Вера Ионова
Урок литературного чтения во втором классе по произведению Н. Сладкова «Песенки подо льдом»
▼ Скачать + Заказать документы
Тема: Николай Сладков «Песенки подо льдом»
Цель: формирование читательской компетенции учащихся
Задачи:
Образовательные:
-знакомство учащихся с творчеством Н. И. Сладкова;
- формирование навыков чтения вслух и про себя;
- развитие умения отвечать на вопросы учителя, высказывать предположения, аргументировать свою точку зрения, пересказывать прочитанное
Развивающие:
-развитие устной речи, внимания, эмоциональной и мотивационной сферы
Воспитывающие:
Публикация «Урок литературного чтения во втором классе по произведению Н, Сладкова „Песенки подо льдом“» размещена в разделах
- Литературное чтение
- Начальная школа. 1-4 классы
- Начальная школа. 2 класс
- Песни. Все материалы на тему песен
- Школа. Материалы для школьных педагогов
- Темочки
- привитие любви и бережного отношения к птицам, животным, природе через чтение произведений Н. И. Сладкова
Познавательные УУД:
1) развиваем умения извлекать информацию из иллюстраций, текстов;
2) выявлять сущность, особенности объектов;
3) на основе анализа объектов делать выводы;
4) ориентироваться на развороте учебника.
Регулятивные УУД:
1) развиваем умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника;
2) оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей;
3) прогнозировать предстоящую работу;
4) осуществлять познавательную и личностную рефлексию.
Коммуникативные УУД:
1) развиваем умение слушать и понимать других;
2) строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами;
3) оформлять свои мысли в устной форме;
4) умение работать в группах.
Личностные результаты:
1) развиваем умения выказывать своё отношение к героям, выражать свои эмоции;
2) формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.
Духовно-нравственное развитие и воспитание:
1) экологическое воспитание;
2) эстетическое воспитание.
3) воспитание нравственного чувства, этического сознания и готовности совершать позитивные поступки, в том числе речевые;
4) воспитание трудолюбия, способности к познанию;
5) воспитание здорового образа жизни
Технология продуктивного чтения
Оборудование: мультимедийный проектор, экран, презентация, книги Николая Сладкова, плакат-эпиграф
Конспект урока
I.Начало
1) Оргмомент
У. Здравствуйте, ребята. Давайте улыбнемся друг другу. Надеюсь, что у нас получится интересный урок, о котором останутся только приятные воспоминания (Слайд 1 – урок литературного чтения).
Я приглашаю вас на необычную прогулку (Слайд 2 – лыжня). Лыжня зовет нас в зимний лес. Встали. Представили, что мы лыжники, оттолкнулись, поехали. Посмотрите, прямо над нами на ветках снегири. Садитесь тихонько, не вспугните.
2) речевая разминка
У. Прочитайте скороговорку сначала про себя. Теперь вслух. (1-2 ученика)
Под сияющим сводом небес снегири украшают лес.
Хоровое чтение шепотом, с обычной громкостью, с увеличение громкости
II. Основная часть
Технология продуктивного чтения – работа с текстом до чтения
1) словарная работа
У Как вы понимаете выражение «сияющий свод небес»? (ответы детей)
А еще можно сказать «лазоревое небо» (слайд 3 – значение слова «Лазоревый»)
Прочитайте толкование (объяснение) слова. (Читает 1 ученик)
Лыжня зовет нас дальше. Впереди какой-то черный провал, мне кажется, это полынья (слайд 4- рисунок полыньи). Объясните значение этого слова.
Прочитаем толкование из словаря (слайд 5)
2) Определение темы
Ребята, вот здесь с Николаем Сладковым произошел удивительный случай
Поднимите руку, кто раньше слышал это имя. Что можете сказать о Николае Сладкове?
Посмотрите в парах книги, которые лежат у вас на партах. Определите основную тему творчества писателя.
Рассказ учителя о Сладкове :
Николай Иванович Сладков родился 5 января 1920 года в Москве, но всю свою жизнь прожил в Ленинграде, в Царском Селе. Здесь, неподалеку от его дома, было много старых лесопарков, где будущий писатель открыл для себя целый мир, необычайно богатый тайнами природы. Целыми днями он пропадал в самых глухих местах окружающих парков, где всматривался и вслушивался в жизнь леса. Бродя среди старых деревьев, он с детства проникся мудростью природы, научился узнавать по голосам самых разных птиц.
Мальчику очень хотелось узнать, о чем с ним говорит лес, он очень хотел постигнуть его тайны. Коля стал с упоением читать самые разные книги о природе, а свои собственные наблюдения записывал в свой дневник, в "Тетрадь наблюдений", который начал вести во втором классе.
Откройте учебник (стр 120) Прочитайте название рассказа. Рассмотрите иллюстрацию. Предположите, о чем (о ком) будем читать
Мне не терпится прочитать, я начну, вы следите, я попрошу кого-то мне помочь
Работа с текстом во время чтения
(диалог с автором).
