Вера Курбанова
Развитие мелкой моторики детей старшей группы с общим недоразвитием речи.
▼ Скачать + Заказать документы
Мною были подобраны игры и упражнения, разработаны методы и приемы по развитию мелкой моторики. Работа над каждой темой включала в себя пальчиковую гимнастику, самомассаж, задания по лепке или рисованию, работу с подручным материалом (бусы, каштаны, шнурки и т. д., дидактические игры и упражнения. Дополнительно поочередно включались: бисероплетение, ниткография.
Публикация «Развитие мелкой моторики детей старшей группы с общим недоразвитием речи,» размещена в разделах
- Мелкая моторика
- ОНР. Общее недоразвитие речи
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Старшая группа
- Темочки
1. Пальчиковая гимнастика. В работе с детьми с ОНР я применяю пальчиковую гимнастику. Пальчиковую гимнастику проводить ежедневно в течении 3-5 минут в начале либо в середине непосредственно- образовательной деятельности («Дружба», «Детский сад» и т. д. соответственно лексической теме). Следует начинать ее с разминки пальцев рук, сжимания в кулак и разжимания пальцев. Для этого упражнения можно использовать резиновые игрушки (эспандеры). Затем используются упражнения для расслабления пальцев и кистей рук (1. «Погладим котенка». Головка – спинка – хвостик – сбрасывающие движения, 3-5 раз каждой рукой. 2. «Курочка пьет воду» – сбрасываем руки назад. «Курочка клюет зерно» – сбрасываем руки вперед. 3. «Качаем лодочку» – соединить ладони и качать вправо-влево).
Далее даются задания на удержание позы кистей рук «Зайчик», «Кольцо», «Гусь», «Коза-дереза». На первом занятии все упражнения выполняются в медленном темпе. Следим за правильностью позы кисти руки и точностью переключений с одного движения на другое. Можно помогать детям принять необходимую позу, позволить поддержать и направить свободной рукой положение другой руки. Важно, чтобы указания логопеда и воспитателя были ясными, четкими, содержали элементы ободрения, оценки действий детей. Постепенно задания усложняются. Упражнение по удержанию позы могут проводиться на разных уровнях сложности: по подражанию, по речевой инструкции. Сначала словесную инструкцию мы сопровождали показом, т. е. дети работают по подражанию. Затем степень их самостоятельности мы увеличиваем – показ устраняется и остается только словесная инструкция.
Упражнения, состоящие из серии последовательных движений, предполагают развитие и совершенствование произвольного внимания, и автоматизацию действий. Далее, можно предложить задания: «Пальчики поздоровались», «Зайчик – кольцо», «Ладонь – кулак». Важное место по развитию тонкой моторики у детей с ОНР занимает ритмическая организация движения, оказывающая положительное влияние на совершенствование слухо-двигательной и слухо-зрительно-двигательной координации движений.
Кроме того, я считаю целесообразным вместе с пальчиковой гимнастикой проводить и тренировку артикуляционного аппарата. Так, мною проводились на занятиях следующие виды упражнений:
1 – тренировка нижней челюсти. И. п. – голова в положении прямо, губы сомкнуты. Кисть руки ладонью вниз, пальцы сомкнуты, большой палец прижат к указательному. На счет «один» челюсть опускается, рот открывается на ширину двух пальцев (среднего и указательного, язык лежит свободно, кончик – у нижних резцов, губы сохраняют округлую форму. Когда рот открывается, большой палец опускается вниз, четыре пальца поднимаются вверх. Следить за тем, чтобы голова не наклонялась, все внимание сосредоточено на движениях челюсти. На счет «два» фиксируется открытое положение рта; на счет «три» рот закрыт (счет ведется про себя).
2 – тренировка губных мышц.
Упражнение № 1: И. п. – зубы и губы сомкнуты. На счет «один» губы вытягиваются вперед, все пальцы собраны в щепоть. На счет «два» губы растягиваются в стороны (растягивать губы сильно не следует – нужно больше тренировать их в движении вперед); пальцы врозь. Упражнение повторяется три-четыре раза без перерыва.
Упражнение № 2: И. п. – голова в положении прямо, губы сомкнуты. На счет «один» губы вытягиваются вперед трубочкой, все пальцы собраны в щепоть. На счет «два» «трубочка» двигается вправо, собранные щепотью пальцы двигаются вправо. На счет «три» собранные губы снова выдвигаются вперед, на счет «четыре» «трубочка» двигается влево, движения кистей рук синхронны движениям губ. Все движения в той же последовательности повторяются три-четыре раза.
Упражнение № 3: И. п. – голова прямо, губы сомкнуты. На счет «один» губы собрать в «трубочку», все пальцы собраны в щепоть. Стараясь не разжимать губы и пальцы, делать круговые движения: вправо, вниз, влево, вверх. Повторять круговые движения три-четыре раза, после чего столько же раз сделать это упражнение в обратном направлении.
