Ирина Арбузова
Урок постановки учебной задачи. Урок русского языка во 2 классе по системе Д. Б. Эльконина — В. В. Давыдова
▼ Скачать + Заказать документы
Мастер класс на краевом семинаре
Тип урока : Урок постановки учебной задачи
Тема урока : Постановка учебной задачи «Есть ли сильные и слабые позиции у согласных звуков»
Структура урока
I.Повторение
Демонстрация детьми старого опыта. (Создание ситуации успеха)
1. Прочитайте высказывание
По реке плывут большие плоты.
2. Запишите его с пропуском орфограмм слабых позиций гласных звуков.
Отметьте своё умение на волшебной линеечке. УМЕЮ
3. Взаимопроверка. Оценивание УМЕЕТ
Публикация «Урок постановки учебной задачи, Урок русского языка во 2 классе по системе Д, Б, Эльконина — В, В, Давыдова» размещена в разделах
- Начальная школа. 1-4 классы
- Начальная школа. 2 класс
- Русский язык, 2 класс
- Русский язык, конспекты уроков
- Школа. Материалы для школьных педагогов
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» июль 2015
Кто справился без ошибок, погладьте себя по голове.
Молодцы, ребята! Вы научились видеть орфограмму слабой позиции гласных звуков.
3. Много ли «вредных» гласных вы увидели? (6)
Какие же «вредные» гласные звуки и такие «послушные» согласные!
У «вредных» возможно позиционное чередование звуков, в слабых позициях звуки могут обозначаться разными буквами: чтобы не ошибаться, буквы на месте слабых позиций надо пропускать - вот сколько хлопот доставляют гласные звуки!
С согласными все иначе. Какой звук слышишь, такой и пиши. Легко и просто. А как думаете вы, ребята? (Высказывания детей)
II.Исследование
1. Рассказ учителя
Ученики прочитали высказывание: На уроке ученики рисовали лук.
Посовещайтесь в парах и придумайте, какой рисунок у них мог получиться. (Рассказы детей)
2. А вот что получилось у других. (Показ слайдов)
На слайдах рисунки луга, лук, который растет на огороде и спортивного лука.
3. Работа со звучащим словом. Надо выйти к доске и записать в звуковичках подписи к нашим картинкам.
4. Работа у доски [лук]
===
[лук]
===
[лук]
Ребята, ничего не пойму. Картинки разные, а звуковички одинаковые.
Может опять «вредные» гласные расшалились? Какая у него позиция?
(Сильная) Почему? (В ударной позиции стоит)
Давайте попробуем звуковую запись заменить буквенной.
Работа у доски (ЛУ к/г) Почему появились разные буквы?
Какая проблема возникла? У каких звуков?
Оказывается, есть и «вредные» согласные звуки! А «вредные» - это, значит, какие?
Это как - то связано с позицией звука в слове? Как обозначить это на схеме?
5. Фиксация места разрыва в знаково – символической форме
6. Итак, ребята, у нас возникла новая проблема: есть ли у согласных сильные и слабые позиции.
Эту учебную задачу мы будем решать на следующем уроке. ПАУЗА!
7. Рефлексия.
А сейчас давайте вернёмся и вспомним, как мы вышли на эту учебную задачу.
-По одному и тому же высказыванию у нас получились разные рисунки
- Потом обнаружили, что рисунки разные, а звуковые записи к ним одинаковые
- По звуковичкам мы создали буквенную модель слова и увидели, что один и тот же согласный звук на письме записан разными буквами. А если есть выбор буквы, значит, у согласного должны быть разные позиции.
Рефлексия (постройте ещё одну волшебную линеечку и отметьте на ней, на каком уровне находится ….
Ролевая игра.
1. Рефлексия в РО – осмысление собственной деятельности или шагов, которые привели к постановке проблемы.
2. Уважаемые коллеги, снимаем маску ученика и надеваем маску «управленца». Ваша задача в роли «управленца» провести анализ фрагмента урока РО. Тип урока : постановка учебной проблемы. На листах есть схема анализа такого урока. Вы выбираете первый тип.
3. Результат анализа урока мы предлагаем вынести на «Открытый микрофон». Выберите, пожалуйста, одного выступающего.
4. «Открытый микрофон» состоится в кабинете №19 на втором этаже.
5. Всем большое спасибо за активное участие в ролевой игре и понимание.