Ирина Сахарова
Открытый урок чтения и развития речи в 3 классе школы VIII вида по теме «Э. Шим. «Камень, Ручей, Сосулька и Солнце»
▼ Скачать + Заказать документы
ОГКОУ Фурмановская школа VIII вида
Конспект урока чтения и развития речи
в 3 «Б» классе
Тема урока : Э. Шим «Камень, Ручей, Сосулька и Солнце»
Учитель начальных классов
Сахарова И. В.
2013
Цель: формирование навыков правильного плавного слогового и осознанного чтения.
Задачи:
Обучающие:
• познакомить учащихся со сказкой Э. Шима «Камень, Ручей, Сосулька и Солнце»;
Публикация «Открытый урок чтения и развития речи в 3 классе школы VIII вида по теме „Э, Шим, „Камень, Ручей, Сосулька и Солнце“» размещена в разделах
- Камни. Знакомство с камнями
- Коррекционная школа (интернат). Материалы для педагогов
- Коррекционная школа 8 вида. (VIII вид)
- Начальная школа. 1-4 классы
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Солнце, солнышко
- Сосульки
- Темочки
• учить правильному, плавному слоговому, осознанному чтению;
• учить читать текст по ролям;
• расширение словарного запаса.
Развивающие и коррекционные :
• коррекция устной речи через чтение по ролям;
• коррекция развития мышления (установление причинно-следственных закономерностей наступления весны);
• расширение кругозора.
Воспитывающие:
• способствовать воспитанию познавательного интереса;
• воспитывать любовь к чтению.
Оборудование и наглядность:
• З. Н. Смирнова, Г. М. Гусева «Учебник для 3 класса специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида»
М., «Просвещение» 2007
• мультимедиа проектор
• ноутбук
• колонки
• презентация
• иллюстрации ручья, сосульки, камня
• маски (Ручей, Сосулька, Камень).
Ход урока
Этапы урока
Деятельность педагога Деятельность учащихся
I Организационный момент.
Эмоциональный настрой
- Ребята, проверьте все ли у вас готово к уроку. Тихо сели.
Сдача рапорта.
- Сегодня к нам на урок пришли гости. Давайте покажем им, что мы знаем и что умеем.
- Улыбнулись мне, улыбнулись друг другу, улыбнулись гостям. Пусть наши улыбки помогут нам провести урок интересно и с пользой. (СЛАЙД 2)
Дежурный сдает рапорт.
Дети улыбаются.
II Логопедическая минутка - А начнем мы урок с логопедической минутки – поработаем с чистоговоркой.
Первый раз читаю я, вы слушаете и вспоминаете. (СЛАЙД 3)
СОСУЛЬКА ИСПУГАЛАСЬ ВЫСОТЫ,
СОСУЛЬКА ОТ ИСПУГА СТАЛА ПЛАКАТЬ.
- Читаем хором, выделяя звук «с»
(громко, шепотом)
- Прочитайте 1-ю строчку в вопросительном тоне.
- Прочитайте 2-ю строчку в восклицательном тоне.
Дети хором читают чистоговорку
III Повторение изученного
-Какой раздел по чтению мы с вами изучаем? (СЛАЙД 4)
- Какое произведение о весне мы с вами изучали на прошлом уроке?
- Давайте его прочитаем.
(инд. работа – Бойцова Катя)
- Какое настроение вызвало у вас это стихотворение? - «Весна в окно стучится…»
- А. Плещеев «Весна»
Дети читают стихотворение
Работа по карточке
- Радость, веселье…
IV Изучение нового
1. Подготовительная беседа
2. Чтение сказки учителем
3. Ознакомительное чтение
4. Словарная работа
- После долгой и суровой зимы наступает весна. В природе все просыпается.
- Назовите признаки весны.
- О весне написано много стихов, рассказов. Известные художники изображали это время года на своих картинах. Композиторы с помощью музыки показывали изменения в природе весной. Я предлагаю послушать музыку Эдварда Грига «Весна». (Слайд 5)
- Послушайте и скажите, какое настроение вызвала у вас эта музыка?
