Наталья Шастина
Конспект урока литературного чтения в третьем классе по произведению А. П. Чехова «Белолобый»
▼ Скачать + Заказать документы
Структура урока : Организационный момент, проверка домашнего задания, введение в тему урока, целеполагание урока, погружение в тему урока, рефлексия, домашнее задание
Формы организации учащихся: индивидуальная, фронтальная, парная.
Карточки с советами для работы в группе, выставка книг с произведениями.
Публикация «Конспект урока литературного чтения в третьем классе по произведению А, П, Чехова „Белолобый“» размещена в разделах
- Литературное чтение
- Начальная школа. 1-4 классы
- Начальная школа. 3 класс
- Чехов А.П.
- Школа. Материалы для школьных педагогов
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» октябрь 2015
Оборудование: 1) Литературное чтение : Учебник для 3-кл. класса четырехл. нач. шк. : В 3 ч. Ч. 2 / Э. Э. Кац – М. : АСТ: Астрель, 2010. рабочая тетрадь № 2
Портрет А. П. Чехов, рисунок волка и щенка, иллюстрация “Зимний пейзаж”, компьютер, электронный учебник (медиаресурс).
Орг. момент. Пословица гласит: «Чтение – лучшее учение». - Что для вас значит урок литературного чтения?
- Что нового и интересного вы ждёте от нашего урока?
Проверьте, всё ли готово у вас к уроку.
Я умею думать,
Я умею рассуждать,
Что полезно для работы.
То и буду выполнять.
У меня получится, И у тебя тоже.
Начнём с проверки домашнего задания.
Учитель: Ребята, напомните, какое задание вы получили на предыдущем уроке литературного чтения?
Приём «Информационный поиск». Навыки ориентировки в тексте (поиск нужного фрагмента текста).
Дети: Мы получили задание 2 на странице 75.
Учитель. Прочитайте. «Какие пословицы могут стать моралью к басням, которые ты прочитал? Объясни свой вывод» Ответы учащихся.
На партах у детей – листочки с пословицами для организации работы в парах. Соедини пословицы, близкие по смыслу.
Язык болтает, а голова не знает Говорит день до вечера, а слушать нечего
Проглотить – то хочется, да прожевать лень Слово не воробей, вылетит, не поймаешь
Слово не стрела, а пуще стрелы разит Враньё не введёт в добро
Кто вчера солгал, тому, и завтра не поверят Пока ленивый разомнётся, усердный с работы вернётся
Умей вовремя сказать, умей вовремя смолчать Худое дело обидеть соседа
Взаимопроверка в группах. 1-1; 3-2; 4-3
Приём «Информационный поиск». Навыки ориентировки в тексте (поиск нужного фрагмента текста).
Учитель: откройте форзац учебника. Найдите и прочитайте название нового раздела. На доске запись «Братья наши меньшие»
Учитель: Ребята, как вы думаете, какие произведения мы будем изучать из этого раздела?
Если вы быстро найдёте страницу с обращением к третьеклассникам и прочитаете четвёртый абзац, то вы подтвердите или опровергнете ваши предположения. Дети выполняют. Зачитывают текст.
Учитель: в любом тексте есть не только главные слова, но и главные мысли. Мысли увидеть труднее, ведь их не выделишь жирным шрифтом. Но выход тоже есть. Чтобы мы поняли главную мысль рассказа, автор приготовил для нас вопросы после текста. Сегодня эти советы очень пригодятся.
На доске запись. Михаил Пришвин «Лимон»; Лев Николаевич Толстой «Лев и собачка»; Антон Павлович Чехов «Белолобый»; Константин Паустовский «Кот ворюга»; Александр Иванович Куприн «Завирайка»,
Учитель: Как вы думаете, с каким произведением мы познакомимся? Кто автор?
- Рассмотрите содержание страниц учебника, на которых размещены эти произведения?
