Алена Леонтьева
Упражнения на развитие речи и моторики
▼ Скачать + Заказать документы
1. Упражнения по развитию ручной моторики (кинетическая и кинестетическая основа) и графомоторных навыков у учащихся с нарушениями письменной речи [1], [2].
А)Диктант
Б) дорисовывание незаконченных рисунков
В) игра «Кто наблюдательнее?» — рисование с натуры с поставленной целью изобразить как можно больше деталей;
Д) дорисовывание рисунков с недостающими деталями даются законченные изображения, но с недостающими деталями);
Публикация «Упражнения на развитие речи и моторики» размещена в разделах
2. Развитие неречевых функций в коррекционной работе [2].
А) «Зарядка» : последовательность движений (от 3 до 6).
Б) На развитие устойчивости внимания: Кто с кем разговаривает по телефону?», «Кто к кому идет в гости?»
В) Для развития способности произвольно переключать внимание: чтение алфавита, которое перемежается счетом: а, 1, б, 2, в, 3 и т. д., задание на отыскивание чисел от 1 до 25 в таблицах Шульте.
Г) На развитие устойчивости внимания — длительную сортировку и нанизывание бусинок. Для этой же цели годится задание на прослеживание взглядом линии от ее начала до конца, когда она переплетается с другими линиями (игры «Кто с кем разговаривает по телефону?», «Кто к кому идет в гости?»).
Д) Воспроизведение фигур и сочетаний нескольких фигур по памяти;
3. Упражнения по развитию зрительно-пространственных функций и звуко-буквенных ассоциаций у учащихся с нарушениями письменной речи [1].
А)Игра «Окошко в домике».
На доске вывешивается изображение двухэтажного домика с четырьмя окошками: два — на первом этаже, два — на втором этаже.
— Посмотрите, дети, на этот домик. В нем два
этажа: нижний и верхний. На каждом этаже по
два окошка. На нижнем этаже два окошка и на
верхнем — два окошка. Покажите нижние окна.
Покажите верхние окна. А теперь покажите пра
вые окошки. Покажите левые окна.
— Около окошек садятся мальчик, девочка,
бабушка и дедушка (в прорези окошек вставля
ются фигурки). Кто сидит около верхнего право
го окошка? Около верхнего левого окошка? Око
ло нижнего правого окошка? Около нижнего ле
вого окошка?
— Запомните, кто где сидит. Где сидит девоч
ка? Мальчик? Бабушка? Дедушка?
— Пошли гулять бабушка с дедушкой, маль
чик с девочкой (фигурки убираются). А потом
они пришли с прогулки и сели около своих око
шек (фигурки вставляются по-другому). Скажи
те, правильно ли они сели. (Нет.) А как правиль
но? Где сидела девочка? Где сидел мальчик? Где
сидел дедушка? (После каждого ответа фигурка
переставляется.)
Б) Графический диктант.
В) «Перечисли направления, которые указывают эти стрелки. Если стрелка указывает вправо, скажи „право", если влево — „лево", вниз — „вниз", вверх — „вверх"».
Г) Поднять свою «главную» руку, назвать ее (правая).
4. Упражнения по развитию лексики [1].
А) Назвать действия (перекидывая мяч) :
Метель (что делает) — метёт, гром., солнце —. , ливень —. , молния —. , ветер —. , снег —. , мороз —. .
Б) Сравнить:
по вкусу — лимон и мёд, лук и виноград;
по цвету — василёк и гвоздику, грушу и сливу;
по прочности — верёвку и нитку, бумагу и ткань;
по ширине — дорогу и тропинку, ручей и речку;
по высоте — дом и шалаш, куст и дерево.
В) Угадать предмет по его признакам или действиям:
Круглый, полосатый,
С огорода взятый.
Сахарный и алый стал –
кушайте, пожалуйста! (Арбуз.)
Летит, пищит,
ножки длинные тащит,
лучай не упустит —
сядет и укусит. (Комар.)
Это кто такой садовник?
Полил вишню и крыжовник,
полил сливы и цветы,
вымыл травы и листы.
А как сумерки настали,
нам по радио сказали,
что и завтра он придёт
и польёт наш огород. (Дождик.)
Г) Подобрать антонимы к выделенным словам:
Летний день - за. неделю. У короткого ума. язык. Ради нового дружка. не покидай. Ранняя птичка носок прочищает, а. глазки продирает. Полный колос к земле клонится, а. к небу тянется. Знай больше, а говори.