- Как вы думаете, о чем мы продолжим говорить на уроке чтения?
- Мы побывали как в сказке. И сегодня я предлагаю вам познакомиться со сказкой Эдуарда Шима «Камень, Ручей, Сосулька и Солнце»
- Послушайте и скажите, как зовут главных героев сказки?
- Читаем сказку самостоятельно и выделяем непонятные слова.
Инд. работа – Бойцова Катя (букварь)
- Все ли слова вам были понятны? А когда я читала сказку, мне встретилось много непонятных слов и выражений, давайте их разберем. (СЛАЙДЫ 6 - 8)
ЗАЙЦЫ БОЛОБОЧУТ (говорить, быстро громко)
ТЕТЕРЕВА БОРМОЧУТ (говорить тихо, быстро, невнятно)
ВАЛУН (большой камень)
ЛЕЖЕБОКА (лентяй, бездельник)
ПУСТОМЕЛЯ (тот, кто говорит попусту, зря)
- В тексте встретились трудные слова, поучимся их читать:
ПЕ – РЕ – ЗВА – НИ – ВА – ЕТ
РАС – ТАП – ЛИ – ВА – Ю
ПРО – СВЕР – ЛИ – ВА – Ю
- Ярко светит солнце, снег тает, капель, сосульки, ручейки…
- радость, восторг…
- О весне
- Камень, Ручей, Сосулька
Дети читаю выражения
Чтение вслух по слогам
Физкультминутка для глаз
- Руки за спину, головки назад.
Глазки пускай в потолок поглядят.
Головки опустим – на парту гляди.
И снова наверх – где там муха летит?
Глазами повертим – поищем ее.
И снова читаем. Немного еще.
5. Объяснительное чтение
(Беседа по содержанию).
- Читаем сказку вслух. Следим внимательно. Начнет читать…
- Какая погода стояла в лесу?
- Чем хвалился Камень – валун?
- Что прокричал Ручей?
- Что сказала Сосулька?
- Что случилось с Сосулькой? Почему?
- Почему весной Камень стал горячим?
- Почему Ручей стал бурливым?
- Что произошло с ним, когда солнце закатилось?
- Ответьте на вопрос сказки. Кто же делает весну?
-… теплая, весенняя погода.
- Камень хвалился, что он весну делает.
- Не хвались попусту.
- Мне кланяйтесь, меня благодарите.
- Сосулька растаяла, т. к. солнышко за лес закатилось…
- …нагрелся от солнца.
- солнце растопило снег, воды в ручье стало много…
- Камень остыл, Ручей заледенел, Сосулька обмерзла.
- Весну делает солнце.
Физкультминутка
6. Подготовка к чтению по ролям
7. Чтение сказки по ролям
- А почему это произведение можно отнести к сказке? Какие сказочные элементы присутствовали в этом тексте?
- Давайте разберем, какие у них характеры.
КАМЕНЬ – старый, важный, гордый.
РУЧЕЙ – молодой, звонкий, веселый.
СОСУЛЬКА - хвастливая
- Прочитаем эту сказку по ролям, постарайтесь голосом передать хвастливость героев.
- Камень, Сосулька и Ручей разговаривают как люди
V Обобщение
- На какой вопрос ответила сказка?
- Кто же весну делает?
- Кто весну делает?
- Солнце
VI Итог
- Какую сказку мы читали?
- Кто из героев вам понравился? Почему?
- С какими новыми словами познакомились?
Ответы детей
VII Рефлексия
- Подумайте, какое у вас было настроение на уроке?
Я вам даю макет лица, чего в нем не хватает? Нарисуйте на нем свои эмоции. Какое у вас сейчас настроение веселое или грустное? Как мы это покажем на рисунке?
Дети рисуют свои эмоции на макете.
VIII Оценки,
домашнее задание
- с. 181- 182 – вычитать по ролям
Инд. зад. – Бойцова Катя