Упражнение № 4: И. п. – нижние зубы касаются верхней губы и легко почесывают ее. Кисть руки неподвижна ладонью вверх, пальцы сгибаются-разгибаются. Затем то же движение делают верхние зубы, касаясь нижней губы; кистью руки выполняют те же движения, но ладонью вниз.
3 – тренировка мышц языка.
Упражнение № 1: И. п. – рот открыт, язык лежит у нижних резцов. На счет «один» язык поднимается за верхние зубы, на счет «два» язык опускается в исходное положение (язык у нижних резцов). Кисть руки – выполняются движения ладонью вверх, вниз. Упражнение повторяется четыре-шесть раз.
Упражнение № 2: И. п. – голова прямо, губы сомкнуты. На счет «один» острым кончиком языка коснуться внутренней стороны левой щеки; на счет «два» внутренней стороны правой щеки. Эти движения повторяются три-четыре раза без перерыва; при этом необходимо следить, чтобы нижняя челюсть не двигалась. Кисть руки – указательным пальцем выполняются движения вправо – влево, остальные пальцы собраны в кулак.
Упражнение № 3: И. п. – голова прямо, губы сомкнуты, пальцы собраны в кулак. На счет «один» высунуть язык так, чтобы почувствовать напряжение в уздечке, пальцы распрямить, ладонь параллельна полу. Затем вернуть язык и пальцы в исходное положение. Упражнение повторить четыре-пять раз.
Упражнение № 4: И. п. – рот приоткрыт, губы в улыбке. При выполнении упражнения щелкать кончиком языка, челюсть не двигается. Кисть руки – большим и безымянными пальцами производятся щелчки.
Упражнение № 5: И. п. – губы сомкнуты, кончик языка – у нижних передних зубов. При выполнении упражнений, не разжимая губ и вдыхая через нос, опускать нижнюю челюсть до максимально глубокого положения при сомкнутых губах. Ощущается напряженное состояние мышц небной занавески и корня языка. На некоторое время задержать это состояние, потом расслабить мышцы, вернув их в И. п. Кисть руки – ладонь параллельно полу, пальцы выпрямлены. Когда нижняя челюсть опускается – пальцы собираются в «бинокль».
2. Самомассаж. Вначале ребенка необходимо обучить приемам самомассажа рук. Самомассаж – это один из видов пассивной гимнастики, его необходимо проводить ежедневно, желательно два-три раза в день. Самомассаж оказывает тонизирующее действие на центральную нервную систему, улучшает функции рецепторов, проводящих путей.
Самомассаж также может быть включен в логопедическое занятие, при этом приемы самомассажа могут предварять либо завершать артикуляционную гимнастику. Длительность одного сеанса самомассажа для детей дошкольного возраста может составлять 3-5 мин. Каждое движение выполняется в среднем 4-6 раз. В один сеанс самомассажа может быть включено лишь несколько из предлагаемых приемов. Причем они могут варьироваться в течение дня.
Дети обучаются приемам самомассажа под руководством учителя-логопеда. Перед выполнением приемов самомассажа дети должны принять спокойную, расслабленную позу. Обучая детей самомассажу, учитель-логопед показывает каждый прием на себе и комментирует его.
Дети выполняют массажный прием самостоятельно, вначале при наличии зрительного контроля, а затем и без него. Когда приемы самомассажа будут освоены детьми, возможно проведение движений под стихотворный текст или специально подобранную тихую музыку в медленном ритме. Этот метод особенно полезен, поскольку обеспечивает тактильно-проприоцептивную стимуляцию в определенном ритме, что в целом способствует формированию чувства ритма, которое в своей основе имеет моторную природу. Процедура самомассажа проводится, как правило, в игровой форме. Во время выполнения движений у ребенка не должно быть ощущений дискомфорта, напротив, все движения самомассажа должны приносить ребенку удовольствие.
3. Задания по лепке или рисованию. Кроме игр и упражнений, развитию ручной умелости способствуют также различные виды продуктивной деятельности (рисование, лепка, аппликация, конструирование, плетение, вязание и т. д.). Я стараюсь «привить» детям любовь к природным материалам, глине, пластилину. Это очень трудная и кропотливая работа, которая также развивает силу руки и пальцев, обеспечивает смену тонуса мускулатуры рук. Работа с пластилином хорошо развивает мелкую моторику, укрепляет мускулатуру пальцев, вырабатывает точность движения руки и пальцев. В играх с пластилином у детей развивается сила пальцев, ловкость, гибкость, дифференциация движений. Также в своей работе я использую дощечки, покрытые пластилином. На дощечках детям удобно выкладывать из различного материала: горох, фасоль, семена тыквы, пуговицы различной величины.