3) Читает учитель и хорошо читающие дети. Учитель показывает образец ведения диалога с автором.
Работа с текстом после чтения
4) Выявление первого впечатления
У. Какой удивительный случай произошел с автором?
А действительно, почему бы нам не посмотреть на оляпку и не послушать его?
(Слайд 6 – видеофрагмент) А теперь я предлагаю вам изобразить эту птичку. Я расскажу вам стихотворение. А вы слушайте и повторяйте движения.
Физминутка «Оляпка»
Я сижу на берегу,
Окунуться и напиться,
Я простужен – не могу.
Вдруг (как часто это «вдруг»
Нам встречается в природе)
Под водою птичка ходит.
Чашка выпала из рук…
А она секунд пятнадцать
Под водой ходила братцы.
Быстро воздуха глотнула
И опять на дно нырнула.
Семенят смешные лапки.
Да ведь это же оляпка.
Технология продуктивного чтения – повторное чтение текста
5)У. Давайте еще раз прочитаем рассказ про себя с карандашом. Обратим внимание на пение птички, ее поведение
Технология продуктивного чтения – работа с текстом после чтения
6)У Поработаем в группах. У командира группы – лист с заданием. Объединяйтесь, готовьтесь, желаю успеха, с нетерпением ждем ваших рассказов
1 группа – находит в тексте описание песни оляпки, готовит выразительное чтение
И песенка их — как ___ так и ___, так и. …Подо ___ кто-то поёт, прямо у меня под ногами….
А песня звенит. ___она и ___; такую ни ручью, ни рыбам, ни ___не спеть. Такую только одно существо на свете может спеть — птица.
2 группа – читает справочный материал и готовит сообщение о пении оляпки
Оляпка - певчая птица. Ее песня напоминает журчание бегущего ручейка. Она поет почти всегда: во время купанья, беготни по берегу, в промежутках между подводной охотой, во время ссор с другими оляпками, когда чистит перышки и даже перед смертью. Песня эта звучит в зимние, морозные дни так же весело, как и в теплые, летние — было бы лишь над певцом голубое небо.
3 группа – готовит развернутый ответ на вопрос: Почему оляпка ныряет и ходит под водой? (на основе текста и дополнительного материала)
Оляпка ныряет и ходит под водой, потому что…
Подо льдом ведь ни ветра, ни мороза, ни ястреба. Подо льдом чёрная вода и таинственный зелёный полумрак. (у Сладкова)
Питается оляпка водными насекомыми и рачками, которых собирает под водой, подо льдом (из энциклопедии)
4 группа – готовит описание внешнего вида оляпки
Обыкновенная оляпка. Верх и бока головы и шеи бурые (то есть коричневые). Спина и хвост черные или серые. Горлышко и грудь белые.
Бурая оляпка. А вот у бурой оляпки все тельце темного цвета, ни одного белого пятнышка
5 группа - читает справочный материал и готовит рассказ о водяном воробье
Гнездо оляпка строит возле воды: в углублении берега, скалы
Гнездо похоже на шар. Вход водяной воробей делает сверху или сбоку. В стенки вплетено много мха. Самочка кладет 4 — 6 совершенно белых, без всяких крапин, яичек и сидит на них так крепко, что ее можно в это время взять с гнезда руками. Выводит птенцов оляпка только один раз в лето.
6 группа – готовит пересказ от лица оляпки
Я – оляпка, водяной. Однажды я как обычно ___ в свою любимую полынью и запел веселую. Увидел рачка, только хотел___, вдруг какой-то звук привлек мое внимание. Рачок спрятался.
Только я хотел ___ личинку, опять стук, да сильнее прежнего. Выскочил я из ___, посмотреть, кто мешает мне.
Смотрю – человек, я ему___, спел___ и ___ в воду. Пора обедать!
6) Выступление 1 представителя группы
III.Заключение
1) Итог
У. Что Николай Сладков хотел сказать нам «между строк»?
(предположения детей)
Сам он говорил так: (плакат) «Мне хочется одного: оглянитесь вокруг, посмотрите под ноги – везде жизнь таинственная и удивительная… Мы должны уважать и беречь ее»
У. Николай Иванович наделся, что его книжки помогут вам полюбить природу, а общение с природой сделает вас лучше, чище, терпимее
2) самооценка (Цветок самостоятельности)
У. Проанализируйте свою работу на уроке. Подумайте, удалось ли вам на все вопросы ответить самостоятельно или с помощью учителя, а может быть, вам помогали делать выводы товарищи.
3) сюрпризный момент
У. У многих народов Севера принято вешать крылышко оляпки над колыбелью ребенка, чтобы он, когда вырастет, хорошо плавал и не боялся холода. На память о нашем уроке я хочу подарить вам птичек, которых сделала своими руками. Мне кажется, они похожи на оляпку.