Алла Платонова
Урок русского языка в 4-ом классе по теме «Падежные окончания имен существительных» (2-ой урок)
▼ Скачать + Заказать документы
Цели урока :
- закрепить умение распознавать склонение и число им. существительных
- развивать умение писать безударные окончания им. существительных ед. и мн. числа.
Формируемые УУД:
- познавательные -
- формировать у учащихся умение перечислять свойства реального объекта на основании наблюдения за ним, с дальнейшим выделением существенных признаков
- формировать у учащихся умение выбирать основания и критерии для сравнивания, классификации объектов
Публикация «Урок русского языка в 4-ом классе по теме „Падежные окончания имен существительных“ (2-ой урок)» размещена в разделах
- Падежи
- Русский язык, 2 класс
- Русский язык, 4 класс
- Русский язык, конспекты уроков
- Школа. Материалы для школьных педагогов
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» март 2015
- формировать у учащихся умение использовать правила в предметно-практической деятельности
- регулятивные -
- формировать у учащихся умение определять цели учебной деятельности под руководством учителя, соотносить и оценивать результаты своей деятельности с помощью учителя;
- коммуникативные -
- формировать у учащихся умение выражать свои мысли в форме устных речевых высказываний, аргументировать свою точку зрения
- формировать у учащихся умение самостоятельно принимать решения
- формировать у учащихся желание быть готовым к обсуждению разных точек зрения и к выработке общей (групповой)позиции, умение устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать и способствовать формированию продукции кооперации;
- формировать у учащихся уважительное отношение к личности партнера, освоению правил поведения, ролей и форм социальной жизни через работу в группах
- личностные -
- формировать у учащихся уважительное отношение к языку, культуре речи как национальной ценности
1. Эмоциональный настрой на урок. Приветствие.
- Сегодня мы продолжим работу с безударными окончаниями им. существительных.
Вы уже разбились, на группы по принципу "А", так же как и вчера.
Разберите опорные карточки, воспользуйтесь вчерашней работой и составьте общую таблицу окончаний имен существительных. Отправляйте своих представителей к доске, для заполнения таблицы.
(Контроль со стороны учителя)
Групповая и фронтальная работа
Един. число Мн. ч.
падеж 1ск. 2ск. 3ск.
И.
Р.
Д.
В.
Т.
П.
2. Формулирование темы и целей урока. (См. урок 1)
Вывод: определение безударной гласной в окончаниях им. сущ.
3. Деятельность учащихся по выполнению учебной задачи
Задание №1
Предлагаю достать из конверта карточки и вставить нужное окончание, используя алгоритм (слайд №1 вывожу на экран) с последующей взаимопроверкой в паре или в тройке (по кругу).
*Карточка 2
(задание у всех одинаковое)
(возможно уч-ся в группе сразу будут выполнять задание все вместе)
Групповая работа
4. Постановка проблемного вопроса
1 в. - А в каком падеже в ед. числе спряталась таблица склонений
2 в. - В каком падеже в ед. числе окончание не вызывает затруднений?
Групповая и фронтальная работа
Вывод: 1- (И. п.,
2- (И. п. ; В. п. ; Т. п - 1 склонение; И. п., Р. п., Д. п., В. п., Т. п. - 2 склонение;
Все падежи 3 склонения)
Стираю с доски в таблице: - окончания всех трех склонений И. п. ед. ч. ;
- все окончания, кроме П. п., второго склонения;
- окончания В. п., Т. п. первого склонения.
3 в. - Почему оставшиеся на доске окончания вызывают трудность при написании?
Фронтальная работа
Вывод: (в безударном положении звук "Е" изменяется на звук"И" и наоборот)
- Начертите и заполните новую опорную карточку
Групповая работа
падеж 1ск. 2ск. 3скл.
Род.
Дат.
Предл.
5. Деятельность учащихся по выполнению учебной задачи
Отработка навыка с использованием опорных таблиц
Задание №2
Найти в предложении им. сущ. и проверить, правильно ли у них написаны окончания, используя новую карточку- опору и алгоритм (открываю слайд №1),
сравнить свои работы в группе, обсудить и исправить ошибки, доказав свою правоту.
