!
Закончите пословицу «Когда семья вместе, так (и душа на месте).
Сегодня на уроке у всех, я думаю, на душе спокойно и тепло, потому что у нас семейный урок чтения на нем присутствуют ваши мамы. Старшие члены семьи всегда помогают младшим, и присутствующие на уроке взрослые будут помогать нам читать и думать о прочитанном. При возникновении каких-либо трудностей вы можете обратиться к ним.
- За работу!
II. Актуализация знаний.
Скажите какое сегодня число? А месяц? Какие ассоциации у вас возникли с названием месяца?
Какие изменения происходят в природе весной? (природа оживает) - Что происходит с животными после зимы? (звери просыпаются после зимней спячки) - А с птицами? (птицы прилетают из теплых стран) - Какие птицы прилетают из теплых стран раньше других? (скворцы, грачи, ласточки,утки, жаворонки)
III. Определение темы урока
Работа над скороговоркой
Летит скворец – зиме конец!
(Читаем 3 раза хором с увеличением темпа чтения)
Сейчас мы с вами попробуем сформулировать тему нашего урока. Она скрыта в пословицах.
Работа в паре. Составление пословиц
Увидал скворца – знай : весна у крыльца.
Скворцы прилетели – весну на крыльях принесли.
- Объясните, как вы их понимаете. (С прилетом скворцов начинается настоящая весна)
- Что объединяет эти две пословицы?
- Может кто-то уже догадался, какая тема урока?
- Кто видел скворцов в природе?
- А что вы уже знаете об этих птицах? У нас с вами возникла проблема, нам ничего неизвестно о скворце. Исходя из этого,какие цели мы для себя поставим на этот урок?
- Чему мы должны сегодня научиться на уроке?
Познакомиться … с новым произведением
Понять… содержание произведения
Отвечать… на вопросы
Получить … интересную информацию о скворце
Проявлять… любовь к природе
Сообщения родителей о скворцах
Родитель 1- Это перелётная птица с блестяще-чёрным оперением, с металлическим блеском, переливающим всеми цветами радуги, на пёрышках белые, в виде треугольников крапинки. Нос жёлтый, хвост короткий. Тело массивное, шея короткая, отчего птица кажется несколько тяжёлой и неуклюжей. Длина его – 23 см, вес от 75гр до 100гр. Скворцы – большие труженики. Они, выкармливая птенцов, прилетают к гнезду по 200–300 раз в день. И рабочий день скворца длится 17 часов.)
Родитель2 Издавна любят эту птицу в народе. И не только потому, что от птиц этих много пользы. За лето пара скворцов вместе с потомством уничтожает не менее четверти миллиона насекомых! Но скворцов любят и за весёлый нрав. Неважно, что у них нет своих песен, они прекрасные звукоподражатели и часто распевают песни зябликов, дроздов, малиновок и других птиц.
Родитель 3 А иногда могут заквакать лягушкой или залаять собакой. Очень это хорошо у них получается! Мы привыкли к тому, что скворцы живут в скворечниках, часто не задумываемся даже, откуда в наших дворах, у наших домов в скворечниках появляются скворцы.
Родитель 4 Скворцы существовали и тогда, когда не только скворечники никто не развешивал, а даже тогда, когда и домов-то ещё не существовало. Скворец прилетел к человеку из леса – это лесная птица. И сейчас немало скворцов живёт в лесу. Гнёзда свои устраивают в дуплах. Но дупел часто не хватает всем. Поэтому, проявляя заботу о скворцах, вывешивая скворечники у домов, в садах и парках, вывешивать их нужно и в лесу – это очень полезное дело!
Взгляните на изображение скворечника.
Учитель : Сверху на скворечнике крыша, круглый вход называется …леток.
Подумайте, почему вход в скворечник называется «леток»? (Потому что птицы влетают в него.)
А вот эта жердочка под летком называется… насест. Догадаетесь ли вы, почему? (От слова «сесть», ведь на него садится птица.)
Сегодня мы начнем знакомство с произведением «Скворцы» Александра Ивановича Куприна.