Рисование играет особую роль. Дети рисуют инструментами, близкими по форме, способу держания и действия к ручке, которой пишут в школе. По рисункам детей можно проследить, как развивается мелкая моторика, какого уровня она достигает на каждом возрастном этапе. Конечно, овладевая рисованием, лепкой, аппликацией, ребенок не научится писать. Но все эти виды продуктивной деятельности делают руку ребенка умелой, легко и свободно управляющей инструментом, развивают зрительный контроль за движением руки, помогают образованию связи «рука-глаз». Все это будет ему хорошим помощником в школе.
Не менее интересными и полезными для развития пальцев рук были занятия с использованием бумаги. Мы ее мнём, рвем, разглаживаем, режем – эти упражнения имеют терапевтический характер, положительно влияют на нервную систему, успокаивают детей. Детей привлекает возможность делать поделки из бумаги, которые можно использовать в играх, инсценировках – это оригами. Оригами – древнее искусство создания разного рода фигур из бумаги, оно пришло из Китая, откуда Япония черпала неисчислимые богатства. В настоящее время приобретает все большую популярность среди педагогов и психологов. Тематика оригами очень разнообразна, идет от простого к сложному. Например: бабочка, пчелка, зайчик, цветы, лодка с парусом, рыбка, лебедь.
4. Работа с подручным материалом (бусы, каштаны, шнурки и т. д.). Работа с этим материалом связана со всеми видами детской деятельности и приемами обучения. Например, в игре «Чудо бусы» (сделали бусы, вытянутые в нитку из 17 бусин. Центральная бусина большого размера и другого цвета). Ребенок берется за края и одновременно обеими руками перебирая по одной бусине движется к центру. На центральной бусине руки встречаются и начинают расходиться, также перебирая по бусине, но уже к противоположной стороне.
Это упражнение сопровождается стихами, бусины перебираются на ударный слог:
Заяц и ежик навстречу друг другу
Шли по дорожке, по полю, по лугу (центральная бусина)
Встретились и разбежались они
Быстро бежали, поди догони!
5. Дидактические игры и упражнения. Для развития мелкой моторики руки разработано много интересных методов и приемов, используются разнообразные стимулирующие материалы. Подборка игр и упражнений, их интенсивность, количественный и качественный состав варьируются в зависимости от индивидуальных и возрастных особенностей детей.
Считаю, что для разностороннего гармоничного развития двигательных функций кисти руки необходимо тренировать руку в различных движениях – на сжатие, на растяжение, на расслабление. И поэтому я использую следующие приемы:
систематичность проведения игр и упражнений. Не следует ожидать немедленных результатов, так как автоматизация навыка развивается многократным его повторением. В связи с этим отработка одного навыка проходит по нескольким разделам;
последовательность – (от простого к сложному). Сначала на правой руке, затем на левой; при успешном выполнении – на правой и левой руке одновременно. Недопустимо что-то пропускать и «перепрыгивать» через какие-то виды упражнений, так как это может вызвать негативизм ребенка, который на данный момент физиологически не в состоянии справиться с заданием;
все игры и упражнения должны проводиться по желанию ребенка, на положительном эмоциональном фоне. Для любого человека, независимо от его возраста, значим результат. Поэтому любое достижение малыша должно быть утилитарным и оцененным;
если ребенок постоянно требует продолжения игры, необходимо постараться переключить его внимание на выполнение другого задания. Во всем должна быть мера. Недопустимо переутомление ребенка в игре, которое также может привести к негативизму.
Существует огромное количество игр и упражнений, развивающих мелкую мускулатуру. Их можно условно разделить на несколько групп : игры на развитие тактильного восприятия, игры с водой и песком, фольклорные пальчиковые игры, упражнение с предметами, игры на выкладывание, игры на нанизывание, игры с конструкторами и т. д.
Считаю, что все игры и упражнения, которые проводятся с детьми в интересной, непринужденной игровой форме, привлекая к этому процессу родителей, помогают развивать мелкую моторику детей, их речь, внимание, мышление, а также доставляют им радость и удовольствие.
6. Бисероплетение. Бисероплетение – трудные приемы развития мелкой моторики рук, они развивают щепоть руки, качественно корригируют мышцы пальцев рук, воспитывают усидчивость, внимание.
7. Ниткография. Яркая ворсистая нитка хорошо держится на бархатной бумаге. Она также легко отделяется от нее, что позволяет детям корректировать свои работы, добиваясь лучших результатов. Эта работа проводится с детьми индивидуально или с небольшими подгруппами. С помощью ниткографии выкладываются сначала контуры простых предметов, затем более сложных (цветок, рыбка, домик т. д.).
Детям предлагаю выложить геометрические фигуры, контуры предметов по замыслу. Когда дети хорошо освоят технику ниткографии, предлагаю сюжетные картинки с использованием ниток нескольких цветов. Вся тематика ниткографии соответствовала лексическим темам перспективного плана – от простого к сложному: «Мячик» «Яблочко», «Вишенки», «Уточка», «Елка», «Снеговик» и т. д.
Таким образом, работа была построена на принципах комплексности и системности, что предполагало реализацию всех педагогических условий в тесной взаимосвязи.