- К какому жанру относятся произведения «Белолобый», «Кот ворюга» «Лев и собачка»?
Учитель: Сформулируйте проблемный вопрос.
Дети: Почему рассказ назван “Белолобый”? Кто такой Белолобый?
Учитель: Определите цель урока
Дети: Ответить на проблемный вопрос: Кто такой Белолобый?
Учитель: Определим задачи нашего урока. Что надо сделать, чтобы ответить на вопрос?
Приём «Мозговой штурм» (учитель с учащимися определяет задачи урока и фиксирует их на доске).
Задачи:
1. Познакомиться с рассказом А. П. Чехова «Белолобый».
2. Ответить на вопросы после текста.
3. Подобрать заголовок к каждой части рассказа
4. Узнать кто герои произведения?
5. Научиться владеть приемом «Информационный поиск».
– Знаком ли этот автор вам? (да) Рассматривание выставки книг А. П. Чехова. Рассказы о детях: “Детвора”, “Ванька”, “Мальчики”, “Беглец”, “Спать хочется”. Рассказы “Белолобый” и “Каштанка” — “две сказки из собачей жизни”, как называл их писатель Чехов.
Беседа об А. П. Чехове и его произведениях. Краткая биография писателя. Приём «Использование ориентировочного аппарата книги» (Информация из интернета - электронный учебник. Дети смотрят на экран и читают вслух). Воспользовавшись ссылкой на полях учебника, дети знакомятся с биографией автора.
Антон Павлович Чехов 1860-1904. Русский писатель. Получил медицинское образование и был врачом. Писал рассказы, очерки, повести, пьесы. Спектакли по пьесам А. Чехова «Вишнёвый сад», «Три сестры», «Дядя Ваня» до сих пор ставятся во всех театрах мира. Для детей А. П. Чехов написал повести «Ванька», «Каштанка» и др.
Приём «Использование ориентировочного аппарата книги» (поиск нужного фрагмента текста).
Открыли страницу 80 учебника. На полях Условные обозначения. Знак «I», «Поиск информации».
Открываем электронный учебник. Подбери синонимы к словам. Работа со словарё м синонимов: сбить, сбиться, ослабеть, ослабить, щадить, пощада.
Сноски в учебнике. Мнительная – воображающая опасность там, где её нет
Хлев – помещение для скота
Зимовье – место, где зимуют животные
Ярка – молодая овца
Учитель: Интересно, совпадут ли наши предположения. Давайте познакомимся с произведением. Чтение текста вслух.
Какие моменты запомнились? Что важного хотел сказать автор?
Учитель: Совпали ли наши предположения по содержанию произведения?
- Обсудите с другом, почему автор дал именно это название рассказу. Могло ли быть другое название? Какое?
- Составьте словесный портрет героев рассказа А. П. Чехова «Белолобый».
Волчиха (какая) Щенок (какой) Сторож Игнат
Голодная
маленький
Мягкий и тёплый Лет 70
Заботливая
Завизжало залаяло и залилось тонким подвывающим голоском глупый наивный доверчивый
Больной: всё кашлял и разговаривал сам с собой
Слабого здоровья
Добыча была тяжелее и твёрже Раньше служил в механиках
Пугливая, мнительная Чёрный с большой головой и на высоких ногах крупной породы с белым пятном во весь лоб Иногда пел и сильно шатался и часто падал
Не молодая
Судя по манерам, это был невежа, простой дворняжка беспородный
Ослабевшее чутьё
Питалась одной падалью
Хищный зверь: думала с какой жадностью она будет есть свежее мясо, зубы щёлкали и глаза светились в потёмках
ФИЗКУЛЬТМИНУТКА
Покачайтесь, покружитесь,
Потянитесь, потянитесь,
Приседайте, приседайте,
Пошагайте, пошагайте.
Встаньте на носок, на пятку,
Поскачите-ка вприсядку,
Глубоко теперь вздохните,
Сядьте тихо, отдохните.