5. Упражнения по развитию грамматического строя [1].
А) Прослушать отрывок:
Всё лето листья подставляли солнцу свои ладошки и щёчки, спинки и животики. И до того налились и пропитались солнцем, что к осени стали золотыми. (Н. Сладков.)
Как изменится текст, если из подчеркнутых слов убрать суффиксы?
Б) Логопед демонстрирует сюжетные картинки:
«Мальчик читает книгу», «Девочка гонит козу», «Кролик ест морковку».
Дети называют предложения по этим нерасчлененным картинкам. Определяют количество и последовательность слов в каждом предложении, отыскивают в схеме определенное слово. Читают предложение по схеме.
В) Изменить слова, данные в скобках, используя окончания ы, и:
У (лиса и белка) пушистый хвост. У (сосна и елка) зеленые иголки. У (береза и ольха) сережки. У (коза и овца) густая шерсть. У (сестра и бабушка) новые рукавицы.
Г) Проспрягать глагол хотеть в сочетании с глаголами учить, чертить, читать. Образец: Я хочу читать. Мы хотим читать.
6. Упражнения, развивающие фонематическое восприятие [3].
А) Дифференцировать слова-паронимы:
чёлка - щёлка щётки — чётки
плач — плащ размечать - размещать
мочь — мощь зачищать — защищать
Б) УГАДАЙ ПО ЗВУКУ
Сядь ко мне спиной и не поворачивайся. Угадай, чем я буду создавать звуки и шумы. ( Можно бросать на пол разные предметы: ложку, ластик, кусок картона, булавку, мяч и т. п. ; можно руками бумагу мять, рвать ее, перелистывать книгу, разрывать материал, потирать руки, ударять предметом о предмет, расчесывать волосы, мыть руки, подметать, резать и т. д.)
В) ПОСИДИМ В ТИШИНЕ
Собери предметы, которые при соприкосновении друг с другом звенят: ложки, тарелки, металлические крышки. Положи их один на другой, затем переложи 2-3 раза, стараясь произвести как можно меньше шума.
Г) ЧТО ЗА МАШИНА? Угадай, что за машина проехала по улице: легковая, автобус или грузовик? В какую сторону?
Д)УСЛЫШЬ ШЕПОТ
Отойди от меня на 5 шагов. Я буду шепотом давать команды, а ты выполняй их. Отойди на 10, 15, 20 шагов. Ты меня слышишь?
Е)ИГРА В КОМАНДЕ
Сядьте в круг. Я буду обычным голосом давать команду сделать какое-нибудь движение, а затем шепотом произносить имя того, кто должен его выполнять. Будьте очень внимательны.
Ж) Сопоставить по смыслу и звучанию слова:
гол - гул сток - стук точка - тучка сук - сок
Ход - худ трос - трус стол - стул струйка – стройка.
7. Упражнения по развитию фонематического анализа и синтеза у учащихся с нарушениями письменной речи [3], [1].
А) Перед каждым учеником ряд цифр (1-9). Услышав слово, дети ведут палец от цифры к цифре, произнося последовательно все звуки. Цифру, обозначающую последний звук слова, выдвигают из ряда, говоря, например: «В этом слове четыре звука».
Б) Списать предложения, подчеркнуть слова, имеющие парные гласные:
Заяц спасся от волка. Плыть в бурю опасно. На ветке поёт чижик. Козёл пошел к ручью напиться. Мы споём эту песню вдвоём. Дуют сильные ветры.
В) Слуховой диктант
Г) Прочитать стихотворение В. А. Жуковского, вставляя пропущенные ударные гласные а и о:
КОТИК И КОЗЛИК
Там к-тик ус-тый по с-дику бр-дит,
а к-злик рог-тый за к-тиком х-дит.
И л-почкой к-тик м-ет св-й р-тик,
а к-злик сед-ю трясет бород-ю.
8. Упражнения по развитию фонематического анализа и синтеза слогового анализа и синтеза; анализа и синтеза предложений у учащихся с нарушениями письменной речи [3].
А)Работа с однокоренными словами.
Речевой материал:
1. ЗИМА (ЗИМНИЙ, ЗИМОВЬЕ, ЗИМУШКА).
В каком из этих слов вы напишете разделитель
ный мягкий знак? (ЗИМОВЬЕ.)
