Виктория Кукина
Урок чтения. Рекомендации для родителей
▼ Скачать + Заказать документы
Каждому родителю, несомненно, хочется как можно скорее научить своего ребёнка читать. Но зачастую дети сталкиваются с некоторыми трудностями при овладении этим нелёгким, но очень увлекательным видом деятельности.
Самая частая ошибка родителей состоит в том, что с ребёнком учат название букв, а не звуки речи. Например, мэ, а не м, ша, а не ш. Это затрудняет слияние звуков при чтении слогов, в результате чего формируется побуквенное чтение. Вместо Маша дети читают: Мэ-а – МА, шэ-а – ша. В целом это усложняет и удлиняет путь от послогового чтения к чтению целыми словами. Не удивительно, что смысл слова или предложения при побуквенном чтении очень часто остаётся непонятным.
Публикация «Урок чтения, Рекомендации для родителей» размещена в разделах
- Консультации для родителей
- Чтение, книги. Консультации для родителей
- Школа. Материалы для школьных педагогов
- Темочки
Поэтому на первом этапе обучения чтению имеет смысл выучить группу звуков (их последовательность можно взять из азбуки или букваря, объяснить ребёнку разницу между гласными (тянутся, во рту нет преграды, и согласными (произносятся отрывисто, во рту есть какая-то преграда) звуками. Затем нужно показать, как из согласного и гласного звуков можно составлять слоги. Далее из выученных букв – звуков (буквы пишутся, а звуки произносятся) составляют 3-4 слога, например: ма, ры, шу, ни. Требуйте от ребёнка, чтобы он произносил первый звук до тех пор, пока не прочтёт второй (м-м-м-а-а). Так формируется слияние звуков в слоги. На первых порах дети читают нараспев, выделяя гласные звуки и помогая себе тем самым сливать звуки в слоги.
После этого попробуйте складывать их слогов слова. Подбирайте сначала двусложные слова и такие, чтобы слоги их наименее были похожи, так как их сходство сбивает ребёнка. Например, взрослый говорит звуки: «л», «у». Ребё нок пропевает : «лу-у-у». Взрослый говорит: «ж2, «а». ребё нок пропевает: «жа-а-а». Спрашиваем:»Что получается?» Ребё нок: «Лужа». Играть так с ребё нком можно где угодно: на прогулке, по дороге в магазин и т. п., пока не убедитесь, что он легко с этим справляется.
После того, как ребёнок научится читать целыми словами, важно показать ему, что слово – это не набор букв, а некое смысловое целое. Для этого можно печатать или писать крупными буквами простые слова и раскладывать их около домашних предметов. Слово и образ интуитивно свяжутся. Хорошо также помещать слова возле картинок. Родители должны следить за тем, чтобы дети могли повторить и объяснить значение прочитанного слова. У ребёнка должна выработаться привычка спрашивать у взрослых о значениях новых, непонятных слов. Потом из этого вырастет потребность обсудить с родителями прочитанную книгу, обратиться к словарям и справочникам.
Далее нужно переходить к чтению фраз и коротких текстов, обязательно спрашивая детей о смысле прочитанного, а также использовать такой важный вид речевого развития как пересказ. Пересказывать на первых порах прочитанный текст можно совместно с родителями по цепочке, либо взрослый начинает, а ребёнок продолжает.
Не забывайте, что любое учение должно доставлять ребёнку радость. Если чувствуете, что он утомился, переключите его на другое интересное занятие.
Желаем успехов!