РЕФЛЕКСИЯ (осмысление, рождение нового знания)
Учитель: в любом тексте есть не только главные слова, но и главные мысли. Мысли увидеть труднее, ведь их не выделишь жирным шрифтом. Но выход тоже есть. Чтобы мы поняли главную мысль рассказа, автор приготовил для нас вопросы после текста. Сегодня нам эти советы очень пригодятся.
Приём «Предметно - аналитическая деятельность». (Оценка качества найденной информации с точки зрения её соответствия учебной задаче).
Прочитай эпизод, который тебе особенно понравился. Объясни, чем он привлёк твоё внимание.
Учитель: А. П. Чехов не описал наружность голодной больной волчихи. Как, по-твоему, она выглядела? Объясни, почему ты так думаешь.
Приём «Предметно - аналитическая деятельность» (выделение фрагментов содержания, подтверждающих главную мысль)
О каких мыслях и чувствах волчихи рассказал А. П. Чехов? Найди ответы на вопрос в рассказе.
Работа в рабочей тетради. Задание 4 на стр. 33. Выпиши из рассказа А. П. Чехова «Белолобый» фрагменты, в которых говорится о мыслях волчихи.
Прочитай эпизоды, в которых говорится о стороже Игнате. Как Антон Павлович Чехов относится к нему : с уважением, насмешливо, со злостью, с симпатией или как-то иначе? Обсуди вопрос с товарищем.
Составь план рассказа о Белолобом. Расскажи о щенке по этому плану. Начать план можно так:
1) Как выглядел Белолобый.
2) Как он попал к волкам.
3) Что делал у них.
4) …
5) …. или напиши свой план рассказа
Прием «Перекодировка информации». Изменение объема информации в соответствии с учебной задачей. (Сжатие текстовой информации).
Викторина по рассказу А. П. Чехова «Белолобый» :
- Назовите главных героев рассказа. (Белолобый и волчиха).
- В какое время года происходит действие рассказа и как оно описано в рассказе? (Был уже март, но «по ночам деревья трещали от холода, как в декабре, и едва высунешь язык, как его начинало сильно щипать»).
- Чем питалась волчиха? (Она уже не охотилась на телят и крупных баранов, далеко обходила лошадей с жеребятами, а питалась одной падалью).
- Кого хотела волчиха украсть из хлева? (Ягнёнка).
- А кого она схватила? (Щенка).
- Как вёл себя щенок в логове волчицы? (Махал хвостом, лаял на волчицу).
- Как вели себя волчата со своим гостем? (Они стали с ним играть и кусать его не больно, а в шутку).
- Кто спас ягнят от волчихи во второй раз? (Щенок — Белолобый, он залаял и разбудил большую собаку Арапку и сторожа Игната).
- Почему же сторож Игнат наказал Белолобого? (Он подумал, что глупый щенок повадился ходить в хлев, да не через дверь, а в дыру крыши).
- Дети учатся аналитическому чтению, выполняя предлагаемые задания.
Итог урока :
- Как вы думаете, для чего Чехов написал этот рассказ? (Чтобы люди стали внимательнее относиться к природе, животным)
- Какие литературные приемы использует автор в рассказе?
- Что вы поняли, взглянув на мир глазами волчихи? (У животных жизнь не легче, чем у людей, у них в жизни тоже есть проблемы. Животные, как люди, могут переживать, мнить, наблюдать).
- А взглянув глазами щенка?
-Легко ли быть маленьким? Почему? (Легко, потому что у маленьких нет тех проблем и забот, какие есть у взрослых, и в то же время трудно, потому что маленьких и неопытных, не знающих жизни могут подстерегать опасности, о существовании которых они даже не догадываются).
Задание на дом:
Попробуй сочинить рассказ о том, что чувствует кошка или собака когда ее обижают люди. Запиши свой рассказ. (стр. 87 учебного, №8б).