Сообщение ученицы об авторе
А. И. Куприн – русский писатель. Он родился в 1870 г. в небогатой дворянской семье. Когда умер отец, мать осталась одна с тремя маленькими детьми. С 7 лет Куприн жил в Александровском сиротском училище. Когда Куприну исполнилось 10 лет поступает во 2-ю московскую гимназию, вскоре преобразованную в Кадетский корпус. В юности Куприн увлекается стихами Пушкина, Лермонтова, Гейне. Писать для детей ему предложил К. И. Чуковский, который в то время был редактором детского журнала. С 1894 года стал профессионально заниматься литературным творчеством. В поисках заработка он немало бродил по России, перепробовал много профессий: был грузчиком, управляющим имением, служил на заводе, изучал зубоврачебное дело, пел в хоре, работал землемером, актером провинциального театра. Куприн любил русскую природу, превосходно знал характер и повадки животных. Он много написал рассказов о собаках, кошках, слонах. На своем веку Куприн немало повозился с ними: дрессировал, лечил, если они болели, спасал, когда им грозила опасность.
Учитель: - Как вы думаете, почему А. И. Куприн сменил так много профессий? (Чтобы лучше узнать жизнь и лучше научиться писать)
- Откройте страницу учебника 41. Внимательно послушайте произведение А. Куприна “ Скворец” и обратите внимание, как люди готовились к встрече птиц и как вели себя скворцы.
ІV. Первичное закрепление текста А. Куприна «Скворцы» Прослушивание произведения в аудиозаписи
Учитель: Что нового из жизни скворцов вы узнали из произведения?
Физминутка
Словарная работа в парах с родителями. Игра «Найди соответствия»
Словарная работа будет проводиться следующим образом: В маршрутном листе слева записаны незнакомые слова, которые встречаются в тексте произведения, а справа значения этих слов в разной последовательности. Ваша задача: найти верные определения для каждого слова и соединить их линией карандашом. (проверка со слайда)
V. Самостоятельная работа с текстом (Групповая работа)
I группа - Деление I части на пункты.
На сколько пунктов разделили I часть текста?
Как озаглавили каждую пункт?
II группа – работа в рабочей тетради стр. 32 №2
Сейчас будем читать рассказ по пунктам и работать над содержанием каждой части. (родители задают вопросы)
Чтение первого абзаца
Назовите приметы весны. (Была середина марта; изредка выпадали обильные, но короткие дожди; дороги покрыты густой грязью; снег лежал еще сугробами в глубоких лесах и в тенистых оврагах; на полях рыхлый и темный; плешины чёрной, жирной, парившей земли; почки набухли; барашки на вербах стали желтыми, пушистыми и огромными; пчелы вылетели из ульев; показались первые подснежники.)
- А как вы понимаете выражение «весна ровная, дружная»?
Посмотрите на изображение березы, ивы, вербы. (слайд 5)
Как набухают почки на этих деревьях? Прочитайте описание в тексте.
- Почему автор сравнивает с барашками почки вербы?
- Видите, какие эпитеты использует автор!
- Какие первые цветы появляются на лесных полянах? (слайд 6)
- А как вы думаете, а почему подснежники «робко показались»?
- Подснежники нельзя срывать, они занесены в Красную книгу.
Чтение второго абзаца
Как же все ждали скворцов? Прочитайте.
Скажите, каких старых знакомых ждали люди? (скворцов)
- Сколько вёрст, примерно, летят к нам скворцы из зимних становищ?
Посмотрите, с каким трудом скворцам приходится преодолеть перелет, сколько усилий им требуется для этого.
-- Что угрожает птицам по пути на родину? (дожди, бури, плотные туманы, градовые тучи, хищные птицы, выстрелы жадных охотников)
- Какие чувства вызывают у вас слова «выстрелы жадных охотников»?
- Как можно назвать таких людей? (бессердечные, жестокие.)
- Сколько граммов весит скворец?
Чтение третьего абзаца
В чём заключается мудрость птиц? (чутки к переменам погоды, и задолго предугадывают их)
- Что является гибельным для птиц? (внезапный ураган, нередко со снегом)
- Что в такие моменты является для скворцов «счастием»? (если встретится им в эти ужасные минуты морское судно)
- Как относятся моряки к птицам, доверившим свою маленькую жизнь вечному врагу человеку? (никогда не обидят их, не оскорбят их трепетной доверчивости)
- Какое поверье существовало у моряков? (неизбежное несчастие грозит тому кораблю, на котором была убита птица, просившая приюта)
Чтение четвертого абзаца
Что делают птицы после опасной переправы? (отдыхают целый день и всегда в определенном, излюбленном из года в год месте)
- Как вы понимаете слова «из года в год»?
- Найдите и прочитайте в тексте описание дома, где отдыхали после перелёта птицы.
- Какими словами характеризует автор общение птиц? (оглушительный крик, писк, свист, трескотня, щебетание, скворчиная суета, болтовня и ссоры).