* карточка № 3
(на каждого участника группы с разным предложением)
(возможно уч-ся в группе сразу будут выполнять задание все вместе)
Аналогично анализируем окончания им. сущ. во мн. числе., составляем сводную таблицу, проверяем вместе с учителем. оформляем на свою карточку, где уже записана последняя из составленных таблиц (ед. ч.)
Групповая и фронтальная работа
МНОЖЕСТВ. число
падеж окончания
И.
Р.
Д.
В.
Т.
П.
Вывод:
(Трудность представляет Р. п. т. к. при произношении слышится окончание [ОФ], [ЕФ], а [АМИ]. [ЯМИ], [АХ], [ЯХ] - легко запомнить).
Задание №3 (мн. ч.)
Вставить нужное окончание,
сравнить свои работы в группе, обсудить и исправить ошибки, доказав свою правоту.
* карточка № 4
(задание у всех одинаковое)
(возможно уч-ся в группе сразу будут выполнять задание все вместе)
6. Подведение итогов своей деятельности
- По какому алгоритму мы работали?
- Какой навык мы отрабатывали, выполняя задания?
- Задачу, поставленную на уроке, выполнили?
- А нужны ли нам полученные умения в нашей повседневной жизни?
Фронтальная работа
(вырабатываем правильную литературную речь, письменную речь, согласовываем слова в предложении, развиваем свою математическую речь (числительные, обогащаем словарный запас, осознаем богатство родного языка)
Самооценка См. урок 1
7. Проверка полученных знаний
- Давайте проверим, насколько вы хорошо усвоили материал урока. Напишем под диктовку предложения и выполним задания:
- подчеркнуть основу, второстепенные члены
- выписать словосочетания.
- определить в каком числе, роде, падеже согласуются имена существительные в словосочетаниях
Индивидуальная работа
Проверка (у доски 4 человека работают сразу)
* карточка № 5
(текст диктанта - 2 -3 предложения)
Благодарю всех за работу.
Прошу собрать весь рабочий материал в группе и сдать мне.
Карточки с заданиями
Карточка №2
Определи склонение и падеж имен сущ,
вставь окончание :
1 - О мыш., о мышк., по ветке., при дочер., по площадк., по площад., без фасол. к двер., к дверк., без пыл., на пылинк., к ноч., к ноч., в журнал., на горизонт., с ягод. ,
ковш. м, пляж. м, гараж. м, птиц. й.
2 - по дорожк. к рощ. ,
по осинк. к сирен. ,
на макушк. ел. ,
от деревн. к речк. ,
около грядк. на капуст.
Карточка № 3
Найди и исправь ошибки:
1. В зоопарки у клетки с обезьянай всегда много людей. (2)
2. Веточка черёмухи стояли в кувшини на окошки. (2)
3. В вази на тумбочки стояли маки. (2)
4. Дача дедушки стояла на окраини деревне за речкай. (3)
5. Маша пробежала по комнати к кровате. (2)
Карточка №4
Определи склонение и падеж имен сущ. во множ. числе,
вставь окончание :
Среди заросл., на деревь., много цвет., у лошад., с огоньк. ,
в луж., по улиц., между корн., много берез., над рощ. .
Карточка №5
На вершине елки заиграли лучи солнца. Над полем и озером появился легкий туман. Началась работа в поле и на огороде.
Ребята бегут по дороге к роще.
Оборудование:
- карточки с заданиями, заготовки для эмоциональной оценки
- «Русский язык» 4 класс, Л. Ф. Климанова, Т. В. Бабушкина. Москва, «Просвещение»
- проектор;
- нелинованная бумага формата А-4
Список используемой литературы:
1. «Русский язык» 4 класс, Л. Ф. Климанова, Т. В. Бабушкина. Москва, «Просвещение»
2. «Поурочные разработки по русскому языку» для 4 класса, И. Ф. Яценко. Т. Н. Ситникова, М. : ВАКО, 2014 год
3. «Планируемые результаты начального общего образования», Л. Л. Алексеева, С. В. Анащенкова, М. З. Биболетова, М. : Просвещение, 2011, Стандарты второго поколения
4. «Оценка достижения планируемых результатов в начальной школе. Система заданий», М. Ю. Демидова, С. В. Иванов, О. А. Карабанова, М. : Просвещение, 2011, Стандарты второго поколения