2. ЛЫЖИ (ЛЫЖНИК, ЛЫЖНИЦА, ЛЫЖНЯ,
ЛЫЖНЫЙ). В каком слове есть Ь? (Нет.)
3. ЛЕД (ЛЬДИНА, ЛЕДЯНОЙ, ОЛЕДЕНЕЛ).
В каком слове есть Ь?
4. СНЕГ (СНЕЖОК, СНЕГОВИК, СНЕЖИНКА,
СНЕГУРОЧКА). В каком слове Ь?
5. КОНЬКИ (КОНЬКОБЕЖНЫЙ, КОНЬКОБЕ
ЖЕЦ). В каком слове Ь?
ВЕСЕЛО (ВЕСЕЛЬЕ, ВЕСЕЛЫЙ, ВЕСЕЛИТЬ).
Б)Диктант.
В)Добавление пропущенных букв в предло
жения.
. оло. я заби. ает г. оз. и. Папа принес хо-ло. ную. о. у. в. е. ре.. ети пла. ают в пру. у. По. ул холо. ный. етер. В огоро. е выросли поми. оры и тык. а. Под. ере. ом. ыросла тра. а.. аша нарисо. ала. ом ц. етными кара-н. ашами.
Дети вписывают пропущенные буквы В и Д и подчеркивают их карандашами разного цвета.
Г) Составление предложений из слов, дан
ных вразбивку, вставляя пропущенные буквы П
и Б.
9. Упражнения по развитию сукцессивных и симультанных функций [2].
А) Слушай внимательно ритм, который я тебе простучу. Повтори. (С каждым разом предлагается все более трудный ритмический рисунок.
Б) Игры на выполнение многошаговых инструкций (2, 3, 4, 5-шаговые инструкции) : по памяти (словесной инструкции, по опорным значкам. Например, игра «Найди клад!», в которой найти «клад» можно только следуя последовательности действий, заданных в инструкции. Каждый следующий «шаг» позволяет найти указание (картинку, помогающее направить поиски в нужном направлении. В облегченном варианте последовательность шагов изображена в виде ряда пиктограмм (картинок-символов, указывающих на место поиска в очередном «шаге». Игру можно проводить как в игровой комнате, так и на бумаге (в последнем случае последовательность шагов указывает карту-путь).
В) «Телефон». Ребенку предлагается (в ситуации сюжет-но-ролевой игры) позвонить какому-нибудь зверю или сказочному персонажу. Наборный диск телефона вместо цифр (для детей, плохо знакомых с цифровыми обозначениями) имеет кружочки разного цвета (или ряд геометрических фигурок и значков). Номер телефона представляет собой ряд цветных кружков, расположенных в определенной последовательности, соответствующей порядку набора цветовых «номеров». При правильном наборе стрелка на диске телефона указывает на изображение «абонента», расположенное в ряду других вокруг диска.
Список литературы
1. Алтухова Н. Г. Звуковая мозаика. Как эффективно подготовить ребенка к школе. – СПб., 1998.
2. Корнев А. Н. Нарушения чтения и письма у детей. - СПб., 2003.
3. Лалаева Р. И., Венедиктова Л. В. Дифференциальная диагностика и коррекция нарушений чтения и письма у младших школьников. - СПб., 1997.
4. Лалаева Р. И. Нарушения чтения и пути их коррекции у младших школьников. – СПб., 1998.
5. Лалаева Р. И. Логопедическая работа в коррекционных классах. – М., 1998.
6. Логинова Е. А. Нарушения письма. Особенности их проявления и коррекции у младших школьников с задержкой психического развития. – СПб., 2004.
7. Нижегородцева Н. В., Шадриков В. Д. Комплексная диагностика готовности детей к обучению в школе. - Ярославль, 1999.
8. Парамонова Л. Г. Дисграфия: диагностика, профилактика, коррекция. – СПб., 2006.
9. Парамонова Л. Г. Предупреждение и устранение дисграфии у детей. - СПб., 2001.
10. Садовникова И. Н. Нарушения письменной речи и их преодоление у младших школьников. - М., 1995.
11. Токарева О. А. Расстройства чтения и письма. М., 1969
12. Филичева Т. Б., Чиркина Г. В. Подготовка к школе детей с общим недоразвитием речи в условиях специального детского сада.
13. Ястребова А. В. Коррекция недостатков речи у учащихся общеобразовательной школы. - М., 1997.