- А как себя вели старые, опытные, мудрые скворцы? (сидели в важном одиночестве и степенно чистили клювом перышки)
Чтение последнего абзаца
Как совершают перелеты скворцы? (очень быстро, делая в час иногда до восьмидесяти верст)
- Как описывает автор перелет скворцов? (Прилетят на знакомое место рано вечером – еще до зари – легкий завтрак, и опять в путь с двумя-тремя остановками среди дня.)
Гимнастика для глаз с карандашом.
Обобщение по прочитанному.
- Скажите, что вы узнали из первой части о жизни скворцов? (1. Прилетают в марте. 2. Им приходится преодолевать огромные расстояния, чтобы вернуться. 3. Много опасностей подстерегает их на пути. 4. Отдыхают всегда в одном и том же излюбленном месте. 5. Пролетают за час до восьмидесяти верст. 6. Это умные, мудрые птицы. 7. Возвращаются в свои скворечники.
- Какую особенность вы заметили в этом рассказе?
- Писатель нам пишет о жизни скворцов, придумывая историю сам или представляет нам фактический материал, основанный на собственных наблюдениях? (Здесь много фактического материала, основанного на личных наблюдениях).
- Как называется рассказ, который содержит сведения (факты) о жизни животного? (научно-познавательный)
Моделирование обложки произведения.
- В чем заключается основная мысль первой части? (наступила весна, все ждут с нетерпением прилета скворцов)
Творческая работа в паре с родителями
Сочинить стихотворение, используя рифму
ДВОРЕЦ - СКВОРЕЦ.
Рассказ Куприна получился светлым, наполненным любовью к животным.
Любите, наблюдайте и оберегайте животных – они наши друзья!
Домашнее задание
Уровневая дифференциация (по выбору)
1 уровень – дочитай рассказ, нарисуй рисунок скворца
2 уровень – дочитай рассказ, составь план І и II ч
3 уровень – дочитай рассказ, напиши сочинение «Если бы скворцы не прилетали к нам весной …»
VII. Рефлексия-
Ребята по кругу высказываются одним предложением, выбирая начало фразы из рефлексивного экрана в презентации:
1. сегодня я узнал…
2. было интересно…
3. меня удивило…
4. у меня получилось …
5. урок дал мне для жизни…
- Если вам было интересно и комфортно, то поместите своих скворцов в зелёный скворечник. Если испытывали затруднения, то в жёлтый скворечник, а если считаете, что на уроке у вас ничего не получилось в красный скворечник.
(Дети размещают своих птиц на доску под песню «Скворцы прилетели»)
Всем спасибо за урок!
Мне было приятно с вами работать.
МАРШРУТНЫЙ ЛИСТ УРОКА
1. Я могу назвать тему произведения и жанр
Самооценка
2. Я могу рассказать товарищам о скворце
Самооценка
3. Работа в паре «Собери пословицу (задание в конверте приложение №1)
Самооценка
4. Словарная работа «Найди соответствие» Парная работа с родителями (приложение №2)
Взаимооценка родителями
5. Групповая работа
Самооценка
6. Моделирование обложки
Самооценка
5. Творческая работа
Взаимооценка группой по критериям:
1) соблюдение рифмы
2)выразительность чтения
ЛИСТ САМООЦЕНКИ
№ Критерии
1 Я могу назвать тему произведения и жанр
2 Я могу рассказать товарищам о скворце
3 Работа в паре «Собери пословицу»
4 Словарная работа «Найди соответствие»
5 Групповая работа
6 Моделирование обложки
7 Творческая работа
Зелёный – отлично
Жёлтый – хорошо
Красный - удовлетворительно
Приложение 1
Увидал скворца – знай : весна у крыльца.
Скворцы прилетели – весну на крыльях принесли.
Приложение №2 Словарная работа. Найди соответствие
1. Плешина старинная русская мера длины, равная 1 км 60 м
2.
За первым взятком
русская мера веса, равная 4 г 260 мг
3. Верста лысое место
4. Золотник Взяток-нектар, цветочная пыльца, собранные пчелой за один раз или за определённый период времени;
5. Приют рассудительно-серьезный, отличающийся основательностью поступков, достоинством поведения.
6. Рубка – кудри
7. Барашки на вербах надстройка на палубе
8. Неимоверный место стоянки, временного расположения
9.. Снасти убеждение, основанное на предании или приметах
10. Степенно место, где можно укрыться от кого-либо, чего-либо, отдохнуть
11. Становище
чрезвычайно большой; невероятный
12. Морское поверье приспособления для ловли рыбы